Что-то вашему корреспонденту с периодически (как то и дело выясняется) загнивающего Запада работы привалило. В ближайшие пять дней мне предстоят пять поездок в "Верайзон-сентер" (три на хоккей и две на баскетбол) и как минимум одна - в Арлингтон, на тренировку "Кэпиталз". Это означает, что блоггировку придется на время попридержать. Если, конечно, не случится чего достойного отбложивания. Это также означает, что самое время разблогириться очередной серией нашей с вами гардеробной эпопеи. Начну с того, что по сложившейся доброй традиции напомню вылезщим из окопов: это - сериал. Предыдущие серии были опубликованы раннее, найти их не составляет труда (ссылки ставить не буду - в блоге всего три страницы), поэтому прошу не высказывать претензий о том, что ниже нет таких популярных в России команд, как "Детройт", "Рэд Уингз" и "Красные крылья". Их там нет, потому что они уже были. Ищите и найдете.
А сегодня мы с вами оглядимся вокруг себя и увидим, что везде колосятся вислые усы, расширяются клеши, растут на подметках "платформы", и на смену кислотному рок-н-роллу Джимми Хендрикса приходит и поднимает свою страшную, лохматую голову диско. Это все, конечно же, на загнивающем (еще тогда) Западе. На родине же в универмаге на улице академика Королева выбросили югославские колготки, а в "Песне-72" хит сезона "Оренбургский пуховый платок" исполняет лауреат Ленинской премии Людмила Георгиевна Зыкина. А еще, надев выданные на Лубянке типовые костюмы и темные водолазки, едут за океан великие советские хоккеисты - показать себя в битве со страшными профессионалами (в отличии, надо думать, от себя самих) из Северной Америки. Теми самыми, которые в вислых усах (неположенных по уставу Советской Армии: "лицо должно быть чисто выбритым"), клешах и диско.
Но этот великий год знаменателен в истории НХЛ не только голом Пола Хендерсона. В 1972-м году с НХЛ случилась еще одна, третья за последние шесть лет экспансия. Причем эта, в отличии от предыдущих, случилась неожиданно, как подростковый половой акт, и, как он же, - с переменным успехом. Посмотрим на ее результаты. Итак...
Глава седьмая: Вода и пламень (Пополнение-1972)
"Нью-Йорк Айлендерс"
[320x142]1972 год выдался знаменательным еще и потому, что он стал годом рождения ВХА - альтернативной лиги, грозившей НХЛ серьезной конкуренцией. Десять лет спустя старая лига уже нервно посмеивалась над своими былыми страхами, а тогда угроза казалась более чем реальной. И из страха этого родились две новые команды. Дело было в том, что ВХА хотела основать свой клуб в Большом Яблоке ("Нью-Йорк Рэйдерз") и положила глаз на недавно построенный "Мемориал Колисеум" в ньюйоркских пригородах. Этот самый "Колизей" сейчас является вторым самым старым зданием в НХЛ и чаще всего упоминается в качестве примера отжившего свое стадиона, по которому плачет бульдозер. Сам там неоднократно бывал и подтверждаю: тольяттинский "Волгарь" перед этим "Колизеем" краснеть не стал бы. Но тогда арена считалась лакомым кусочком, и сам президент НХЛ Кларенс Кэмпбелл рассыпал ей комплименты. В общем, неудивительно, что "Разбойники" из новой лиги ее восхотели.
Однако, правительство округа Нассау (хозяева арены) не сочло ВХА серьезной лигой и постаралось от еще нерожденных "Разбойников" половчее отбрыкнуться. Сделать это можно было только одним способом - сдать "Колизей" в аренду клубу НХЛ. Старая лига, не на шутку убоявшаяся конкурентов, мгновенно согласилась занять теплое местечко, и на свет появился новый клуб. А для того, чтобы понять, откуда есть пошло его название и эмблема, нам придется сделать небольшое отступление, связанное с любимой наукой каждого американца - географией.
