• Авторизация


Вот этому я учусь... 09-10-2007 14:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ЗАБРИСКИ ПОИНТ (1969)
Режиссер – Микеланджело Антониони
В ролях – Марк Фречетт, Дарья Холприн

Забриски Поинт – это всего лишь место в Аризоне, высохшее мертвое озеро посреди бескрайней пустыни, растянувшееся на многие мили.
“Забриски Поинт” – первый и единственный фильм великого итальянского режиссера Микеланджело Антониони снятый им в Голливуде. Работая на фабрике грез, Антониони выбрал нетипичный образ Америки, которую часто изображают через штат Калифорния, с ее пальмами, пляжами, океаном и беззаботной жизнью. Этакий рай на земле. Или же через крупнейшие мегаполисы вроде Нью-Йорка или Вашингтона, и тогда Америка предстает могучей сверхдержавой. Режиссер же увидел США совершенно в ином свете.
Конец 60-х, время студенческих волнений, борьбы за свои права чернокожего населения, полицейский беспредел… История целого поколения революционеров, хиппи, бунтарей, рассказанная со свойственной Антониони монотонностью, вниманию к мельчайшим деталям и символам и глубоким философским смыслом.
Мир, разделенный на две части. На одной чаше весов – подрастающее поколение, “дети-цветы”, которых не устраивает жизнь в современном обществе, они не могут и не хотят жить по правилам, диктуемые этим обществом.
С другой стороны находятся те, кто, собственно, и представляет это общество – правительство, полиция, крупные бизнесмены, которых не волнует ничего, кроме финансового благополучия. Через призму этого конфликта режиссер показывает скопище язв и пороков старой Америки.
Главный герой Марк, студент университета, приходит на собрание членов революционного общества. С этого собрания начинается фильм. Начальные кадры стилизованны под документальную хронику. Взгляды, лица, жесты сняты крупным планам с разных ракурсов. Рука, которую кто-то поднимает, прося слова; другая, на что-то указывающая; лица юношей и девушек, белых и черных, внимательно слушающих ораторов и готовых в любую минуту высказаться. Эти кадры как - бы подчеркивают, что степень авторского участия в рассказываемой истории минимальна и ограничена ракурсом зрения кинообъектива.
Для Марка неприемлема эта дискуссия, “собрания не его стихия”. Он вообще не принадлежит ни к одной из сторон. Некоторые готовы лезть на баррикады и стрелять в полицейских, другие стараются укрыться в иной реальности с помощью наркотиков. Марк понимает, что надо бороться, но не знает как. Он даже покупает пистолет, но воспользоваться им не успевает. Во время очередных беспорядков у университета убивают полицейского. В убийстве обвиняют Марка, который может и хотел бы выстрелить, только кто-то опередил его. Да и не в его это натуре – убивать. Пытаясь скрыться от правосудия, он угоняет маленький частный самолет. Вот его специфический вызов обществу, попытка “улететь с этой земли”.
Противоположностью Марка является Дарья, работающая секретаршей в крупной фирме. Это явно не то, к чему она стремится, но, являясь своеобразным “приспособленцем”, она не бунтует, не вступает в конфликты с обществом, предпочитая прятаться в своем мирке с помощью марихуаны и музыки. Легкая интрижка с боссом, в результате которой она получает приглашение посетить загородную виллу начальника, куда и направляется на машине через пустыню. Именно в пустыне героям предстоит встретиться, и эта встреча изменит их жизнь.
Темы одиночества и отчуждения, основные в творчестве Антониони, здесь вспыхивают с новыми силами, благо антураж пустыни этому способствует. Режиссер использует общие планы, показывая огромные, безжизненные пейзажи, километры дорог, по которым едет маленькая машинка Дарьи. Бесконечная голубизна неба, в котором парит одинокий самолет Марка. Игра красок, песочно-серого и голубого. Музыка, в исполнении известнейших групп Pink Floyd и Grateful Dead прекрасно дополняет картину оторванности от мира, создаваемую режиссером.
Однако на первый план выходит мотив о зыбкости человеческого счастья. Сначала романтическая встреча, словно слияние неба с землей, внезапно вспыхнувшая страсть, чистое, искреннее чувство, возникающее в мертвой пустыне. Кадры с занимающимися любовью людьми, которых становится все больше и больше, аллегория, сравнение с миром животных, где все происходит по честному, где нет обмана и лжи. Да эти пары и сами похожи на львов и тигров в своих любовных играх. Затем расставание и трагический финал.
Наверное, им все-таки суждено было расстаться. Они слишком разные. Для Марка неприемлем мир иллюзорный, именно поэтому он отказывается от сигареты с травкой, а вот Дарья с удовольствием путешествует в страну грез. Однако Марк в состоянии изменить мировоззрение подруги, но лишь ценой своей жизни. Попытка вернуть самолет законным владельцам заканчивается трагедией. Марк погибает, бессмысленно, так и не успев ничего сделать. Хотя так ли ничего? Возможно, одна человеческая судьба стоит твоей жизни? Жертвенность – понятие очень близкое Антониони. Финал картины ясно дает понять, что смерть Марка хоть и является глупой и нелепой, но все же, в какой-то степени, оправданной. И взрыв загородного дома босса, происходящий в воображении Дарьи, подтверждает это. Взлетающий на воздух особняк, снятый с разных ракурсов несколькими камерами, являет собой уничтожение материального мира, с дарами цивилизации, заменившие духовность, любовь и сострадание. Взрываются холодильники, бытовые приборы, полки с книгами, пролетает мимо, медленно вращаясь, курица-гриль…. Остается только выжженная пустыня, как аллегорическое предупреждение о том будущем, что ждет современную рекламно-технологическую цивилизацию. Это один из самых ярких эмоциональных эпизодов, снятый, для усиления эффекта, рапидом.
Этот фильм, как и все работы Антаниони, может показаться скучным. Такое
бывает, когда смотришь на маленьком экране, когда не включается гипнотизирующая
сила темпоритма (на большом экране ритм иной, он затягивает в себя). Фильм для созерцания и размышления. Если вы сможете почувствовать и понять это, то получите непередаваемое удовольствие.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Вот этому я учусь... | Goa_head - Дневник Goa_head | Лента друзей Goa_head / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»