Без заголовка
14-06-2010 17:31
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
1. Юридическая и социально-политическая сущность конституции 2
2. Основные тенденции развития конституционного права 3
3. Права, свободы и обязанности человека и гражданина, соотношение между ними 3
4. Равенство прав, свобод и обязанностей, запрет дискриминации в зарубежных странах 4
5. Гарантии и ограничения прав и свобод в зарубежных странах 5
6. Личные (гражданские) права, свободы и обязанности в зарубежных странах 6
7. Политические права, свободы и обязанности в зарубежных странах 7
8. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности в зарубежных странах 9
9. Общественный строй как конституционно-правовой институт в зарубежных странах 13
10. Государство как конституционно-правовой институт в зарубежных странах 15
11. Негосударственные политические институты и их конституционно-правовой статус в зарубежных странах 16
12. Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах 18
13. Принципы избирательного права в зарубежных странах 19
14. Избирательные системы в зарубежных странах 20
15. Избирательный процесс в зарубежных странах 21
16. Референдум в зарубежных странах, его виды, процедура и правовые последствия 22
17. Парламентарии, их статус и объединения в зарубежных странах 23
18. Парламентское право в зарубежных странах, его содержание и источники 23
19. Парламентские процедуры в зарубежных странах 24
20. Глава государства в зарубежных странах 24
21. Правительство в зарубежных странах 26
22. Функции и структура судебной власти в зарубежных странах 29
23. Принципы судоустройства и судопроизводства в зарубежных странах 32
24. Конституционная юстиция в зарубежных странах 32
25. Формы политико-территориального устройства в зарубежных странах 33
26. Принципы распределения компетенции между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах 35
27. Статус субъектов федерации и иных носителей государственной автономии в зарубежных странах 36
28. Основные модели организации публичной власти на местах в зарубежных странах 37
29. Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах 39
30. Конституционная ответственность, ее субъекты и виды в зарубежных странах 41
31. Особенности Конституции и конституционного права США 41
32. Порядок выборов Президента и Конгресса США 42
33. Система сдержек и противовесов в форме правления США 43
34. Особенности конституционного права Соединенного Королевства 43
35. Британский Парламент, его взаимоотношения с Королевой и Правительством 45
36. Реформа политико-территориального устройства Соединенного Королевства 47
37. Особенности французского конституционного права 48
38. Форма правления и государственный режим во Франции 49
39. Политико-территориальное устройство, организация региональной и местной власти во Франции 51
40. Особенности германского конституционного права 52
41. Форма правления и государственный режим в Германии, формирование и взаимодействие высших государственных органов 54
42. Германский федерализм, местное управление и самоуправление 55
43. Конституция Японии, особенности правоприменения 56
44. Форма правления и государственный режим Японии 57
45. Политико-территориальное устройство Японии 59
46. Особенности конституционного права Италии 59
47. Форма правления и государственный режим в Италии, формирование и взаимодействие высших государственных органов 60
48. Политико-территориальное устройство Италии, организация региональной и местной власти 62
49. Особенности конституционного законодательства и правоприменения в Китае 62
50. Организация центральной власти в Китае 63
51. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Китае 65
52. Конституционное устройство острова Тайвань (Китай) 65
53. Форма правления и государственный режим в Польше, формирование и взаимодействие высших государственных органов 65
54. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Польше 70
55. Особенности конституционного права Бразилии 70
56. Форма правления и государственный режим в Бразилии, формирование и взаимодействие высших государственных органов 72
57. Бразильский федерализм и местное самоуправление 75
58. Конституционное развитие Казахстана 77
59. Форма правления и государственный режим в Казахстане, формирование и взаимодействие высших государственных органов 77
60. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Казахстане 77
1. Юридическая и социально-политическая сущность конституции
Понятие конституции сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институциализируется концепция конституционализма , который понимался как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были прогрессивными.
Следует иметь в виду, что от обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют в широком смысле слова методы и формы осуществления государственной власти и обладают высшей политической важностью и фундаментальностью. Даты принятия конституций в истории любого государства являются важнейшими вехами, отмечающими переломные моменты его развития.
Конституция происходит от латинского constitutio - установление, устройство. В науке конституционного права понятие "конституция" применяется в двух смыслах.
1. В материальном смысле - писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
2. В формальном смысле - закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.
Различаются также понятия юридической и фактической конституции.
Юридическая конституция в материальном и формальном смысле - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений, т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления, форму государственного устройства и правовое положение личности (предписывает то, что должно быть).
Фактическая конституция - это сами такие отношения, т.е. то, что реально существует (реальное осуществление личностью своих прав и свобод, порядок функционирования государственной власти).
Фактическая и юридическая конституции могут как совпадать, так и расходиться. Расхождение свидетельствует о фиктивности части норм юридической конституции (наблюдается в странах с авторитарными режимами). В преодолении расхождений большую роль играет конституционная юстиция.
В дальнейшем понятие "конституция" мы будем употреблять в формально-юридическом смысле, т.е. вести речь о законе, обладающем высшей юридической силой .
Высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что:
ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов и подзаконных актов;
законы и иные подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре;
нижестоящие по уровню правовые нормы не должны противоречить ни по существу, ни по форме нормам конституции (в противном случае такие нормы должны быть признаны недействительными).
Социально-политическая сущность конституции заключается в том, что она представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия. Это так называемый общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества.
Социальные функции конституции (общественное предназначение и способы его реализации):
1. Юридическая - она главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений .
2. Политическая - она определяет устройство государства, ее отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы.
3. Идеологическая - она обращается к признанным в обществе ценностям ( права человека , собственность, демократия, семья и т.д.) убеждая человека ради этих ценностей следовать конституционным предписаниям.
Действие конституции.
Она вступает в силу обычно с момента, указанного в ее заключительных положениях, или в сопровождающем ее принятие особом законе (реже).
Иногда отдельные ее нормы начинают применяться позднее - обычно по наступлении какого-либо события (выборов и т.д.).
Как правило, она вступает в силу на всей территории государства.
Она имеет обязательную силу для всех государственных органов, лиц, учреждений и организаций на территории данного государства, а также для граждан, юридических лиц, учреждений и организаций за границей.
Она, как правило, признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над национальным правом.
Многие конституционные нормы имеют непосредственное действие (обычно это касается прав и свобод).
2. Основные тенденции развития конституционного права
Основные тенденции:
1. Социализация конституций и конституционного права вообще.