Лонг-Айленд, изображенный на этой карте, являет собой остров, сушеной селедкой причаливший к восточному побережью США. Остров этот примечателен своей незаурядной вытянутостью, чем и заслужил свое глубоко символическое название - Long Island, "Длинный остров". Он, как видите, действительно длинный - около 200 км от головы до хвоста. И действительно остров, поскольку (вспоминаем четвертый класс) окружен со всех сторон водой - проливом Лонг-Айленд-Саунд с севера, бухтой Блок-Айленд-Саунд с востока, Атлантическим океаном с юга и Нью-Йоркским заливом и рекой Ист-Ривер с запада. Вся масса суши, находящаяся между этими водоемами и есть Лонг-Айленд. Ньюйоркские районы Квинс и Бруклин, а так же многочисленные пригороды к востоку от них - все это на Лонг-Айленде.
А теперь попробуйте пойти и сказать это любому ньюйоркцу. Лично я пробовал. Разговор будет примерно такой:
- Мы сейчас в Квинсе. Значит, мы на Лонг-Айленде.
- Чего?! Квинс - в Нью-Йорке. Лонг-Айленд - это там, дальше.
- Нет, секундочку. Разве Квинс не находится на острове, который называется Лонг-Айленд?
- Сколько раз говорить?! Квинс находится в Нью-Йорке! Нуууу-Йааааг! Capisci? А Лонг-Айленд находится дальше: едешь по 495-й, это Лонг-Айленд-Экспрессуэй, на восток. Пока не закончатся негры и высотки.
- Погодите, я не о том. Речь идет о простом географическом факте. Существует остров. Часть суши, окруженная со всех сторон водой. На этой части суши мы сейчас находимся, хотя и безусловно в пределах Квинса. Эта часть суши называется Лонг-Айленд. Потому что представляет собою длинный остров...
- Нет, ты совсем тупой. Тебе говорят нормальным руглишем: мы находимся на части суши, которая называется Нью-Йорк! Смотри: хасиды и психованные полицейские. Нью! Йорк! А Лонг-Айленд - там, дальше...
И так далее, в том же духе. В общем, ньюйоркцы настолько привыкли называть Лонг-Айлендом не весь остров, а только ту его часть, которая находится за городской чертой, что никакой географией их уже не прошибешь. Так что, запомните: если вы находитесь на западной части острова (на карте выше она чистая, желтенькая, не испещеренная решеткой муниципальных границ) - вы еще не на Лонг-Айленде. Вы там будете только в пределах округов Нассау и Саффолк, выполняющих при Большом Яблоке роль ближнего и дальнего Подмосковья, соответственно. Именно этот регион и представляет в НХЛ клуб "Нью-Йорк Айлендерс". Что и было отражено на его первой эмблеме.
Как видите, на логотипе Длинный Остров был подвергнут обрезанию. Его крайняя западная часть, входящая в состав Нью-Йорка, была отсечена, дабы продемонстрировать, что именно имеется в виду под словом Лонг-Айленд. Не остров. Район. Что не помешало команде назвать себя "Айлендерс" - "Островитяне". И привинтить к названию слово "Нью-Йорк". Ну, чтобы совсем мозги протухли. Вполне по-ньюйоркски. Или по-лонгайлендски?
Что ж, если у вас еще не кружится голова, сообщу дополнительно, что поначалу команду планировалось назвать "Лонг-Айленд Дакс" ("Утки") - в честь популярной команды Восточной лиги, игравшей там раннее. Однако, видимо хозяин клуба Рой Боу (по совместительству - владелец баскетбольной команды АБА "Нью-Йорк Нетс") решил переманить к себе часть нью-йоркских фанатов. Может быть, и по этой же причине и были выбраны сине-бело-оранжевые цвета, взятые с муниципального флага Нью-Йорка.
