Кружево-Lace.14-18 век
Кружево ручной работы во все времена стоило очень дорого.
На кружевах разорялись, из-за них влезали в долги, садились в тюрьму и кончали жизнь самоубийством. По официальным документам, аристократия и церковь тратили на кружева колоссальные суммы.
[700x]
POURBUS, Frans the Younger. Archdukes Albert and Isabella
[550x]
Возникновение кружева относится к очень древним временам. В легендарной книге «Исход» упоминается «завеса из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона узорчатой работы» (гл. XXVI—XXVII) и «одежда Аарона из золотой, голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона». Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века.
Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.
Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору.
Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.
-------------------------------------Воротники--------------------
---------------------------------------Фреза---------------------
[показать]
Charles, Prince of Wales (later Charles I). Vellum. Oval, 2 5/8 in (6.7cm) high.
Author Isaac Oliver
Date 1615(1615)
[600x]
Elizabeth, Queen of Bohemia, by Michiel Jansz. van Miereveldt (died 1641). See source website for additional information.
Date c. 1623
[600x]
GHEERAERTS, Marcus the Younger
Portrait of Lady Anne Ruhout
1631
Oil on canvas, 126 x 102 cm
Groeninge Museum, Bruges
[800x]
DYCK, Sir Anthony van
Portrait of a Noble Genoese Lady
1621-27
Oil on canvas, 239 x 170 cm
Musée du Louvre, Paris
[800x]
GONZÁLEZ Y SERRANO, Bartolomé
Portrait of Margarita Aldobrandini, Duchess of Parma
1610-23
Oil on canvas, 155 x 112 cm
The Hermitage, St. Petersburg
Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие. В Италии славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.
Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. Здесь изготавливали плетеные гипюры с орнаментами из растительных завитков, для изготовления которых в сырых подвалах, чтобы кудель постоянно был влажным, мастерицы пряли удивительно мягкие и тонкие нити из льна.
Название знаменитого тонкого фламандского брюссельского гипюра «гипюр англетэр» объясняется политико-экономическими причинами. В Англии вплоть до 1735 года сохранялись запрет и ограничения на ношение кружев иностранного производства. В 1662 году английский парламент запретил ввоз фламандского кружева и поощрил выпуск отечественного. Однако спрос был столь велик, что фламандское кружево привозилось тайно и продавалось под видом английского с новым названием.
В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая и сама была знатной мастерицей, искусно сочинявшей узоры из цветов, зверей и птиц.
В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.
Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды.
[700x]
MIEREVELD, Michiel Jansz. van
Portrait of a Woman
1628
Oil on panel, 67 x 56 cm
Wallace Collection, London
[1000x]
POURBUS, Frans the Younger
Archdukes Albert and Isabella
-
Oil on oak panel, 60 x 42 cm (each)
Groeninge Museum, Bruges
[показать]
POURBUS, Frans the Younger
Portrait of an Italian Lady
1600-09
Oil on canvas, 47 x 36 cm
Pinacoteca Malaspina, Pavia
Other works by the artist...
[показать]
POURBUS, Frans the Younger
Portrait of Margaret of Savoy, Duchess of Mantua
1608
Oil on canvas, 207 x 116 cm
The Hermitage, St. Petersburg
Other works by the artist...
[показать]
POURBUS, Frans the Younger
Portrait of Isabella Clara Eugenia of Austria with her Dwarf
c. 1599
Oil on canvas, 217 x 130 cm
Royal Collection, Hampton Court
Людовик XIII в 1613 году издал закон, который должен был положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре нашла выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции были срочно выписаны мастера. Такими центрами стали города Аржантан и Алансон. Сложные декоративные композиции, тысячи изощренных деталей, нитяные мостики, или связки, превратившиеся в фон, придают неповторимую воздушную массивность ранним французским гипюрам. Во Франции кружево было популярным вплоть до Французской революции. После революции кружево стало модным при дворе Наполеона, но ненадолго.
В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге.
Кружевные работы в Швеции во многом связаны с именем св. Бригиты из Водстена, которая обучала этому ремеслу монахинь.
К XVII веку кружевом украшали костюмы маршалов и офицеров, кавалеров и придворных дам. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, отворотов сапог и перчаток, украшение карет, кроватей, тронов, мебели, алтарей.
В XVIII веке наибольшим успехом пользовалось чрезвычайно тонкое кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Большое распространение получили рисунки на религиозные сюжеты, часто изображалась мадонна с младенцем. Сложный рисунок для таких кружев создавался профессиональным художниками. Шелковое тонкое кружево «блонд» было излюбленным во времена ампира, а кружева с цветами и листьями с золотой и серебряной нитями, шли на знаменитую испанские мантильи.