Усиление социально-классовых конфликтов в XX в. привело к тому, что конституции стали в той или иной форме регулировать основы всего общественного строя, включая его политическую, экономическую, социальную и духовно-культурную подсистемы, обязывая государство проводить в этих сферах политику, способствующую созданию и укреплению общественно приемлемого баланса социальных интересов.
Первой конституцией, в которой тенденция социализации получила весьма заметное выражение, стала Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов от 5 февраля 1917 г., принятая как итог победы в этой стране длившейся несколько лет демократической революции. Эта конституция, действующая с сотнями изменений до настоящего времени, содержит, например, специальный раздел о труде и социальном обеспечении, подробно регулирующий отношения между трудом и капиталом, и содержащий ряд гарантий для лиц, принадлежащих к той и другой стороне.
Конституции, принятые вскоре после окончания Второй мировой войны и позднее в странах, вступивших или вернувшихся на путь демократического развития, уже уделяют значительное место регулированию социальных отношений в широком и узком смысле.
2. Демократизация.
Эта тенденция вполне проявилась уже в XIX веке. Наиболее яркое выражение она получила в постепенном переходе от цензового избирательного права ко всеобщему и равному, что завершилось уже в середине XX в.
Наряду с расширением каталога конституционно провозглашаемых прав и свобод, совершенствованием их гарантий возникают и развиваются новые демократические институты: административная и конституционная юстиция, омбудсманы, и т.д.
3. Интернационализация.
Она проявляется прежде всего в сближении национального конституционного права каждой демократической страны с публичным международным правом. Достижения конституционного права отдельных стран обобщаются на международном уровне и включаются в акты международного права. которые обязывают государства-участники внести в своё национальное законодательство те или иные демократические конституционно-правовые институты.
4. Глобализация.
Она находит своё проявление, в частности, в глобальном распространении идеологии и практики конституционализма и их сердцевины – прав человека. Как любое общественное развитие, глобализация имеет противоречивый характер вследствие сопротивления, оказываемого традиционалистскими общественными силами в разных странах и даже в масштабе цивилизаций.
3. Права, свободы и обязанности человека и гражданина, соотношение между ними
Конституции и другие формы конституционного права провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания.
Юридическое различие между субъективным правом и свободой провести трудно. И то и другое есть мера возможного поведения лица . Однако, когда речь идет о субъективном праве, имеется в виду наличие корреспондирующей обязанности у другого субъекта это право реализовать. Когда же говориться о свободе, имеется в виду запрещение кому бы то ни было эту свободу отрицать или ограничивать.
Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами.
Во-первых, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами;
Во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами;
В третьих, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами.
1. Личные права и свободы (принадлежат каждому) :
право на жизнь и неприкосновенность личности;
право на сопротивление насилию;
право на свободу;
право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;
право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;
свобода передвижения и места жительства;
свобода совести, свобода вероисповедания.
2. Политические права и свободы (принадлежат гражданам) :
избирательная правосубъектность (активное и пассивное избирательное право);
право участвовать в управлении делами государства;
право на объединение;
право петиций;
свобода слова, печати;
право на получение информации и свобода распространения информации;
свобода союзов и свобода ассоциаций;
свобода шествий, свобода собраний и манифестаций.
3. Социально- экономические права и свободы:
право на владение и распоряжение частной собственностью;
право на равную плату за равный труд;
право на отдых;
право на забастовку;
право на страхование по безработице;
право социального обеспечения;
право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
право на благоприятную окружающую среду;
свобода различных видов творчества и преподавания;
право пользования учреждениями культуры;
охрана женского и детского труда.
право на свободное заключение брака;
4. Обязанности граждан - мера должного поведения лица (этот институт начал оформляться и приобретать юридическое выражение лишь после второй мировой войны) :
подчинение законам и иным нормативным актам;
уплата налогов;
воинская повинность;
забота о детях;
обязанность охранять природу;
обязанность трудиться (лишь в некоторых странах - Гватемала, Коста-Рика, Испания).
4. Равенство прав, свобод и обязанностей, запрет дискриминации в зарубежных странах
Равноправие. Следует различать понятия «равенство» и «равнопра¬вие». Люди неравны по своим физическим и психическим возможностям, по уровню жизни, другим характеристикам, и в этом отношении никакое право не в состоянии уравнять их. Социальное равенство на данном этапе и, видимо, в обозримой перспективе неосуществимо. Конституция может предоставить лишь равные права, одинаковые юридические (но не фак¬тические) возможности пользоваться ими, а также установить равные для всех обязанности. Конечно, абсолютного равенства прав и обязан¬ностей для всех быть не может. Это относится также к основным правам и обязанностям в конституционном праве. Они могут быть неодинаковы¬ми для различных групп людей (как отмечалось, определенные ограниче¬ния возможны для иностранцев, конституции говорят об особых правах молодежи, не все граждане имеют избирательные права и т.д.), но в пределах каждой группы лиц эти права и обязанности должны быть одинаковы для всех ее членов.
Равноправие может быть осуществлено в условиях социального нера¬венства, однако до определенного предела, поскольку социальное нера¬венство оказывает огромное влияние на равноправие людей (например, при освобождении обвиняемого под залог, что практикуется во многих демократических государствах, богатый выходит на свободу, а бедный, который не в состоянии внести залог, остается в тюрьме).
Установление законом неравных прав граждан не соответствует об¬щечеловеческим ценностям и называется дискриминацией — различе¬нием в правах. В фашистской Германии существовало неравенство в правах так называемых лиц арийской расы и других граждан (особому притеснению и даже массовому истреблению подвергались евреи), в ЮАР до принятия в 1994 г. временной конституции существовал апарте¬ид, африканцы, другие категории небелого населения не имели прав граждан (постепенный демонтаж системы апартеида начался за несколь¬ко лет до 1994г.).
Большинство конституций (особенно старых) говорят о трех сторо¬нах принципа равноправия: равенство граждан перед законом, равно¬правие независимо от расы и национальности, равноправие женщины и мужчины. Первое означает, что закон одинаково распространяется на всех, независимо от должностного, социального положения, образо¬вания лица, каких-либо заслуг и иных качеств личности. Какие-то изъ¬ятия могут быть установлены только законом, если конституция допус¬кает это.
Равноправие независимо от расы и национальности означает, что права граждан не могут зависеть от цвета их кожи или национальности. Во второй мировой войне были разгромлены фашистские государства, чьей официальной доктриной и практикой было национальное неравно¬правие граждан, в 90-х годах покончено с апартеидом в ЮАР, сегрегация (разделение белых и цветных в местах общественного пользования), существовавшая в США, давно признана Верховным судом неконститу¬ционной сначала в государственных, а затем и в частных школах, больни¬цах, на транспорте и т.д., хотя на бытовом уровне скрытая сегрегация в США существует (например, соглашения между домовладельцами опре¬деленных микрорайонов о том, что они не будут сдавать жилье в аренду лицам нежелательных национальностей).