Флаг Нью-Йорка, в свою очередь, обязан своими цветами старому флагу Нидерландов, чьей колонией в свое время этот город и являлся.С другой стороны, не исключено, что "Островитяне" попросту скопировали цвета популярнейшего бейсбольного клуба "Нью-Йорк Метс" - опять же, в надежде разжиться ньюйоркским болельщиками. По моим личным наблюдениям, эта благородная цель достигнута не была: хоккейно озабоченные жители Бруклина и Квинса по-прежнему в подавляющем своем большинстве поддерживают "Рейнджерс", оставляя "Островитян" пригородам. Так что эмблема "Айлендерс" не врет: его сфера влияния - именно там, в Нассау и Саффолке.
Фанатов у новой команды, скажем прямо, немного, но народ они преданный и "Рейнджеров" люто ненавидят. Одной из самых популярных болельщицких кричалок НХЛ была "Nineteen-Forty!" ("1940-й!"), которой в 80-х и начале 90-х айлендцы напоминали городским последний год чемпионства их "Рейнджеров". Увы, в 1994-м этот клич навсегда устарел.
Что касается формы "Островитян", то она поначалу была самой простотой.
Номера на синих свитерах в первый сезон были оранжевыми, но с трибун второго яруса и ложи прессы разглядеть их было трудно, поэтому на следующий год цифры сделали белыми. В 1977-м синий свитер слегка изменили, убрав с рукавов белую отделку. Год спустя белый цвет на рукава вернули, но на талии его поубавилось.
Таким синий свитер "Айлендерс" и оставался вплоть до 1995-го года. А белая домашняя форма за все это время (23 года) вообще не изменилась ни разу. Так же бережно отнеслись "Островитяне" и к формированию состава. В отличии от многих других клубов, сине-бело-оранжевые не гнались за престарелыми звездами, собирали команду медленно и упорно, через драфт и умную селекцию. Болельщики на Длинном Острове оказались терпеливые, несколько лет исканий и середнячества пережили без труда. И были за то вознаграждены сторицей.
В команду пришли защитник Дени Потвен (который в итоге стал капитаном и набрал больше очков за карьеру, чем Бобби Орр), форвард-силовик Боб Нюстрем (на правой фотографии выше - уроженец Швеции, приехавший в Канаду ребенком, стал любимцем островной публики), Стефан Перссон (на левой фотографии выше - "настоящий" швед, первый воспитанник европейского хоккея, выигравший Кубок Стэнли), забивной тафгай Кларк Гиллис, великий форвард-универсал Брайан Троттье и один из лучших снайперов всех времен Майк Босси (все трое - в Зале славы). Так, постепенно собрав команду-монстра, "Островитяне" выскочили-выпрыгнули из своих пригородов на всю остальную НХЛ в начале 1980-х.
В шестом матче финала-80 против чемпиона регулярки "Филадельфии" Боб Нюстрем забил победную шайбу в овертайме и положил начало одной из величайших династий в истории НХЛ. С 1980 по 1983 гг. "Островитяне" выиграли четыре Кубка подряд, пока не уступили дорогу новому слонопотаму - "Эдмонтону" Гретцки и Мессье.
Увы, великие вехи прошли, и достижения совершенно фантастических "Нефтяников" затмили величие Гиллиса, Босси и Нюстрема. "Островитяне" оставались крепкой командой в 1980-е, пока их суперзвезды старели и постепенно сходили с дистанции. В 1987-м они стали участниками одной из величайших игр в истории Кубка Стэнли - седьмого матча первого раунда против "Вашингтона", в котором Келли Хруди отбил 73 броска, а Пэт Лафонтэн забил победную шайбу в четвертом овертайме. Матч, игравшийся в воскресенье, во время Пасхи, вошел в историю, как "Пасхальная эпопея". Это был последний отголосок славы великих "Островитян" 1980-х годов.
