[448x336]При раскопках Успенского собора в подвальной части одного из приделов студенты обнаружили затопленные водой обломки бетонной плиты. Когда их удалось поднять, на поверхность всплыла небольшая деревянная табличка размером с половину тетрадного листа-икона. На лицевой ее стороне, сильно пострадавшей от влаги, с трудом просматривались очертания Богородицы и младенца Иисуса. На оборотной стороне находки сохранилась дарственная надпись: «Преосвященному епископу Сильвестру от почитателей. Июль 1914 года». Вскоре обнаружилось, что икона указала людям особое место на раскопках. Кстати, икона появилась из-под земли спустя ровно 114 лет с того дня, когда будущий император Николай II заложил первый камень на строительстве Успенского собора.
Когда удалось откачать воду, выяснилось, что икона всплыла над неизвестным, сделанным весьма поспешно захоронением. На это указывают множество деталей. Прикрывавшая могилу плита, из которой второпях не убрана деревянная опалубка, изготовлена из бетона вперемежку с землей. Хотя в те времена всегда заботились о качестве стройматериалов. Да и установлена плита вровень с полом, так, чтобы сливаться с его поверхностью и не привлекать посторонних глаз. Если бы не трещины от взрыва, ее могли бы и не заметить даже сейчас. Православный крест выбит не сверху, а на той стороне надгробия, которая обращена к земле.
Внутри усыпальницы на одной из стен была обнаружена еще одна икона – Киево-Братская. В отличие от первой сохранилась она прекрасно, потому что выполнена эмалью на металле.
Последним бережно извлекли деревянный гроб длиной два метра двадцать сантиметров. Днм обретения мощей считается пятница, 22 июля. В гробу сохранились часть черепа, кости, частицы мощей и фрагменты облачения.
Все находилось в крайне плачевном состоянии. Склеп сильно пострадал от взрыва 1935 года, его эпицентр находился всего в семидесяти метрах. Довершили разрушение дренажные воды. Они стекали в гробницу через прохудившееся дно фонтана. Промывая комья глины раствором воды с глицерином, обнаружили еще и остатки материи. Выяснилось, что гроб был обит зеленым гобеленом.
Самая удивительная находка – это металлический штырь, обернутый хорошо просмоленной деревянной стружкой. Обнаружен он на дне гроба. По мнению специалистов, положили его туда специально, как символ того, что умерший был зверски замучен.
Помимо этого найден граненый стаканчик с лоскутом волос. Скорее всего, они остались с монашеского пострига. Ведь монахом и епископом Сильвестр стал за несколько лет до своего назначения в Сибирь, и вполне мог сохранить локон на память. На кипарисовом нательном крестике стоит дата — 1918 год. Именно весной 1918-го патриарх Тихон возвел Сильвестра в сан архиепископа.
Обнаружили также письменные принадлежности - расписную чернильницу и химический карандаш, видимо в память о многих написанных трудах.
Внизу гроба был обнаружен орлец - круглый коврик с вышитым парящим орлом, который использовался для обертывания ног. Орлец могли положить только при захоронения архиепископа.Также был найден параман - знак того, что захоронен монах. Все архиериеи Русской Православной Церкви являются монахами.
Но главное все-таки в другом. Известно, что в гражданскую войну на берегах Иртыша находились шесть архиереев. Они перебрались в Омск с Волги и Урала, спасаясь от бесчинств большевиков. Родом с Украины среди них был только Сильвестр. И как раз там особо почитались иконы, найденные в могиле. Кроме того, Сильвестр - единственный, кто оставался в Омске до 1920 года.
Все это, а также близость могилы к алтарю указывает на то, что найденные останки принадлежат одному из церковных иерархов. И ученые, и представители духовенства Омско-Тарской епархии сходятся во мнении, что, вероятнее всего, им мог быть архиепископ Сильвестр.
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.
Это первая канонизация омского святого за всю историю Омско - Тарской епархии.
Митрополит Феодосий собирается просить благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на сохранение святых останков. Если оно будет получено, мощи выставят в одном из омских храмов. А после восстановления кафедрального Успенского собора - в соборе, где архиепископ Сильвестр служил и был захоронен.
P.S. В 1918-м году на соборном совещании архипастырей Сибири, отделенной к тому времени от Центральной России линией фронта, Сильвестра избрали главой Высшего временного церковного управления. Его юрисдикция распространялась от Волги до Урала.
Именно Сильвестр благословил и привел к присяге на верность Родине Верховного правителя России адми-рала Александра Колчака и министров его правительства.
При нем же, когда в результате расследования, проведенного юристом Николаем Соколовым, стало совершенно очевидно, что семьи последнего царя нет в живых, по Романовым в годовщину их трагической гибели в Успенском соборе отслужили первую официальную панихиду. Хотя, поминать человека, о смерти которого нет явных свидетельств, считается по церковным канонам грехом.
Когда фронт начал откатываться при желании он мог без особых хлопот оказаться в эмиграции. В одном из многочисленных эшелонов, растянувшихся длинной лентой по всей Транссибирской магистрали, наверняка нашлось бы место и для настоятеля православной церкви в Сибири. Но он предпочел остаться со своей паствой, хотя понимал, что идет на верную гибель. После прихода красных арест последовал незамедлительно. Сильвестр являлся главой Высшего временного церковного управления Сибири и поэтому был особо ненавистен большевикам. В акафисте мученику рассказывается, что после двух месяцев истязаний его распяли в застенках, прибив гвоздями руки и ноги к полу, а затем пронзили сердце ружейным шомполом…
[448x327]
Исходное сообщение Xardaas ... "после двух месяцев истязаний его распяли в застенках, прибив гвоздями руки и ноги к полу, а затем пронзили сердце ружейным шомполом…" - кажется мне фантастикой... ...Большевики ненавидели церковь, поэтому они могли зделать что угодно. Это показывает, насколько род человеческий жестокий. Если почитать историю, там и похуже сцены были. Я сама то в церковь не хожу )) И не провославная я ) Просто историю в какой то мере люблю, и все ее тайны...