Формой национальной дискриминации является языковая дискрими¬нация в некоторых прибалтийских республиках, направленная против русскоязычного населения, а также дискриминация по этому же призна¬ку на бытовом уровне в некоторых других государствах СНГ. Обязатель¬ный государственный язык (английский, французский, например), на котором публикуются законы в некоторых странах Тропической Африки, может стать формой национальной дискриминации для той части населе¬ния, которая говорит только на племенных языках и не знает языка прежней метрополии.
В ряде стран существуют резервации (для индейских племен — в Канаде, Колумбии, США, для коренного населения маори — в Австра¬лии, Новой Зеландии, для саамов — на Аляске и т.д.). Резервации огра¬ничивают свободу племен, закрепляя их на определенных землях, хотя отдельные члены племени могут покинуть резервацию в любое время. Племена на платят налогов, но и не участвуют как определенная об¬щность в государственной жизни (политические права у их членов есть, они являются гражданами государства, но в большинстве стран получи¬ли права граждан лишь несколько десятилетий назад). С другой стороны, резервации могут использоваться для охраны природных богатств, явля¬ющихся источниками жизни для племен, способствуют сохранению культуры, обычаев племен, в какой-то мере предотвращают проникнове¬ние чуждых нравов и болезней.
Равноправие женщины и мужчины предполагает юридические ус¬ловия для их одинакового участия во всех сферах общественной жизни, для равного положения в семье. Однако до сих пор в отдельных мусуль¬манских государствах женщины лишены избирательных прав (напри¬мер, в Кувейте); до 1946 г. женщины были лишены избирательных прав во Франции, до 1971 г. — в Швейцарии (и сейчас там в единичных канто¬нах женщины не участвуют в местных выборах). Их представительство в парламенте невелико (в США 2% в сенате и 5% в палате представите¬лей), впрочем, ни в одной стране нет соответствия представительства женщин в органах государства в пропорции с их численностью. Даже в Скандинавских странах, где женщины шире, чем где-либо, представлены в парламенте, их доля не достигает 40%. В ряде государств, однако, в последние десятилетия были женщины-президенты (Аргентина, Филип¬пины); в настоящее время женщины являются президентами республик в Ирландии, Исландии и Шри-Ланке. Есть женщины-монархи (Великоб¬ритания, Нидерланды и др.), в некоторых странах женщины занимают или до недавнего времени занимали пост премьер-министра (Норвегия, Пакистан, Турция и др.). Тем не менее существует дискриминация в трудовых отношениях, на бытовом уровне. Особенно сильно она распро¬странена в мусульманских странах.
Наряду с тремя принципами равноправия в конституциях употребля¬ются и более широкие формулировки. В конституциях ряда развиваю¬щихся стран говорится о равноправии независимо от племени (в некоторых странах различаются благородные и иные племена), от географического места рождения (есть местности, к уроженцам которых, по поверьям, относятся недоброжелательно). Наиболее широкие формулировки используются в конституциях стран тоталитарного социализма и постсо циалистических государств. В них обычно говорится также о равноправии граждан независимо от социального положения, происхождения образования, профессии, имущественного и должностного положения места жительства, отношения к религии и т.д.
5. Гарантии и ограничения прав и свобод в зарубежных странах
Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными средствами.
Чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов.
Гарантии прав и свобод подразделяются на две категории:
1. Внутригосударственные (судебные и несудебные):
Судебные гарантии:
когда права и свободы гражданина подвергаются посягательству как со стороны государственных органов, так и отдельных лиц;
когда необходимо принудительно обеспечить установленные законом права и свободы.
Несудебные гарантии:
ряд прав личности (право петиций, право жалобы в административном порядке);
институт парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсман, комиссар, посредник, народный защитник и т.п.);
помощь профессионального защитника (адвоката);
юридическая ответственность за нарушения прав и свобод (прежде всего органов государства и должностных лиц)
В некоторых странах суды даже по формальным признакам не пропускают дела, если имеются только процедурные нарушения. Так, в США по инициативе судебной власти введено так называемое "правило Миранды", в соответствии с которым полицейский в момент задержания (а не позже!) обязан сообщить задержанному лицу перечень его прав. Этот перечень заслуживает цитирования:
1. Вы имеете право не давать показания.
1. Все, что Вы скажете, может быть и будет использовано против Вас в суде.
2. Вы имеете право консультироваться с адвокатом, и он может присутствовать на Ваших допросах.
3. Если у Вас нет средств на оплату труда адвоката, он, если Вы пожелаете, будет назначен до начала допросов.
4. Вы можете воспользоваться этими правами в любое время и не отвечать ни на какие вопросы и не делать никаких заявлений".
В случае если полицейский не сообщит хотя бы одно из этих прав, это будет считаться грубейшим процессуальным нарушением, которое само по себе может привести к оправданию в суде. Нужно подчеркнуть реальность этих прав в части, например, предоставления бесплатной адвокатской помощи.
Процедурная детализация обеспечения прав человека является характерной чертой наиболее развитых правовых систем, а также, по сути, показателем реальности предоставляемых прав.
2. Международно-правовые:
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
Международные пакты о правах человека;
Международный суд ООН;
Специализированные учреждения в рамках межамериканской, европейской и африканской систем.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительные протоколы к ней;
Европейская комиссия по правам человека;
Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы (Россия принята в него в 1996 г. в качестве 39-го члена).
6. Личные (гражданские) права, свободы и обязанности в зарубежных странах
В отличие от политических прав, которые касаются прежде всего граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится прежде всего право на жизнь. Юриди¬чески это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Одна¬ко во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных. Это осуществляется после медицинского консилиума, по просьбе больного, а в отношении детей — с согласия родителей (в 1996 г. такие законы были приняты в некоторых штатах и территориях Австралии). Моментом смерти считается полное прекращение работы мозга. С этого момента можно брать для трансплантации органы умершего.
Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновен¬ность, физическая и психическая. Лишение свободы (тюремное заклю¬чение и др.) опять-таки возможно лишь по приговору суда. Содержание лица в рабстве, работорговля давно признаны международным правом деяниями, противоречащими природе человека, и тягчайшими междуна¬родными преступлениями. Правда, у некоторых отсталых племен в от¬дельных развивающихся странах еще встречается домашнее рабство, хотя законом оно запрещено.