В 1990-е "Айледерс" вошел все еще крепеньким, но все-таки уже середнячком. Под руководством генерального менеджера Дона Малони (бывшего игрока "Рейнджерс", чем объясняются чувства, которые испытывали к нему фанаты) команда медленно, но верно начала опускаться на дно. В последний раз она дала о себе знать в 1993-м, когда гол, забитый в овертайме Давидом Волеком, преградил "Питтсбургу" и Супер-Марио дорогу к третьему подряд Кубку. А в 1995-м, наконец, случилось страшное.
Середина 90-х вообще запомнилась, как время невероятных, диких, блистательных в своем убожестве спортивных фасонов, а новый менеджмент "Островитян" в погоне за временем зашел слишком далеко даже по тогдашним меркам. Клуб изменил форму, сделав синий гораздо темнее и добавив к оранжевому серый и цвет морской волны. Пестрые волны бугрились на свитере где-то внизу, в районе паха, номера разлезались вкривь и вкось, с плечей за этой бурей безвкусия одиноко смотрел унылый маячок, а царствовал над всем деревенским Посейдоном жуткого вида рыбак в плаще и зюйдвестке, похожий на Хемингуэя, взявшего в руки не то орудие самоубийства.
О, как радовались фанаты "Рейнджерс"! Какой подарок сделали им враги через год после завоевания Кубка! Городские тут же отметили схожесть нового логотипа островитян с эмблемой компании "Гортонс", производящей пищевые полуфабрикаты, и боевой клич "Рыбные палочки!" сотрясает стены "Мэдисон-сквер-гардена" в матчах Большого Дерби по сей день.
Реакция же болельщиков (и игроков) "Айлендерс" была такой жестокой и бескомпромиссной, что клуб немедленно пообещал убрать новую форму в утиль, как только НХЛ это разрешит. В 1996-м, год спустя, вернулась старая эмблема, которую "Островитяне" сначала использовали на новых свитерах в качестве альтернативной. В 1997-м рыбака торжественно казнили, и круг с клюшкой опять стал основным логотипом клуба.
А в 1998-м исчезли и маяк (это был маяк на мысе Монтаук-пойнт, самой восточной точке Лонг-Айленда), и волны, и все вернулось на круги своя. Разве только синий цвет остался очень темным да с трусов исчезли лампасы - в остальном новые "Айлендеры" уже ничем не отличались от старых. А в качестве большого "айм-сорри" фанатам, пережившим три года ужаса, на правое плечо свитера были нашиты четыре "лычки", символизирующие кубковые победы начала 80-х.
Зализав немного раны, в 2002-м команда решила опробовать альтернативный свитер. Он стал ярко-оранжевым с модной шнуровкой и разводами по бокам. Как ни странно, травмированной рыбаком публике он пришелся по душе.
Последнее же изменение в форме "Островитян" произошло в этом году, когда за дело взялась компания "Рибок" и ее спецы по высоким технологиям. Свитерам "Айлендерс" приделали оранжевые рукава, тесемки и номера на правой стороне груди. Зато оставили "лычки" - в напоминание о великих вехах, которые теперь уже кажутся почти что мифическими.
"Калгари Флэймз", раннее - "Атланта Флэймз"
Если "Айлендерс" стал детищем рыночной борьбы между НХЛ и ВХА, то второй клуб, пришедший в лигу в 1972-м, произвела на свет банальная арифметика. НХЛ не хотела иметь нечетное количество клубов и ради утряски расписания решила добавить 16-й. Счастливый номер выпал столице американского Юга - Атланте. Ну, решили в НХЛ, почему бы и нет?
Потому нет, отвечали реалисты, что Атланта – столица американского Юга. Город, преимущественно населенный чернокожими, в котором почти никогда не бывает снега. Ну и что, отвечала НХЛ. То же самое любой нормальный русский эмигрант скажет вам и о Нью-Йорке. И вообще, лиге надо завоевывать новые рынки, тем более такие перспективные. В общем, хозяева нового клуба обязались вести мудрую, консервативную финансовую политику, спокойно и деловито возделывая свою южную целину. На том и порешили.
