Это цитата сообщения
creata Оригинальное сообщениеРебята, как ирония постмодернизм мертв, и не тревожьте покойника. Не надо. Кстати, не так уж он был и плох. Просто одно дело, когда ты читаешь Делеза или Деррида, а другое - когда слово "постмодернизм" произносит с сытой наглой ухмылкой с телеэкрана какой-нибудь ушлепок вроде русско-американского режиссера Кончаловского... Это все-таки разные вещи, согласитесь. И вообще, это не жупел. За одну идею макро-вселенной я прощаю постмодернизму все грехи. Это поначалу она воспринималась - и создавалась - в насмешку: что будет, если Андрей Болконский встретится с Незнайкой, и они вместе полетят на луну... Но так это было н а ч а л о. Мало ли что как начиналось. Вещи не появляются на свет готовыми - они делаются, они становятся. В какой-нибудь поздней компьютерной игрушке Kingdom Hearts, скажем, изначально ироничный постмодернистский посыл уже повод для совсем невеселой истории. Все изменилось, explorer, хотим мы этого или нет. Что-то ушло, что-то трансформировалось. Я только это, по большому счету, хотел сказать.
Далее. Можно видеть или не видеть слэш-намеки в "Человеке-пауке", но я-то совсем другое имею в виду. Один тот факт, что в главной роли не брутальный мачо, мне уже о многом говорит. Раньше пропаганда была вместо поп-культуры, теперь - поп-культура вместе пропаганды. Прежние персонажи комиксов - до постмодернистской ухмылки и слэш-экспериментов - были типичные герои-мужланы с кулаками размером с голову и наоборот. И работали они на механизмы самоидентификации, повышение патриотизма и морально-ценностного пафоса в крови. Они были прописаны в определенной культуре. В какой-то момент - когда в японских манга персонажи стали изображаться на европейский манер, а место, время и повод действия стали абстрактными - произошел критический перелом. Так возникла наша поп-культура, стершая все привычные границы, различия и идентичности и провозгласившая новый Вавилон. Не Иерусалим, заметьте. Содом и Гоморра восстали из пепла. Какая Любовь? В Билле видят - и справедливо - очередное воплощение этого нового, принципиально неопределимого, типа - личности, сексуальности и дальше по списку, не более; но, правда, и не менее. Кто он, формально говоря? Немец с американским именем, поющий в группе, названной по столице Японии, группе, исполняющей музыку, о жанровой принадлежности которой спорят до хрипоты и неглупые люди? Мальчик, выглядящий как девочка? Которого не пускают в мужской туалет? Он не совпадает даже с собственным возрастом - он одновременно и моложе, и старше, чем есть и как выглядит. Полное р а с т о ж д е с т в л е н и е. Если это не постмодернизм, то я не знаю, что тогда такое постмодернизм.
Но вернемся к слэшу. Конечно, вся нынешняя поп-культура носит отчетливый слэш- или пост-слэш-характер. Никаких небритых ковбоев и накачанных мордоворотов. Все сплошь гладенькие, красивенькие и трогательно-большеглазые. В этом дело, а не в сюжетных загогулинах. Так вот, отличие Билла и ребят от всего этого гламурного месива в том, что они, парадоксальным образом, воплощали (или отражали) саму суть этой растянувшейся во времени культурно-генетической революции - в то время как остальные в лучшем случае подхватили какой-то боковой мотивчик и выступают разве что в качестве канвы.
Потом, токиохотельские слэши бывают разные. Никто, по-моему, и не воспринимал Билла как "заурядного пидора" или "вокзального проститута" - это перебор. Вся печаль в том, что он действительно незауряден. Вампира он сам выдумал. И вообще, он целиком всего себя выдумал - я уже об этом говорил. И все свои силы он направил на овладение всем оставшимся волшебством этого мира. А осталось оно только в гламуре, как ни странно и ни извращенно это прозвучит. Никогда его целью не была ни этика, ни религия - хоть убейте, от этого не отступлюсь. Билл был всегда верен только волшебству. И у него гламур как у себя дома, он действительно сияет и переливается, как и положено - а у всех остальных он только макияж и притворство, подчеркивающее уродство их животности. Билл просто негатив негатива, отрицание отрицания, оборотная сторона медали - плюсовой полюс всей этой вавилонской котовасии, состоящей сплошь из минусов и ущербности. Но он ее часть, и от этого никуда не денешься. Он ее седьмой день, в то время как прочие строительный мусор. Однако он не менее пуст, чем они, а даже более. Он бездонен. Он ничто. У него нет лица, и потому он способен любое лицо сделать подлинно своим.
Стремился ли он изначально к чему-то светлому? Да - и это самое грустное. По большому-то счету, хотел он действительно - счастья, мира, любви и красоты: не для себя, а вокруг себя. Хотел забыть о несчастье и горести. Забыть - не исправить или изменить. Как исправить, он не знает. Знает только, что alles sollte anders sein. Этого, дружок, недостаточно. Вот он и предложил всем потерянным и несчастным анестезию волшебством, гламурную амнезию - себя, посыпанного золотыми блестками. Зовущего в никуда. Потому что точно не в Ад - и точно не в Рай. Билл - не альтернатива постмодерну, он его квинтэссенция. И в этом качестве выгодно отличается от всех неполных, несовершенных его проявлений. Он попытался стать чем-то невозможным - постмодерном после 11 сентября, гламуром с душой. И ненадолго ему это удалось. Потом наступил разрыв. Расторжение неравного брака. И он распался вместе с ним. Сегодня он - опустошенная, выжженная земля. Самая настоящая ground zero. Актуальное Ничто.