Личная неприкосновенность означает прежде всего, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным со¬блюдением установленных законом процедур. Арест возможен при воз¬буждении уголовного дела с санкции судьи. Как частный случай возмо¬жен дисциплинарный арест — содержание военнослужащего на гауп¬твахте (мера наказания).
Полицейское задержание с доставкой в участок может быть осущест¬влено полицейским служащим при нарушении лицом общественного по¬рядка; возможно задержание подозреваемого в преступлении, в терро¬ризме, в подготовке преступления. Срок задержания ограничен: оно со¬ставляет обычно 48—72 часа (в ряде развивающихся стран установлены более длительные сроки — до 180 дней в Индии по закону о террорис¬тах). В некоторых случаях возможны другие основания для длительного задержания (например, для установления личности нарушителя грани¬цы, бродяг), но всегда с санкции судьи. В Иране возможно бессрочное задержание на месте преступления.
Главной юридической гарантией против необоснованного задержа¬ния считается институт «хабеас корпус», возникший в средние века в Великобритании и теперь принятый под этим же названием в большин¬стве стран. Он означает, что любой задержанный по его требованию должен быть немедленно доставлен к судье и тот решит, освободить задержанного под залог или отправить в тюрьму. В странах Латинской Америки существует аналогичный институт — «процесс ампаро». Свобо¬да личности не исключает принудительного лечения некоторых больных, например с психическими заболеваниями, временной изоляции других больных с крайне опасными заболеваниями для окружающих. Но осу¬ществляется это во всех случаях по судебному постановлению.
Среди личных прав конституции называют достоинство личности Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особо го иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати) возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации Гражданский иск в случае признания судом его обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба. Конституционное право охраняет частную жизнь и имеющиеся у государственных органов данные о личности (Болгария, Венгрия, Нидерланды). Такие данные не могут быть обнародованы без ведома лица, запрещается и и? использование во вред личности. Некоторые конституции (например Перу 1993 г.) предусматривают особые формы судебного процесса, связанные с истребованием от государственных органов данных о личности с нарушением правил их обнародования.
Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная церковь (о ее положении будет сказано ниже), провозглашаю! свободу совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь этс право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (относиться к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится не об иных, а об «антирелигиозных взглядах»). Никто не обязан заявлять с своих религиозных или антирелигиозных убеждениях (в странах тоталитарного социализма это обязательно для членов коммунистической пар тии и ее молодежной организации). Верующие вправе совершать религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок мораль, использоваться в политических целях, хотя в некоторых странах, например в Польше, церковь активно участвует в политике. Запрешается дискриминация на религиозной основе, но кое-где определенные церковные организации пользуются преимуществами или государственной поддержкой (например, католики в Северной Ирландии, Испании мусульмане в арабских странах, иудеи в Израиле, восточная православная церковь в Болгарии и Греции, англиканская церковь в Великобрита¬нии, лютеранство в Дании). Провозглашение законом какой-либо рели¬гии или церкви государственной не исключает свободного исповедания других религий, но влечет за собой поддержку такой церкви из государ¬ственного бюджета, назначение высших священников главами госу¬дарств — монархами (глава государства одновременно считается главой государственной церкви), оплату священников в войсках из государст¬венного бюджета. В Великобритании в верхней палате парламента «по должности» заседают высшие церковные иерархи государственной цер-кви. В ряде стран Латинской Америки осуществляется государственный патронат над определенной церковью: президент назначает епископов из числа кандидатур, предложенных ему церковью. Религиозные объедине¬ния обычно являются юридическими лицами, имеют собственность, вправе создавать свои предприятия, учреждения (обычно создают сель-скохозяйственные, художественные предприятия, учебные заведения), на их работников распространяется законодательство о труде, о социаль¬ном страховании.
Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина (термин «жилище» толкуется в законодательстве широко: сюда могут относиться и номера в гостинице). Без такого разрешения вход в жили¬ще, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но и другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух поня¬тых — беспристрастных свидетелей, которые должны удостоверить про¬исходящее и подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат.
Конституционным правом личности является тайна переписки, те¬лефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки воз¬можно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозревае¬мых с совершении преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких мер. Незаконное прослушивание телефонных переговоров своих политичес¬ких противников избирательным штабом президента Никсона (о чем он знал) привело в 1974 г. впервые в истории США к отставке президента (под угрозой импичмента, т.е. отрешения от должности парламентом путем особой процедуры, и последующего уголовного процесса). Это дело широко известно как «уотергейт» (по названию местности, где рас¬полагался избирательный штаб демократической партии).
Свобода передвижения по территории страны и выбор места житель¬ства — неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в военные городки). Ограничения в целях обес¬печения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедствий, массовых заболева¬ний, в условиях чрезвычайного положения.
Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвра¬титься в свою страну. Положения об этом особенно характерны для постсоциалистических конституций, поскольку в странах тоталитарного социализма такое право не признавалось. Однако существуют ограниче¬ния на выезд из страны: если лицо призвано на военную или альтернатив¬ную службу, является обвиняемым, осужденным, знает государствен¬ную тайну, сообщило о себе ложные сведения при оформлении докумен¬тов на эмиграцию.
Многие конституционные права личности связаны с судебной сфе¬рой. Это право свободного доступа к суду, право на получение квалифи¬цированной юридической помощи, презумпция невиновности, право об¬виняемого на защиту и др.
7. Политические права, свободы и обязанности в зарубежных странах
Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций). Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. Только в некоторых странах и лишь отдельными политическими правами (например, избирательными) могут пользоваться лица без гражданства и иностранцы (последние — обычно лишь н< основе взаимности, по соглашениям государств).
К числу политических прав, давно получивших закрепление в конституциях, относится свобода мысли, слова, печати. По существу, все это, хотя и в разных конституционных формулировках, означает свободу выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам. В те далекие времена, когда никаких конституций еще не было, первым средством такого выражения были устные выступления, в частности на народных собраниях. Затем появилась печать, а в настоящее время большее значение приобретают электронные средства массовой информации, особенно телевидение. Новейшим выражением свободы слов, стали конституционные формулировки о свободе информации, хотя ] данном случае имеются в виду не только вопросы политической жизни речь идет не только о праве выражать и распространять мнения, но и о праве искать информацию, черпать ее из всех доступных источников законным способом. Незаконное получение информации, например под¬слушивание телефонных переговоров политических оппонентов, иных лиц без санкции судьи, влечет ответственность.
Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры — специальных государственных учреждений и должностных лиц, которые вправе разрешать или не разрешать опубликование, передачу по электронным средствам массовой информации, выход в свет определенных мате риалов. Автор вправе публиковать или иными способами делать общедоступными свои мнения и убеждения, однако за нарушение законов i печати, о средствах массовой информации он несет ответственность Она возможна за разглашение государственной тайны, оскорбление, клевету (распространение заведомо ложных порочащих сведений), за диффамацию (распространение порочащих, но не ложных сведений). Ответственность обычно несут автор и редактор; издатель ответствен¬ности не несет, так как он — предприниматель. Нельзя также разгла¬шать профессиональную тайну — врачебную, тайну следствия и др.
В соответствии с Международными пактами о правах человека 1966 г. конституции многих стран устанавливают и другие ограничения. Запрещаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расо¬вую, религиозную, национальную вражду, пропаганда идей националь¬ного, языкового, иного превосходства. Такие положения особенно часто встречаются в основных законах постсоциалистических государств, что связано с их прошлым.
В странах тоталитарного социализма свобода выражения мнений ограничена зафиксированным в законах запрещением антисоциалисти¬ческой пропаганды, которая составляет «контрреволюционное прес¬тупление».
При нарушении законов о средствах массовой информации возможно наложение ареста — запрещение распространения издания, телевизион¬ной передачи и т.д. Решение об аресте обычно принимается в судебном порядке (на основе судебного приказа, т.е. специального постановления судьи), но в ряде развивающихся стран такое право имеют и органы исполнительной власти. Конфискация издания, кассет, что означает пос¬ледующее их уничтожение, возможна лишь на основе коллегиального решения суда.
Для создания средств массовой информации необходима их регистра¬ция в соответствующем государственном органе (например, в комитете по печати, в регистрационной палате). Это не означает выдачу разреше¬ния: создание средств массовой информации свободно. Регистрация яв¬ляется способом учета, одновременно она означает предоставление газе¬те, журналу, телевидению прав юридического лица. Создание и содержа¬ние средств массовой информации стоит очень дорого. Основные доходы они получают обычно не от тиража, а от рекламы, в связи с чем крупные рекламодатели могут в какой-то мере влиять на характер печати или телевизионных передач. Вместе с тем средства массовой информации в силу их особой роли в обществе находятся под прямым или косвенным контролем государства. Прямой контроль осуществляется в случае, если они принадлежат государству. Косвенный контроль осуществляется через публичные корпорации с участием государства, которому принад¬лежит нередко контрольный пакет акций, с помощью соответствующего законодательства, через министерства информации (печати), регистра¬торов, суд и т.д. В демократических странах государство следит и за тем, чтобы не было монополизации средств массовой информации, поскольку это нарушает свободу слова.
Почти во всех конституциях, включая страны тоталитарного социа¬лизма, говорится о свободе объединения в политические партии, про¬фессиональные организации, социально-экономические, культурные, спортивные и иные общества. Лишь в единичных странах исключение делается для партий: они запрещены как нарушающие единство мусуль-манской общины (уммы). До 80—90-х годов в тоталитарных развиваю¬щихся странах, особенно в Африке, запрещались все партии, кроме пра¬вящей. В государствах тоталитарного социализма таких запретов не су¬ществовало. В некоторых из них была одна партия, в других — несколь¬ко, но в условиях конституционно провозглашаемой руководящей роли коммунистической партии существование других партий не имело особо¬го значения.
Конституции устанавливают лишь самые общие положения, относя¬щиеся к партиям, иногда упоминают о свободе образования профсоюзов, лишь в конституциях стран тоталитарного социализма содержатся про¬странные статьи об общественных организациях и их роли в обществе. Конституции содержат обычно три положения о роли партий: устанавли¬вают многопартийность, говорят о роли партий в демократическом обще¬стве (они содействуют выражению политической воли народа путем го¬лосования), устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной незави¬симости. Иногда говорится также, что партии не могут создаваться на этнической, национальной, религиозной основе (обычно это относится к развивающимся странам), а их организации учреждаются только но тер¬риториальному признаку, что нельзя создавать партийные организации на предприятиях, в учреждениях (последнее положение типично для постсоциалистических государств). Во многих европейских странах, од¬нако, таких запретов нет, есть клерикальные партии (создаваемые с уче¬том религиозного признака), в ряде стран создаются партийные органи¬зации и по месту работы. Коммунистические партии в государствах тота¬литарного социализма всегда строятся по территориально-производст¬венному признаку.
Детально положение общественных объединений обычно регулиру¬ется тремя видами законов: о политических партиях, о социально-эконо¬мических и иных объединениях, не имеющих главной целью извлечение прибыли, и об акционерных обществах (товариществах и т.д.), чья дея¬тельность связана с получением доходов. Последний вид организаций регулируется нормами гражданского (торгового, частного) права. Иног¬да существуют отдельные законы о профсоюзах, о кооперативах.
Право на объединение реализуется также путем создания и деятель¬ности общественных учреждений, которые не имеют членства и цель которых состоит в оказании определенных социальных услуг. К ним близки органы общественной самодеятельности (уличные, родительские в школах и иные комитеты); часто возникают различные общественные движения (например, за охрану природы), которые также не знают по¬стоянного членства и в которых иногда есть только коллективные члены.
Общественные объединения создаются явочным порядком, предва¬рительного разрешения на это не требуется. Однако организации, имею¬щие свои уставы, должны зарегистрироваться. Конституции устанавли¬вают, что организация и деятельность общественных объединений долж¬ны быть подчинены демократическим принципам (Испания). Даже если они занимаются политической деятельностью (в некоторых странах это прямо запрещено, например профсоюзам, религиозным объединениям) и оказывают давление на государственную власть, все же их главной целью в отличие от партий не является завоевание власти, создание правительства. В странах тоталитарного социализма общественные ор¬ганизации вовлекаются в политику, но под руководством коммунисти¬ческой партии: они рассматриваются как «приводные ремни» от партии к массам.
В отличие от объединений, занимающихся извлечением прибыли, общественным организациям не нужно получать лицензии (разрешения на деятельность), но они должны быть зарегистрированы (занесены в реестр) и представлять регистратору (обычно министерству юстиции) данные о своем финансовом положении.
Особенно детально законодательство регулирует порядок создания политических партий (в тех странах, где есть законы о политических партиях). Для создания партии необходимо присутствие на учредитель¬ном собрании минимума граждан, обладающих политическими правами (в Венгрии — 10, в Болгарии — 50 человек). Присутствующие избирают председателя, секретаря, составляют учредительный протокол, прини¬мают устав, документ о целях организации и т.д. Аналогичный порядок применяется и при создании некоторых общественных организаций.