---------------Чепцы и наколки--------------------------
[показать]
Portret Anna de Looper, Abraham Rombouts, 1627 Portret Anna de Looper, Abraham Rombouts, 1627
[700x]
MIEREVELD, Michiel Jansz. van
Portrait of a Young Woman
1630
Oil on panel, 70 x 58 cm
Kunsthistorisches Museum, Vienna
[900x]
AVED, Jacques-André-Joseph
Madame Crozat
17541
Oil on canvas
Musée Fabre, Montpellier
[показать]
Eleanor James, by unknown artist.
Date c. 1700
[показать]
Место происхождения: Brussels (city) (made) Брюссель 1730-1750 (сделано)
needle lace игольное кружево
[показать]
Брюссель
Date: Дата: 1750s (made) Эти ушки -часть головного убора.
[показать]
Детский чепчик, 18 век
---------------------------Стоячий воротник-----------------
[показать]
Elisabeth of France, Queen of Spain, eldest daughter of King Henry IV. of France and Maria de Medici, first Wife of King Philip IV of Spain, oil on canvas, Staatliche Kunsthalle Karlsruhe
Date c. 1615
Author Frans Pourbus the Younger
[700x]
Anthony van Dyck (1599(1599)–1641(1641))
um 1630
Porträt der Marie-Louise de Tassis
[600x]
Catherine Killigrew, Lady Jermyn, oil on panel
Date 1614(1614)
Source Scanned from Karen Hearn, ed. Dynasties: Painting in Tudor and Jacobean England 1530-1630.
Author Marcus Gheeaerts the Younger
[показать]
unknow, probably 17th century
Author Marcus Gheeraerts
[показать]
POURBUS, Frans the Younger
Portrait of a Frenchman
1610-22
Oil on canvas, 61 x 53,3 cm
Art Gallery, New South Wales
---------------------Отложной------------------------
[показать]
A double portrait of Charles I and Henrietta Maria, with Henrietta Maria handing a laurel wreath to the king. 17th century. Coques, Gonzales
[показать]
Kaiser Ferdinand III. (1608-1657), Brustbild
Frans Luycx
[700x]
DYCK, Sir Anthony van
Portrait of the Princes Palatine Charles-Louis I and his Brother Robert
1637
Oil on canvas, 132 x 152 cm
Musée du Louvre, Paris
[500x]
HALS, Frans
Portrait of a Woman Holding a Fan
c. 1640
Oil on canvas, 79,8 x 59 cm
National Gallery, London
-------------------------Бобинное кружево----------------------
[показать]
Collar Бобинное кружево
Place of origin:Honiton (probably, made)
Date:1630-1640 (made)
Lacemaking developed in England during the 16th century in response to the growth in personal wealth and to changes in fashionable dress. By 1600, bobbin lace was being made domestically throughout the country and professional centres had been established in London, the West Country and the Midlands. The lace for this collar was probably professionally made.
[показать]
Lace ensemble
Place of origin:England (made)
Devon (probably, made)
Date:ca. 1635 (made)
[показать]
Игольное кружево
[показать]
Воротник
Place of origin: Место происхождения: Vienna (made) Вена (сделано)
Date: Дата: 1879 (designed) 1879 (по проекту)
[показать]
[показать]
Воротник
Place of origin: Место происхождения: Belgium (made) Бельгия (сделано)
Date: Дата: 1630s (made) 1630-х годах (сделано)
[показать]
Фландрия mid 17th century (made) середины 17-го века
----------------Рукава и вырез-------------------
[600x]
Detail from a painting of The Marquise d'Aigurandes by F. Drouais, 1759
[показать]
Sophie Philippine Elisabeth Justine de France, dite Madame Sophie (1734-1782)
Year 1748(1748)
Technique Oil on canvas
Musée national du Château et des Trianons
[показать]
Russian Grand princess Catharina Aleksejevna 16 years old (future Catherine II of Russia, called the Great)
german painter Georg Christoph Grooth
State Hermitage Museum, St-Peterburg, Russia
Date 1745(1745)
[показать]
DROUAIS, François-Hubert
Madame de Pompadour
1763-64
Oil on canvas, 217 x 157 cm
National Gallery, London
[показать]
Alexander Roslin (1718(1718)–1793(1793))
John Jennings Esq., his Brother and Sister-in-Law
Year 1769
[600x]
Half length portrait of a lady.
