[544x700]
Художественная обработка металлов на территории России возникла с
незапамятных времен. Центрами художественной обработки металлов  на Руси
были в разное время Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество,
Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Калуга,
Вологда, Великий Устюг, Москва, Петербург, ряд городов Урала.
    Мастера Киевской Руси славились изделиями из золота с эмалью выемчатой
и перегородчатой. Для этого времени характерны такие украшения, как котлы,
которые подвешивались с двух сторон к женскому головному убору, бармы –
драгоценные оплечья, расписанные изображениями религиозного характера,
полые серьги в виде полумесяца, гривны – шейные украшения в виде обруча,
подвески из скрученных золотых нитей, бусы всевозможных видов. В декоре
успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка,
резьба, позолота. Основной орнаментации изделий – явно стилизованные
растительные формы.
    Подобный стиль орнаментации, но уже более точно отражающий живую
природу, сохранился в ювелирных изделиях Руси XVI, XVII веков, хотя их
форма, размеры, декор говорят об изменении условий жизни  и быта русских
людей: изделия стали демократичнее и в значительно большей степени,
чем раньше, отражали характерные черты своего времени (значительно меньше
вычурности в рисунке, лаконичнее и яснее его замысел и содержание).
   Новых высот художественная обработка металлов достигла в XVIII, XIX
веках.  Необходимо отметить, что до XVII века оно развивалось своими,
особыми путями, не испытывая сколько-нибудь заметного влияния творчества
мастеров других стран.  Начиная же с эпохи Петра I и до начала XX века
эволюции русского искусства присущи те же стилевые закономерности, что и
западноевропейскому.  В это время приобретает широкую известность
самобытное искусство филиграни красносельских мастеров.  Примерно в те же
годы внедряются механические способы обработки металлов: кованное серебро
заменяется гладким листовым, чеканка все более уступает место штамповке,
находит применение гальваническое золочение. Эти первые предприятия и
первые технические новшества по сути предопределили приход эпохи, когда
труд мастера-одиночки постепенно был заменен механизированным, а в
дальнейшем – промышленным производством.
        Начало советского периода  художественной обработки металлов
относится к 1923 году, когда при Наркомфине было организовано Московское
товарищество. Используя опыт и достижения мастеров предшествующих
поколений, опираясь на богатые традиции, оно создало немало изделий,
получивших мировую известность, в том числе такие произведения
монументального характера, как карта нашей Родины из драгоценных металлов и
самоцветов, изумительный по красоте орден Победы. На современном этапе
центрами художественной обработки металлов в России являются: Москва, Санкт-
Петербург, Екатеринбург, Касли, Кострома, Ростов (Ярославский), Великий
Устюг, Пермь, Якутск, поселок Мстера, Красное-на-Воге, Кубачи.