Основанный среди бескрайних вологодских лесов одним из духовных наследников Сергия Радонежского - преподобным Кириллом Белозерским, он играл видную роль в русской истории в XV-XVII веках.
Его основание относится к рубежу XIV и XV столетий, ко временам, когда русским землям еще не удалось окончательно избавиться от ига Золотой Орды, когда происходило расширение Московского княжества и упрочение власти великого князя московского.
[показать] Основатель далекой северной обители, преподобный Кирилл Белозерский (в миру Козьма) принадлежал к московскому боярскому роду Вельяминовых. В тридцатилетнем возрасте он покинул богатый боярский дом, поступил в число братии столичного Симонова монастыря, приняв монашеский постриг с именем Кирилл, и нес тяжелое послушание на монастырской поварне. В 1397 году он, под впечатлением рассказов старца Ферапонта о северном белозерском крае, откуда возвратился старец, принял окончательное решение покинуть столичный монастырь и удалиться на жительство в далекую лесную глушь.
Старец Кирилл поселился на берегу Сиверского озера, на склоне крутого холма, возвышавшегося при впадении в озеро речки Свияги. Невзирая на шестидесятилетний возраст, Кирилл Белозерский сам построил себе хижину и часовню, переносил все трудности одинокой жизни в северной лесной пустыни. Постепенно молва о его подвижнической жизни достигла ближайших городов и даже самой белокаменной столицы. К Кириллу Белозерскому стали приходить знавшие его по Симонову монастырю иноки и искавшие пути спасения миряне. Далекий северный край привлекал тех, кто стремился избавиться от татарской неволи и боярской несправедливости. Число братии вновь основанной обители неуклонно возрастало.
Несмотря на трудность обитания в суровом северном краю, преподобный Кирилл Белозерский прожил долгую жизнь - он скончался в 1427 году в девяностолетнем возрасте. Через двадцать один год после смерти он был причислен к лику святых.
В XV - XVII веках обитель стала влиятельным культурным, экономическим и религиозным центром Русского Севера. Он процветал благодаря значительным вкладам московских царей, князей, бояр, а также активной хозяйственной, промысловой и торговой деятельности.
При монастыре была основана мастерская, где работал знаменитый иконописец Дионисий Глушицкий, написавший прижизненный образ преподобного Кирилла.
Монастырская библиотека была одной из самых больших библиотек на Руси.
Как и другие монастыри этой эпохи, монастырь играл роль окраинной военной крепости, опоры царской власти в отдаленной области и убежища на случай войны или внутренней смуты.
На берегу Сиверского озера выросли поражающие великолепием храмы, кельи с удобствами, объемистые погреба и прочие хозяйственные постройки. Весь это каменный город был обнесен каменными стенами с восемью башнями. Эти стены оказались неприступными для отрядов польско-литовских интервентов в 1612 г.
Уже в XV в. здесь были воздвигнуты первые каменные храмы, в том числе - Успенский собор - создание зодчего Прохора Ростовского. Успенский собор знаменит не только своей архитектурой, но и внутренней отделкой (фрески Любима Агеева, 1641 г., чеканка по серебру, 1642 г.).
Сохранилась часовня, построенная еще при самом Кирилле (фотографий не нашла). Церковь Введения, церковь Гавриила и другие храмы, хозяйственные и жилые постройки приводят в изумление уровнем строительного искусства на Руси в те далекие времена.
Среди сокровищ деревянного зодчества, собранных на территории монастыря, выделяется церковь Ризоположения, срубленная в 1485 г.
Кирилло-Белозерский монастырь - один из популярнейших музеев русской старины. Он стал еще интереснее, когда на его территорию стали свозить деревянные памятники русского зодчества из зоны затопления Волго-Балта. Большой интерес представляют коллекции, выставленные в залах музея, размещенного в трапезной и келарской палатах: произведения прикладного искусства, оружие, древние рукописи, материалы археологических построек.
Сформировавшаяся при монастыре слобода (с начала XVIII века - Большая подмонастырская слобода), где жили монастырские служители и ремесленники, располагались кузнечные, кожевенные, деревообрабатывающие и прочие мастерские, в 1776 году была преобразована в уездный город Кириллов, который оставался в этом качестве вплоть до 1927 года (с перерывом в 1796-1802 годах, когда Кириллов не был центром уезда) - первоначально в составе Новгородского наместничества, затем Новгородской губернии, а с 1918 года- Череповецкой губернии. В 1927 года в нашей стране произошли принципиальные изменения административного деления, в результате которых Кириллов стал районным центром Ленинградской, а с 1937 года - Вологодской области.
посмотреть фотографии и прочитать более подробно про историю монастыря можно здесь: http://www.trip-guide.ru/kirillov.htm