------------------------Кружево на на кюлотах и обуви----------------------
[показать]
кружева, 1630c, игольное кружево
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
--------------------------Жабо-и-галстуки--------------------
-------------------------------
[показать]
Portrait of Louis XIV
Date 1661(1661)
Author Charles Le Brun
[показать]
After David Paton
Date
1698 (c.)
Robert Earle of Roxburgh
[800x]
Brussels bobbin lace cravat possibly made for Louis XIV
[показать]
lace, 1660s, Italian; Raised needle Venetian
[показать]
Cravat. Галстук. Брюссель 1720s
[показать]
Воротник, игольное кружево, 1660-1680, Венеция, Италия
----------
[показать]
Gustavus III of Sweden
Date 1777(1777)
Alexander Roslin (1718(1718)–1793(1793))
[600x]
The Emperor FrancisⅠ,the Empress Maria Theresa and their children in 1756 (detail)
Date 1756(1756)
Source The original is located at Musées Trianon
Author Martin Van Mytens
[показать]
William Gore. Miniatures.
Date circa 1752
Author Christian Friedrich Zincke
[показать]
BELLE, Alexis-Simon
Portrait of Louis XV
-
Oil on canvas, 116 x
--------------------------------Игольное кружево-------------
[показать]
Наиболее популярными темами для рукоделия фотографий и панелей для которых это кружева тесно связаны, были сцены из Ветхого Завета и античной мифологии, или чувств, элементов и сезонов.
England (made) Англия (сделано)
Date: Дата: 1640-1670 (made) 1640-1670
----------------------------------Ленточное---------------------------
[показать]
игольное кружево, 1620-1640, Италия
[показать]
игольное кружево, 1620-1640, Италия
[показать]
Платок, игольное кружево, лен, 1685-1700, Венеция, Италия
[показать]
игольное кружево, 1690-1680-е годы, Венеция
[показать]
игольное кружево, 1690-1680-е годы, Венеция
[показать]
Италия early 17th century (made) начало 17 века (сделано)
Cutwork and needle lace Cutwork и игольное кружево
[показать]
Италия early 17th century (made) начало 17 века (сделано)
Cutwork and needle lace Cutwork и игольное кружево
[показать]
Италия (сделано)
Date: Дата: 1620-1640 Игольное кружево
[показать]
Ирландия, 1886. Монастырь Poor Clares,
[показать]
Незавершенное кружево- видна бумага с рисунком.
[показать]
Biblia игольное кружево
[показать]
Biblia игольное кружево, Кипр, 1886
[показать]
This is a piece of Irish needle lace. It has a distinctive flat style and an 18th-century pattern, although it actually dates from about 1886.
[показать]
Border
Unknown
ca. 1886
----------------------
[показать]
Set of flounces- Набор воланов
Place of origin:Bayeux (made)
Date:1867 (made)
---------------------
[показать]
Носовой платок
England (made) Англия
second half 19th century (made) вторая половины 19 века
[показать]
England (made) Англия
Date: Дата: second half 19th century (made) вторая половины 19 века
[показать]
This set of bed hangings was made for the marriage in 1875 of Queen Natalie, the daughter of a Russian colonel, to Milan IV, King of Serbia.
--------------------------Венецианское--------------------------------
В XVI веке одним из центров кружевоплетения считалась Венеция.
Венецианское кружево дорого ценилось во всей Европе. Эскизы для кружевных рисунков создавали известнейшие художники и ювелиры (такие как Чезаре Вечеллио и Бенвенуто Челлини). Именно их кисти принадлежат новаторские решения, благодаря которым были созданы различные виды кружев, популярные и в наше время. В те годы были изобретены различные виды стежка: стежок узлом, кружево на сетке, или тюль, муранский стежок и игольный стежок.
Благодаря знаменитым талантам венецианских торговцев оно распространилось по всей Европе и стало одной из причин баснословных налогов в тех государствах, где монархи и знать любили красиво приодеться – венецианское кружево было очень дорогим удовольствием. Им отделывали и белье, и верхнюю одежду, и обувь, что нередко влетало в копеечку: на отделку одного лишь плоеного воротника фриза шло от 10 до 15 метров кружева!
На островах Бурано,Пеллестрина, Чиоджа и Мурано наладилось кружевное производство, где руками трех тысяч рыбацких жен и дочерей творилось удивительное кружево, для создания которого использовалось 3-4 тысячи нитей на одно изделие. Закономерно, что всего через 10 лет эти мануфактуры стали официальными поставщиками кружева для королевского двора. Это тончайшее филигранное кружево до сих пор считается образцовым и не поддается веянию моды.