Важнейшим политическим правом граждан является свобода собра¬ний, митингов (собраний только под открытым небом) и демонстраций (собраний в движении, хотя бывают, например, и «сидячие» демонстра¬ции). Это формы выражения коллективного мнения по общественно зна¬чимым вопросам. Многие конституции уточняют: это право собираться мирно и без оружия. Правовое регулирование свободы собраний различ¬но в зависимости от рода собрания. Для собрания в закрытом помещении не надо ни разрешения властей (мэрии, полиции), ни их уведомления, хотя нужно иметь, например, разрешение собственника занять принад¬лежащее ему помещение на определенное время. Если организаторы собрания считают, что возможны беспорядки, они могут обратиться в полицию с просьбой прислать ее представителя, который не вправе вме¬шиваться в ход собрания (его открывает, ведет и закрывает председа¬тельствующий). Лишь при возникновении массовых беспорядков, а также если собравшиеся имеют оружие и специально подготовленные предметы, которые могут причинить ущерб здоровью людей, представи¬тель полиции может действовать самостоятельно.
Если собрание происходит на улице, площади, в парке, собравшиеся ограничивают свободу других лиц (например, право на свободу передви¬жения или прогулку в общественном месте). Поэтому для собрания на открытом воздухе требуется предварительное уведомление или даже разрешение властей (в Германии — за 2 дня, во Франции — за 3, в Великобритании — за 6 дней). Кроме того, в ряде европейских стран полиция вправе запретить на 2—3 месяца всякие публичные собрания на открытом воздухе в контролируемом ею районе, если сочтет, что такое собрание может привести к общественным беспорядкам. Собрания не разрешаются в таких местах, где расположен законодательный орган, резиденция главы государства, где существуют острые национальные, религиозные и иные противоречия. В таких местах нередко запрещены и пикеты — небольшие группы граждан с плакатами возле пикетируемого объекта (здания), но иногда пикеты возле высших органов государствен¬ной власти разрешены, правда, на определенном удалении.
Тема собрания на открытом воздухе, фамилии его организаторов, предполагаемое число участников должны быть сообщены мэрии или полиции при уведомлении или обращении за разрешением. Это относит¬ся и к демонстрациям, но не к пикетам.
Для демонстраций существуют более жесткие требования: мэрия ут¬верждает маршрут движения, может ограничить число участников де¬монстрации. При отклонении от установленного маршрута полиция вправе вмешаться и рассеять демонстрацию с применением силы и тех¬нических средств. В развивающихся странах полиция при несанкциони¬рованных демонстрациях часто применяет оружие, бывают значитель¬ные человеческие жертвы.
Особую форму имеет пикетирование — публичное выражение кол¬лективного или индивидуального мнения, без шествий и звукоусиления, путем размещения у пикетируемого объекта граждан с плакатами, други¬ми изобразительными средствами.
К числу политических прав относится право петиций. Это индивиду¬альные и коллективные обращения граждан к высшим органам государ¬ства (в англосаксонских странах под петициями понимается прежде всего обращение к парламенту). Военнослужащие вправе подавать толь¬ко индивидуальные петиции. Хотя по своему характеру петиции — это политическое право, они могут содержать и чаще всего содержат обра¬щения по личным вопросам. В мусульманских странах этому праву соот¬ветствует право любого мусульманина (члена уммы) прийти во двор резиденции монарха и обратиться с просьбой в часы и дни приема. В постсоциалистических странах, а также странах тоталитарного социа¬лизма праву петиций отчасти соответствует право граждан обращаться с жалобами и заявлениями во все органы государственной власти, вклю¬чая высшие.
Промежуточное место между политическими и личными правами за¬нимает право граждан на равный доступ к государственной службе. В данном случае речь идет прежде всего о так называемой классифициро¬ванной государственной службе с ее чинами и рангами. К государствен¬ной службе приравнивается участие в суде в качестве присяжных, народ¬ных заседателей. Подробнее о государственной (публичной, граждан¬ской) службе будет сказано ниже.
8. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности в зарубежных странах
Отношение к социально-экономическим правам в различных странах неодинаково. В государствах тоталитарного социализма им придается особое значение, и они находятся на первом месте в главе конституций о поавах и обязанностях граждан. В постсоциалистических конституциях они оттеснены назад естественными правами человека. В конституциях капиталистических стран, а также многих развивающихся стран они обычно перечисляются вперемежку с другими правами.
В конституциях, принятых до первой мировой войны, не говорилось о социально-экономических правах личности и граждан. Включение таких положений в широком масштабе (отдельные упоминания встречались в конституции Мексики 1917 г., Веймарской конституции Германии 1919г.) связано с опытом России, затем СССР и других стран тоталитар¬ного социализма. После второй мировой войны положения о социально-экономических правах граждан стали включаться в конституции капита¬листических стран (в японскую 1946 г., итальянскую 1947 г.). Однако и сейчас не только в действующих старых конституциях (например, США), но и во многих новых основных законах нет норм о социально-эко¬номических правах граждан, а во многих случаях (в том числе и в неко¬торых постсоциалистических государствах) соответствующие положе¬ния сформулированы как пожелания, как определенные намерения госу¬дарства (вспомним, что говорилось выше о моральных правах). К тому же нормы о социально-экономических правах допускают иные варианты (право на труд не исключает безработицы). В ряде стран положения о социально-экономических правах включены в разделы о директивных принципах политики государства и рассматриваются не как субъектив¬ные права, защищаемые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительства (Индия, Нигерия, Филиппины и др.).
К числу социально-экономических прав относится прежде всего право собственности и ее наследования. Какую-то собственность, хотя бы на незначительные предметы домашнего обихода, иные изделия, элементы окружающей природы, имеют все лица, даже те, которые в джунглях или на затерянных островах ведут первобытный образ жизни. В конституциях речь идет прежде всего о собственности, обеспечиваю¬щей жизненные потребности человека. Ее обычно называют частной собственностью, хотя имеются и другие понятия частной собственности (например, в марксизме). Однако крупную частную собственность (осо¬бенно ту, которая определяется в марксизме как собственность на сред¬ства производства) не могут иметь все члены общества, определенная часть их ее лишена и вынуждена работать по найму у государства, у коллективных собственников (например, акционерных обществ) или ин¬дивидуальных предпринимателей. Выход из такого положения марксис¬ты видят в уничтожении частной собственности, которую они характери¬зуют как эксплуататорскую (речь идет о собственности на средства производства, -
существование же собственности как таковой и права собст¬венности марксизм не отвергает). Такая ликвидация частной собственности может быть осуществлена, с точки зрения марксизма-ленинизма, путем сплошной национализации средств производства, чтобы сделать всех работниками «единого государственного синдиката», или путем добровольного кооперирования крестьян, кустарей и ремесленников, что рассматривалось как преобразование частной трудовой собственности Е общественную социалистическую, хотя на практике это вылилось в на¬сильственное кооперирование, что повлекло за собой в СССР миллион¬ные жертвы.
