Это цитата сообщения
Рене_Левек Оригинальное сообщениеЗАРИСОВКИ ПЕРЕД МАСЛЕНИЦЕЙ И ВЕЛИКИМ ПОСТОМ.
ЗАРИСОВКИ ПЕРЕД МАСЛЕНИЦЕЙ И ВЕЛИКИМ ПОСТОМ.
...Зарисовка первая. В городской аптеке – никого. И сотрудники с удовольствием обсуждают проблемы здоровья. Женщина в возрасте убеждённо вещает женщине, для которой возраст – пока понятие растяжимое: «Вообще голодать надо несколько раз в год. это великолепно очищает организм и карму. И периоды голодовки совпадают с православными постами. Почему, думаешь, эти православные постятся? Они очищают свой организм и ауру подправляют. Я тоже всегда голодаю, например, в Великий пост: знаю, как это полезно. Не надо есть жареного и жирного мяса, рыбы, копчёной колбасы. Только всё отварное, на пару, и всё раздельно. Так вот попостуешь – помолодеешь лет на десять. Я тебя научу, если хочешь». Слушала я это, несколько шокированная. Похоже, бедняжка начиталась книжек знахарей и псевдоцелителей, для которых важны деньги, а не чужое здоровье. Ведь смысл Великого поста – совсем не в чистке ауры и, простите, кишечника.
...Зарисовка вторая. Воскресенье – день особый, особенно одно из них, стоящее перед началом Великого поста: Прощёное воскресенье. В этом году оно приходится на 9 марта. В этот день Церковь вспоминает изгнание Адама и Евы из рая. В этот день заканчивается сыропустная неделя, во время которой нельзя есть мясо, зато можно – молочные продукты. В этот день происходит заговенье на Великий пост. Чин прощения – один из самых трогательных и умилительных в Православной Церкви. Ведь «по-настоящему простить своего ближнего, особенно виновного перед вами, – для многих из нас является самым трудным моментом в нашем духовном делании. Мы должны научиться прощать так, чтобы не затаилась в нас обида, чтобы мы вырвали из глубины своих сердец даже следы когда-то причинённой нам обиды. Иначе как мы посмеем рассчитывать на то, что Бог нас, без конца в течение нашей жизни оскорбляющих Его, простит и примет в Своё Небесное Царство?» – архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Раз в жизни я провела этот день в монастырском скиту. И это стало одним из моих самых дорогих, трогательных воспоминаний. После службы каждая из монахинь, послушниц, трудниц и паломников подходили по очереди к священнику, друг к другу, просила прощения во имя Господа, целовала троекратно, кланялась и становилась рядом, чтобы и у неё попросили прощения, а она могла простить. Это кольцо одетых в чёрные одеяния женщин с сияющими, залитыми слезами лицами, казалось венцом всепрощения, умиления, очищения души, радости. Никогда я не подозревала, что просьба о прощении может так глубоко проникнуть в сердце и заставить его вскипеть искренними облегчающими слезами...
Именно в этот день, словно в насмешку, городской парк проводит на своей территории разнузданные так называемые проводы зимы, которые в народе называют масленицей. Праздновали её и прежде на Руси, но, конечно, без шашлыков и не в Прощёное воскресенье.
Вообще проводы зимы – пережиток языческих обрядов. Весь день битком набит мясом, водкой и пивом, разгуляем, руганью, драками, сомнительными развлечениями. Почему-то людское сознание на уровне государственности стремится не вперёд, а назад – к суевериям и надуманным «празднествам». Например, до сих пор считается, что масленица – праздник блинов и других русско-народных яств, что это некий славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Для многих так и остаётся на уровне младенческого мирского мироощущения, что масленица – это прежде всего обильная и сытная пища, а также хороводы, песни, пляски, игры, и что человек, проведший масленичную неделю плохо и скучно, будет неудачлив в течение всего года (?!).
Сам Петр I открывал масленичные гулянья в столице у Красных Ворот. Инициаторами и участниками праздника были также Екатерина I и Екатерина II. Основное блюдо масленичной (сыропустной) недели – блин. Он символизирует солнце – победу добра над злом.
Что же такое на самом деле – масленица? Это вся «сырная» седмица (т.е. неделя), на которой устав предписывает воздерживаться от употребления мяса, зато разрешается вкушать молоко, сыр, масло и яйца. До Великого поста осталась всего одна неделя. В это время издревле отмечали приближающийся приход весны. Существовали специальные названия и ритуалы каждого дня недели. В первый день начинали печь блины на заготовленной с вечера опаре. Первый блин отдавали нищим — на помин души усопших родичей. На блины приглашали родственников. Пир горой шел в каждом доме. Масленичный вторник называли «заигрыши». В среду, которую величали «лакомки», собирала гостей теща. Главным гостем был зять, которого теща потчевала блинами и пирогами. Четверг называли «широким». В этот день к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись потехи самые разные: балаганы, качели, кулачные бои, катания на санках и шумные пирушки. В пятницу наступал черед зятьям угощать тещ блинами — этот день так и называли «тещины вечерки». А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка — на «золовкины посиделки». Невестка одаривала золовок подарками.
Веселился на масленицу не только простой народ. Москва видывала и удивительные царские увеселения, приуроченные к сырной неделе. «Широкая масленица» — изобретение скорее мирское или даже языческое, чем христианское. Трудно себе представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселие. Такого благословения мы и не отыщем ни в одном уставе. Наоборот, запретив в употребление мясные продукты, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Для человека, любящего храм Божий, сырная седмица пронизана размышления о Страшном суде Христовом. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия.
Название масленицы закрепилось не ранее XVI века. Это время массовых народных гуляний, дух которых попытался воссоздать в своем красочном фильме «Сибирский цирюльник» Сергей Михалков, показавший утопавшую в веселье «широкой масленицы» старинную Москву. В картине с некоторой долей ностальгии воспроизведены живописные «картинки» народного праздника: шумные выезды на санях, пестрые ярмарочные представления «пред очами векового Кремля», аппетитные баранки и блины с икрой и даже такая «старая русская традиция», как суровый кулачный бой на льду Москвы-реки в окружении разгоряченных зрелищем зрителей. Но в фильме показаны только два последних дня масленицы, завершающейся Прощеным воскресеньем, когда, попросив прощения у близких, человек вступал в суровый семинедельный Великий пост внутренне обновленным и очищенным. Каждый день масленицы в старину имел свое название и обряды, которые сохранились до сих пор: понедельник – «встреча», когда наряжают чучело Масленицы, строят снежные горы. Но даже и в те времени масленица отмечалась не во время, а до Прощёного воскресенья.
А теперь вместо посвящения душе происходит «посвящение» телу и низменным страстям. Вернёмся в город. Что за причина двигает сотрудниками ПКиО, когда они намечают провести масленицу в Прощёное воскресенье? Надеюсь, элементарное незнание происходящего. Согласна, что подавляющее большинство наших сограждан далеки от веры в Бога (хотя без этого Бог не перестанет существовать, в чём каждому из них придётся убедиться в своё время), но хочу предложить альтернативу: провожать зиму перед мясопустной неделей, а в Прощёное воскресенье пригласить людей в храм, чтобы они хотя бы увидели и попробовали почувствовать, что это такое – взаимное прощение. Это вполне по силам тем, кто организовывает наш досуг.
Вероника Черных
г.Снежинск Челябинской области
© При использовании информации ссылка на СМИ
"Информационное агентство Екатеринбургской Епархии"
Взято с благодарностью
http://blogs.mail.ru/mail/proktn/