Этот опус посвящён популярной когда то, потом - подзабытой, а теперь оживающей теме web 3D. И не просто так, а в приложении к делам практическим, архитектурно-риэлтерским и 3D-каталожным. История 3D web, интересна и где-то поучительна. В конце 90 казалось, что ещё чуть-чуть и 3D будет метафорой интерфейса для всего буквально. Идея объединения web и VR казалась совершенно естественной - вместо того, чтобы сурфить по линкам гипертекста - простро бродишь по виртуальному пространству где "..по стенам висят тут и там три медведя, заколотый витязь..". После выхода в 97 классного VRML плеера Cosmo от
SGI (Silicon Graphics Inc.) всё было готово. Ну почти всё: каналы доступа в Internet были ещё слабоваты, средства разработки виртуальной архитектуры неудобны, а графичесие карточки не знали слова OpenGL. Тем не менее ещё годик- другой и всё было бы пучком, но, как это часто бывет, вмешались суровые обстоятельства бизнеса. После реорганизации SGI в 98 , CosmoSoftware отошло Computer Associates, которая не стала продолжать разработку Cosmo player. Момент был упущен, вышел Unreal, a
VRML 97, тогда проигрывал в качестве картинки творению Epic Games. Может я и ошибаюсь, но кажется мне это была "точка ветвления" - всё (или кое что) могло бы выглядеть теперь по другому.
Тем не менее VRML, а затем X3D продолжал использоваться в образовании, науке и вообще там, где предпочитают открытые форматы. Между тем все коммерческие альтернативы:
Microsoft Chrome,
Adobe Atmosphere канули и о них мало кто помнит. Группа разработчиков Cosmo составила основу новой компании -
ParallelGraphics, которая выпустила новый VRML плеер - Cortona3D и ещё множество интересных софтинок. Среди них есть такой продукт Outline 3D, точнее сказать продукт такой был, поскольку c 05 изменения в него не вносились. А жаль, потому что, на мой средне-просвящённый взгляд, это был самый удобный инструмент для "VR-архитектуры (дизайна)" уровня - помещение, квартира, отдельный дом (но не город).
"Подумаешь, сильное дело" - скажите вы, число таких программ определяется термином "до фига". Это - правда, но вот года три назад мне понадобилось решение для сети салонов отделочных материалов (дрогой краски, плитки, сантехники и прочее). Задача была простая (в постановке): софтинка, в которой человек за 10 минут, в присутствии клиента, мог бы построить модель помещения на основе плана, "наклеить", покрасить, расставить оборудование и посчитать чего и сколько. Да, и ещё одно пожелание было, обучиться этому должно было за один день. Я тогда перебрал от
Nemetschek и
ArchiCad (тогда это были разные вещи) до
Arcon и
FloorPlan 3D (ScetchUp - пропустил). Всё было не то: или слишком сложно, или 2D.
Outline3D подошёл. И как подошёл! Процесс прост как 1-2-3: отсканировал план, подложил картинку в специальную приблуду - обвёл стены(задав толщину) установил масштаб, высоту потолка, оконные и дверные проёмы, нажал сгенерить, прошу пожалуйста: макет готов. Дальше работаете в 3D: выбираете объекты и покрытия, плюх на стены, пол, потолок. Дали клиенту "походить" по VR модели, нажали на кнопочку - распечатали план и спецификацию. Ещё пару кнопок - особо выгодные ракурсы на цветном принтере. Но это ещё не всё - сохранили модель в VRML(!) опубликовали в галерее на своём сайте и отослали клиенту по почте. Кое чего, конечно но же, не хватало, мило прерписывался с customer support - " ваши пожеланию возможно будут реализованы в следующей версии программы". Увы, не были, думаю потому, что не было новой версии. Пришлось чуть-чуть подкрутить креативным реверс-инженирингом, хотя и не люблю я это.
Что же в сухом остатке, для чего это можно применить?
Если у вас есть сеть магазинов "отдельные материалы" - попробуйте, но берите $20 с клиента за мини-проект и включайте услугу в стоимость покупки . Иначе получится: интереса больше - продаж меньше. Впрочем, если через дорогу другой салон, где используют CorelDraw а количество считают в Excel у вас будет конкурентное преимущество. Так и вижу себе рекламу: "Компьютерное моделирование интерьеров в присутствии заказчика".
Если у вас серьёзная студия интерьер-дизайна - не применяйте, если клиент увидит, что скетч-проект может быть сделан за пол-часа, вы сломаете цену и даже не хочу думать как будут бороться с вами конкуренты.
Если у вас риэлтерское агенство можно попытаться отличиться: разместить не только планы объектов но и VRML модель, при стоимости жилья более 2к за квадрат (Минск) и количестве агенств более сотни просто необходимо хоть чем-то выделяться.
Тем не менее следует признать, что популярность
Google SketchUp такова, что он становится стандартом de facto. А возможность размещать модели *.skt прямо на Google Maps, использовать и добавлять модели в Google Warehouse позволяет создавать новые, удобные виды сервиса. Для примера можно
посмотреть - нечто очень близкое к Outline 3D по возможностям, но на "новой платформе". И последнее, SketchUp предоставляет возможности расширения через Ruby API . Может есть смысл добавив несколько макросов, сделать построение "комнат" и работу с покрытиями более технологичной. Посмотрим насколько это сложно.
Но самый завиральный Web 3D (не путать с Web 3.0!) проект был бы таким: допустим Вы научились транслировать "архитектуру" Doom wads /Quake maps , Unreal packages в X3D. Тогда можно открывать ресурс "Музей классических игр", который мог бы стать весьма популярным.