Представители других научных направлений видят пути преодоления указанного противоречия в создании «среднего класса», который должен стать преобладающим в обществе с высоким уровнем жизни, или в пре вращении наемных работников в совладельцев предприятий (путем покупки акций, участия в прибылях, в управлении предприятием и т.д.), ограничении прав собственника в соответствии с концепцией социальной роли частной собственности и т.д. Есть и другие научные взгляды, в соответствии с которыми современные производительные силы в эпоху постиндустриального информационного общества переросли рамки частной собственности на средства производства, становящейся эконо-мически невыгодной для владельцев и тормозящей развитие производст¬ва. Считается, что само развитие производства ведет к обобществлению собственности в самых различных формах, в том числе путем создания таких предприятий, которые принадлежат работающим на них лицам (таких предприятий, в том числе принадлежащих профсоюзам, довольно много в некоторых Скандинавских странах, есть они и в США).
О праве собственности в том или ином объеме говорится практически во всех конституциях (кроме временных основных законов). Во многих из них уже нет прежних формулировок о священной и неприкосновенной частной собственности, вместо этого говорится о социальных функциях частной собственности, о том, что она обязывает собственника (Брази¬лия, ФРГ, Италия и др.). Согласно конституциям, собственность может быть изъята для государственных и общественных нужд в интересах общества. Возможна национализация отдельных отраслей хозяйства, об¬служивающих общественные потребности (электроэнергетика, вода, газ, нефть, автомобильные заводы), впрочем, на практике это положение толкуется весьма расширительно: национализация самых различных объектов происходила в Великобритании, Египте, Италии, Франции, Мексике и т.д.. В условиях военного положения возможна реквизи¬ция — временное изъятие собственности, например для целей обороны государства, но за плату, возможно временное изъятие на таможне за¬прещенных к вывозу предметов, может быть ограничено право собствен¬ника распоряжаться землей (в городах, сельскохозяйственными земля¬ми и др.). Однако конкретное имущество у собственника (кроме реквизи¬ции и некоторых других случаев) может быть изъято только в обществен¬ных целях, на основе закона, по решению суда и при равноценном возме¬щении, которое в спорных случаях также определяется судом и зачастую должно быть предварительным.
Можно обладать любой собственностью, не запрещенной законом. Однако во многих странах иностранцы не имеют права собственности на землю, на природные подземные богатства. Кроме того, некоторые объекты изъяты из оборота и не могут находиться в собственности отдельных лиц (яды, определенные виды оружия и др.). По классичес¬кому мусульманскому праву четыре «стихии» — пастбища, вода, воз¬дух, огонь — являются предметами общего пользования и не могут находиться в собственности частных лиц. На самом же деле на землю и воду во многих мусульманских странах давно утвердилась частная собственность.
В конституциях тоталитарных социалистических стран существует другой подход к праву собственности. Частная собственность рассматри¬вается как эксплуататорская и в принципе считается несовместимой с социализмом, хотя в последние годы в сохранившихся странах тотали¬тарного социализма (кроме КНДР и отчасти Кубы) частная собствен¬ность и предпринимательская деятельность допускаются в довольно ши¬роких масштабах. Конституции стран тоталитарного социализма исхо¬дят из деления собственности на предметы производства и предметы потребления (обихода). Последняя форма собственности характеризует¬ся конституциями как личная собственность, ее защита гарантируется. Допускается также частная трудовая собственность: собственность еди¬ноличных крестьян, кустарей, ремесленников на ограниченные по разме¬рам средства производства, орудия труда и т.д.
Конституции стран тоталитарного социализма устанавливают нерав¬ноправное положение различных видов собственности. Законом уста¬новлены преимущества для социалистической собственности (государ¬ственной и общественной, т.е. собственности различных объединений работников, прежде всего производственных кооперативов крестьян), причем высшей среди них считается государственная, подлежащая по¬вышенной правовой защите.
D современных конституциях все чаще говорится об интеллектуаль¬ной собственности, связанной с творческим трудом (например, об автор¬ских правах). Речь идет о нематериальной собственности, например на имя автора, на неприкосновенность произведения, изобретения, на право извлекать доходы из авторства и т.д.
С правом собственности связано право на свободную хозяйственную инициативу, на предпринимательскую деятельность. Это право зани¬маться любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом (может быть запрещено, например, произ¬водство ядов, оружия). Для предпринимательской деятельности сущест-вует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности.
Злоупотребление этим правом недопустимо. Во многих странах за¬прещена монополистическая деятельность — создание объединений с целью вытеснить конкурентов с рынка и установить монопольные цены на свою продукцию, запрещено ограничивать свободу законной конку¬ренции, действуют специальные законы о защите прав потребителей, организованы специальные общества потребителей (общественные объ¬единения), деятельность которых обычно довольно эффективна.
К числу важнейших социально-экономических прав относятся права, связанные с трудовыми отношениями. Это прежде всего право на труд и свобода труда. Конституция и законы регулируют коллективный труд в обществе, а не индивидуальный для себя (например, работа на садовом участке). Конституции стран тоталитарного социализма ограничиваются положениями о праве на труд (о свободе труда не говорится), под кото¬рым обычно понимается обеспечение государством гарантированной ра¬ботой всех трудоспособных и желающих трудиться, а также ликвидация безработицы. Действительно, во многих таких странах (но не во всех) массовая безработица через 10— 15 лет после социалистических револю¬ций была ликвидирована, правда, за счет переизбытка рабочих мест и связанной с этим крайне низкой оплаты труда: заработная плата, по существу, делилась между всеми работниками, в том числе и лишними. В капиталистических странах положение о праве на труд было включено в конституции, как правило, после второй мировой войны и сопровожда¬лось оговоркой о помощи со стороны государства безработным. Оно было дополнено положением о свободе труда, т.е. о праве заниматься любым видом труда по своему желанию, если эта форма работы не запрещена законом. Эта формулировка одновременно была направлена против при¬нудительного труда, практиковавшегося в тоталитарных, фашистских государствах, и против обязательного принуждения к труду (в отдельных социалистических государствах, в частности в СССР, в мирное время вводилось принуждение к так называемому общественно полезному труду для тунеядцев, практиковалась их административная высылка из некоторых крупных городов). В демократических странах принудитель¬ный труд допускается на военной службе, по приговору суда, в условиях чрезвычайного положения.