[показать]
Незавершенное
Burano Lace School Кружева Бурано школа
ca. 1880 C. 1880
Школа была создана для благотворительных причинам, и с королевским патронажем после суровой зимы 1872года. The Venetian lagoon froze and the communities dependent on fishing were badly affected. Венецианская лагуна замерзла и общины, зависящие от рыбалки были сильно затронуты. The school revived the skill that had made Venice the major producer of needle lace in the 16th and 17th centuries. Была возрождена школа мастерства, которая была в Венеции крупным производителем игольного кружева в 16-м и 17-м веках.
[показать]
Flounce
Place of origin:Burano (made)
Date:1880s (made)
[показать]
Эта вуаль или шале сочетает кружево ручной иглы и мотивы бобиного кружева.
The market for all qualities of lace grew in the mid 19th century. Рынок для всех качеств кружево вырос в середине 19 века. Handmade lace was a status symbol that demonstrated wealth and position. Кружево ручной работы была символом статуса, богатства и положения. In the 1850s and 1860s people began to spend large quantities on luxury lace as they had done in the 18th century. В 1850 и 1860 люди стали тратить деньги в больших количествах на роскошные кружева, как это было в 18 веке. Silk lace and embroidered nets were fashionable in the early years of the 19th century. Шелковые кружева и вышитые на сетке были весьма модными в первые годы 19-го века. Manufacturers made great efforts to improve and expand the industry to meet demand. Производители прилагают большие усилия для совершенствования и расширения промышленности для удовлетворения спроса. By the mid 1840s, Brussels was again the leading centre for fashion lace. К середине 1840-х годах Брюссель вновь ведущим центром моды кружево. Handmade net remained fashionable until the 1850s, when this piece was made.
[показать]
Stole
Burano Lace School
ca. 1900
[показать]
---------------------------Бобинное кружево------------------
[показать]
Shawl Шаль. Шантильи.
Place of origin:Chantilly (probably, made)
Date:1860-1870 (made)
Artist/Maker:Unknown
Materials and Techniques:Silk bobbin lace
[показать]
Shawl Шаль. Шантильи.
Place of origin:Chantilly (probably, made)
Date:1860-1870 (made)
[показать]
---------------------------Бельгийское кружево--------------------------
Бельгийский город Брюгге уже несколько веков является синонимом мастерского кружевоплетения. В веке оно здесь стало едва ли не основным источником доходов для бедных слоев населения. Производство кружев начало набирать обороты в 1717 году, когда епископ Брюгге Van Susteran предложил беднякам поправить свое финансовое положение посредством этого ремесла. Назвать идею блестящей было трудно: трудоемкая кропотливая работа приносила совсем небольшой доход, но другого выхода у людей не было. Обучать неимущих этому искусству взялись волонтерки из Собрания Апостольских Сестер. Они так рьяно принялись за работу, что вскоре смогли хорошо отладить производство и даже получить большее помещение. К 1860 году количество учеников превысило 400 человек, кружевоплетение расцвело пышным цветом, а его история обогатилась множеством доселе невиданных узоров.
Тонкое льняное кружево изготавливалось руками маленьких девочек, ведь только их чуткие пальчики могли уловить момент, когда нитка становилась нужной толщины.
[показать]
Christening cap
Place of origin:Belgium (lace, made)
England (assembled)
Date:1650-1700 (made)
[показать]
Flounce Bobbin lace worked in linen thread
Place of origin:Brussels (city) (made)
Date:ca. 1740 (made)
[показать]
Flounce Bobbin lace worked in linen thread
Place of origin:Brussels (city) (made)
Date:ca. 1740 (made)
[показать]
Брюссель
1730-1750
Материалы и методы: Bobbin lace Коклюшка кружево
[показать]
Брюссель
1730-1750
Материалы и методы: Bobbin lace Коклюшка кружево
[показать]
old picture , unknown people who made this piece for the Queen Maria Hendrikka of the belgians; Royal Collection ca. 1878
[показать]
Apron
Place of origin:Brussels (city) (made)
Date:mid 18th century (made)
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Lace?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Lace_in_art
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Jabots
http://www.costumes.org/History/100pages/17THLACE.HTM
http://fashionismymuse.blogspot.com/search/label/Lace
http://collections.vam.ac.uk/technique/needle-lace/242/
http://www.darievna.ru/page/istorija-kruzheva
http://collections.vam.ac.uk/