Для начала дали клубу типично атлантское название – «Флэймз». Дословно это – «Пламя» во множественном числе. Можно «Пламенные». Название действительно чисто атлантское, несмотря на то, что горючие материалы существуют в разных точках планеты. Дело в том, чтио Атланта – город, в буквальном смысле слова восставший из пламени. Во время гражданской войны 1861-65 гг. ее захватила армия Севера под командованием генерала Уилльяма Текумсе Шермана и сожгла город дотла. Если из фильма «Унесенные ветром» вам запомнилось что-либо кроме поцелуйчиков, с этим историческим эпизодом вы наверняка знакомы. Южане, однако, отстроили свой прекрасный город заново, возвигли новые, красивые здания, провели новые, ровные дороги, посадили новые персиковые деревья. Восстановить в нем наново нежно любимую рабовладельческую систему им, правда не дали, но надежда, как говорится, умирает последней. В общем, пламя и восставание из него стали для Атланты своего рода символом.
К названию подобрали подобающие красно-желтые цвета и эмблему – букву «А» с языками пламени. Форму, в соответствии с предполагаемой консервативной политикой клуба, сделали очень простой. Правда, довольно быстро решили, что в свитерах не хватает желтого цвета и уже через год немного изменили дизайн.
Величие "Калгари" в 1980-е переоценить трудно. Любимцы канадских ковбоев с 1984 по 1991 год лишь однажды набрали меньше 90 очков. К сожалению, "Пламенным" не повезло играть не только в одно время, но и в одной провинции с, возможно, величайшей командой всех времен и народов - "Эдмонтоном" Уэйна Гретцки. Встречаться с соседом-монстром в плей-офф приходилось довольно часто (тогда команды из одного дивизиона обычно играли друг с другом в первом или втором раунде), а потому далеко в плей-офф красно-желтые забирались не часто, и Кубок Стэнли подняли лишь один раз.
1990-е годы запомнились в Калгари, как эпоха убожества. После катастрофического обмена Дага Гилмора в "Торонто" клуб еще некоторое время цеплялся за плей-офф (чтобы тут же оттуда вылететь), а потом и вовсе перестал туда попадать. Зато, по законам того времени, видоизменил форму, добавив в палитру едва ли не обязательного в те годы черного цвета. В 1994-м году Тео Флери и компания вышли на лед в таком убранстве:
Несмотря на вполне себе кошмарный свитер, кое-какие традиции остались нетронутыми. Обратите внимание, на букву А на груди Тео, обозначающую его, как ассистента капитана. Да, это старая эмблема "Атлнаты".
К черному цвету в 90-е относились до невозможности серьезно, и появление альтернативного свитера было только делом времени. И в 1998-м взору западных канадцев предстал черный, как и полагается, свитер с новой эмблемой - головой страдающей от кровавого насморка лошади.
Сама по себе лошадь имеет для Калгари большое символическое значение. Не зря я выше распинался о ковбоях. Калгари - пастушья столица Канады и там ежегодно проводится большой фестиваль ковбойской культуры и популярнейшее родео. Жители города гордятся своими животноводческими корнями, часто ходят в клетчатых рубашках и джинсах, а особо почетным гостям города (например, известным хоккеистам, перешедшим в "Флэймз") на специальной церемонии дарят белую ковбойскую шляпу.
Лошадь, надо сказать, большого впечатления на калгарийцев не произвела, но черный свитер все равно понравился больше того, что команда носила в 90-е, и с наступлением нового века в форме появились новые изменения. Черный свитер стал основным выездным, а домашний белый был подогнан, чтобы соответствовать ему по дизайну. Лошадиная морда на белом свитере была повешена на плечи.
В 2003-м году, однако, форму пришлось менять снова. НХЛ обязала все клубы играть дома в темном, и появиться перед своими фанатами черненькими "Пламенные" не решились. Черному свитеру вернули статус альтернативы (он побыл в нем два сезона, пока не исчез в 2006-м), а домашним сделали красный. Несмотря на то, что буква С и охватившее ее пламя были на нем, опять же, черного цвета, новый кафтан Джарома Игинлы стал в Калгари последним писком моды. Правда и тут не обошлось без накладок (имена игроков поначалу тоже сделали черными, но в середине сезона выбелили, потому что прочесть их в телевизоре было совершенно невозможно), но фуфайка стала продаваться, как черт знает что. "Калгари" даже установил рекорд по продаваемости нового свитера. Ведут в НХЛ и такую статистику. В общем, купить именно такую, красненькую, стало священным долгом каждого калгарийца. В дни игр во время плей-офф-2004 улица, ведущая к стадиону, окрашивалась в красный цвет и стала называться "Красной милей". И по сей день во время домашних матчей практически вся арена (кстати, крыша на ней сделана в виде седла, что тоже прозрачно намекает на ковбойское влияние) становится кроваво-красной.
Увы, полюбившийся свитер тоже прожил недолго. Компания "Рибок", прибравшая к рукам гардероб всей лиги, не смогла перенести этот дизайн на новые приталенные фуфайки. В результате форма "Пламенных" претерпела еще одно, пусть и не радикальное, изменение в 2007-м году.
Жертвой новых веяний пала лошадь, которой больше не нашлось места на плечах. Там нынче расположились флаги Канады и провинции Альберта. Оба вызвали нешуточный резонанс: получается, что "Пламенные" присваивают себе звание всеканадской команды (что, конечно же, полная чушь), не говоря уже о всеальбертской. Флаг провинции - это, естетственно, камень в огрод "Эдмонтона", самого принципиального соперника "Пламенных", с которым они бьются по восемь раз в году в самом главном дерби НХЛ - "Битве при Альберте". Возмущение с севера было таким, что "Калгари" поспешил успокоить общественность: флаги будут на форме лишь временно, в качестве эксперимента. В следующем сезоне клуб пересмотрит их целесообразность.
Вот пока и все. Скоро ваш корреспондент канет в отпуск, и мы возьмем еще один перерыв. А когда вернемся, нас ждут веселые и увлекательные приключения в мире капитала и страшная сказака про индейцев, которых черт побрал.
Исходное сообщение Finnik-s_son "Что Вы помните про Ярослава Рыбакова"?Ну вот! Правда, не спициально! Королева, конечно же!!! "Рыбными палочками навеяло" -). Извиняюсь.
Исходное сообщение MSG-man Потрясающие статьи! Впрочем, никто и не сомневался в этом. Но "Айлендерс"!.. Р-р-р... Заранее извиняюсь, скажите кто-нибудь про синерубашечников было уже или нет еще?Не, не было. Слава строго по хронологии рассказывает, от самых старых команд.
Исходное сообщение malamud ...Пока не закончатся негры и высотки.Слава, тут по блогам шарится некий чел под ником "Вася из Рязани". Предлагает расстреливать
Компания "Рибок", прибравшая к рукам гардероб всей лиги, не смогла перенести этот дизайн на новые приталенные фуфайки.Что, действительно, "Рибок" имеет влияние на разработку эмблем команд НХЛ? Или с Калгари -единичный случай?
Исходное сообщение Faculty_member А чего про Батча Горинга не упомянули? Многие фаны с Лонг Айленда считают его сильнейшим кубковым хоккеистом тех времен (что-то типа Эсы Тикканена или Клода Лемье). Или это преувеличение,и не стоит его ставить в один ряд с Тротье и Босси?Конечно, рядом с Босси и Троттье Горинга нельзя поставить, но игрок был очень неплохой, и, главное, кубковый. Боец (в лучшем смысле слова), работяга, душа команды. Я бы его поставил на несколько уровней выше Клода Лемью и Тикканена. И в отличии от них, Горинг грязным игроком не был. Кроме того, нельзя не упоминуть с той команды ещё и Тонелли, Борна и шведа Каллура.