Право на труд и свобода труда дополняются конституционными поло¬жениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение (в социалистических конституциях обычно говорится об оплате труда в зависимости от его количества и качества, а иногда — от общественной значимости), о праве на справедливую оплату труда. Законами установлен обязатель¬ный почасовой (в США) или помесячный (во Франции) минимум оплаты труда. Существует государственное пособие в случае вынужденной без¬работицы. Обычно оно составляет определенный процент от предыдущей средней заработной платы (в Великобритании — 50—60%, в Германии _ 30—35%) и выплачивается не более года (в Канаде — 8 месяцев) и только тем лицам, которые выплачивали ранее из заработной платы страховые взносы по безработице (в большинстве стран такое пособие получают лишь от 2/3 до 1 / 2 безработных). Размер пособия понижает¬ся через каждые несколько месяцев. При отказе дважды от предложен¬ной работы безработный может быть снят с пособия.
Среди социально-экономических прав конституции зарубежных стран называют также право на отдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются работо¬дателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокра¬щение рабочего времени с целью повышения занятости), установление законом предельной продолжительности рабочей недели 40 часов (чего, однако, не существует во многих развивающихся странах), ежегодный оплачиваемый отпуск. Во многих развитых капиталистических странах продолжительность такого отпуска по закону составляет 3 (Герма¬ния) — 5 (Испания, Франция) недель, но по статистике он длится дольше (например, в Германии, 2/3 работающих отдыхают, включая праздники, 36 дней), так как по коллективным договорам работодателя и профсоюза отпуск может быть увеличен, что и делается. В Италии отпуск длится в среднем 4 недели, а США — 23 дня. Самый короткий отпуск в Японии: по статистике 7,6 дня в году. Во многих развивающихся странах законов об отпусках не существует, как, впрочем, и самого отпуска для многих категорий работников, особенно в сельском хозяйстве, сфере обслужи¬вания.
В подавляющем большинстве стран конституции предусматривают право на забастовку (стачку) — коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государст¬ву. Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. Прежде всего это означает, что требования басту-ющих могут иметь лишь экономический характер (повышение заработ¬ной платы, улучшение условий труда и т.д.). Политические забастовки (с выдвижением политических требований), всеобщие забастовки (прекра¬щение работы по всей стране), стачки солидарности (не ради собствен¬ных требований, а в поддержку бастующих других предприятий) закона¬ми обычно запрещены. Не разрешаются также забастовки на предпри¬ятиях жизнеобеспечения (снабжение водой, электроэнергией и т.д.), на транспорте — железнодорожном, воздушном, а иногда и на других видах транспорта, работникам отдельных профессий (например, правоохрани¬тельным органам, государственным служащим). Правда, из этих запре¬тов иногда делаются исключения, а иногда, напротив, ужесточается перечень запрещений.
Проведение забастовки подчиняется установленным в законе прави¬лам: предварительное уведомление работодателя о готовящейся забас¬товке (обычно за неделю, за пять дней), проведение предварительных примирительных переговоров (Франция), арбитраж — добровольный (Италия) или обязательный (Австралия), опрос или даже голосование коллектива по вопросу о согласии на забастовку. На предприятиях, имеющих значение для национальной безопасности, проведение забасто¬вок может быть запрещено или отложено правительством (главой госу¬дарства) на определенный срок (в США такой «период охлаждения» может длиться до 80 дней).
Забастовки, не соответствующие требованиям закона, по иску рабо¬тодателя или правительства (министерства труда) признаются судом не¬законными. Участники такой забастовки могут быть уволены без выпла¬ты компенсации, организаторы — подвергнуты наказанию (вплоть до уголовного наказания по суду), а профсоюзы, поддержавшие или органи¬зовавшие незаконную забастовку, — оштрафованы судом. Штрафы бы¬вают обычно очень крупными и, по существу, разоряют не только мест¬ный, но и отраслевой профсоюз.
Конституции стран тоталитарного социализма, как правило, не содер¬жат положений о праве на забастовку: они не разрешены, но и не запре¬щены. Теоретически считается, что трудящиеся, которым принадлежит политическая власть и коллективная (социалистическая) собствен¬ность, не будут бастовать против самих себя, однако на практике забас¬товки, хотя и редко, но были (в широких масштабах в Польше). В ряде стран социалистической ориентации правительства даже поощряли за¬бастовщиков на предприятиях иностранных фирм, демонстрируя этим борьбу против империализма. В условиях военных режимов в отдельных развивающихся странах всякие забастовки запрещены.
К числу социально-экономических прав относится право на здоровую окружающую среду, на охрану здоровья (положения об окружающей среде появились в новейших конституциях и связаны с современными экологическими проблемами). Реальное осуществление права на охрану здоровья зависит от системы здравоохранения, существующей в данной стране. В США и некоторых других странах действует система либераль¬ной медицины: пациент сам оплачивает прием у врача и стоимость ле¬карств. При данной системе есть, конечно, и муниципальные больницы, но ими могут пользоваться только наименее обеспеченные слои населения. В Германии, Польше, Франции существует страховая (социальная) медицина. В этом случае создается специальный общегосударственный фонд здравоохранения, куда средства вносят государство из бюджета (это основная часть фонда, обычно 70—80%), предприятия (работодате¬ли) и сами работники (в последнем случае это так называемая медицин¬ская страховка, в Германии она составляет 6,5% от заработной платы), но в некоторых странах работники таких отчислений не делают. В дан¬ном случае медицинское обслуживание и лекарства, по крайней мере во время пребывания в больнице, а часто и вне ее, бесплатны, однако до определенного предела: очень дорогие лекарства и операции дополни¬тельно оплачиваются пациентом. В Великобритании, Дании, Италии, ряде тоталитарных социалистических стран существует государствен¬ная медицина: расходы целиком оплачиваются из бюджета, пациент за¬трат не несет. В некоторых странах с государственной медициной бес¬платными являются и лекарства для амбулаторных больных (всегда при стационарном лечении), в других — лекарства для амбулаторных боль¬ных платные, но существует много льгот и скидок в цене. Кроме того, дорогостоящие лекарства и операции также могут дополнительно опла¬чиваться пациентом. Число стран с государственной медициной невели¬ко. Законы о государственной медицине принимали социал-демократы, когда они были у власти. Во многих странах государственная медицина существует только для неимущих слоев населения. Применяются также различные смешанные формы медицинского обслуживания, чаще всего речь идет о государственно-социальной (страховой) медицине.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote