Между хрусталём и стеклом существуют различия, меняющиеся в соответствии с принимаемыми правовыми предписаниями (относящиеся к подразделению стекла на отдельные категории) отдельных стран. Для большинства стран мира слово хрусталь означает присутствие в стекле свинца.
В соответствии с правилами Европейского сообщества, стеклянные продукты, содержащие менее 4 % окиси свинца обозначаются словом «стекло», продукты из стекла, содержащие более 10 % свинца обозначаются словом «хрусталь», а стекло, содержащее более 30 % свинца называют «высоко свинцовый хрусталь».
Хрусталь изобрёл англичанин Георг Равенскрофт в XVII веке. Сначала разработчик нового вида стекла получил патент на производство кристалина, и лишь в 1976 году впервые было произведено так называемое «алмазное стекло» – известный нам хрусталь. До хрусталя популярностью пользовалось тугоплавкое стекло, содержащее кремний и древесную золу. Георг Равенскрофт заменил кремний на чистый песок и ввёл свинец для запуска химической реакции – так появился хрусталь. Своё окончательное название изобретённое англичанином стекло приобрело за удивительное сходство с кварцем (горным хрусталём).
Греческим словом “krystallos” (“кристалл”) назвали вид стекла, отличающийся особой прозрачностью и высоким качеством изготовления. Долгое время в сознании большинства россиян понятие “хрусталь” ассоциировалось с Чехией. И это не случайно. Именно Чехия издавна славилась своим хрусталём. А ремесленные секреты и традиции “стекольного” дела дожили до наших дней почти без изменений.
Но активное производство «алмазного стекла» начала вовсе не Англия, а ценящая всё прекрасное Франция. Французская мануфактура «Вонеш-Баккара», сделавшая хрусталь достоянием всего мира, функционирует и в настоящее время.
Оригинальное искусство гранения чешского хрусталя зародилось в Чехии в эпоху барокко. Развитие этой техники способствовало тому, что в 20-х гг. XVIII столетия здесь был построен первый завод, специализирующийся на производстве гранёных люстр и люстр-подвесок.
С момента своего появления на рынке эта продукция заслужила мировое признание. Так, по указу французского короля Людовик XIV чешскими люстрами украсили дворцы в Версале и Фонтанебло. Примеру французского двора последовали и другие монархи – турецкий султан Осман III и русская императрица Елизавета.
Именно в Чехии была открыта первая профессиональная школа стекольного дела, ставшая вскоре известной практически во всем мире. В этом учебном заведении стремились сохранять традиции прошлых поколений и передавать их “новобранцам” ремесленников.
Двадцатый век внёс существенные изменения в индустрию стекла: стекольная промышленность разделилась на два направления – трудоёмкое ремесленное и серийное машинное.
Чешские хрустальные люстры BYDZOV (БИДЖОВ) полная версия
Мирового признания добилась хрустальная посуда, выпускаемая Чехией, Германией, Румынией, Болгарией и Австрией. Кстати, в Болгарии производится модный сегодня гладкий негранёный хрусталь.
По случаю коронации чешской королевы императрицы Марии Терезы в 40-х гг. XVIII столетия чешскими мастерами бала создана новая форма люстры без несущего центрального шеста. Этот тип люстры получил название “терезианский”. Он сразу “прижился” в европейской дворянской среде.
В состав хрусталя в значительных количествах входит окись свинца (или бария). Пропорции этого вещества и определяют качество стекла: его прозрачность, сияние, способность преломлять свет, а также чистоту звона.
В чешской классификации хрусталь подразделяют на три класса: traditional (низкое содержание окиси свинца), standard (до 30 % окиси свинца) и premium (от 33% окиси свинца). При этом изделия категории traditional и standard главным образом рассчитаны на потребителей среднего класса, а premium-предметы – это элитные, эксклюзивные изделия для состоятельных заказчиков.
Интересно, что одна и та же модель чешской люстры может быть выполнена в трёх вариантах, соответствующих трём стандартам. Таким образом, производители стремятся удовлетворить потребности клиентов с разными финансовыми возможностями.
Современные изделия из хрусталя, как правило, украшают с помощью гравировки, резьбы, огранки и шлифовки. Кстати, именно огранка и шлифовка в конечном итоге определяет внешний вид изделия. Дело в том, что только качественная машинная огранка и полировка могут обеспечить совершенную геометрию граней подвесок и их остроту, а значит и способность изделия отражать и преломлять свет, играя множеством цветных огоньков и лучей. Поэтому сегодня для обработки хрустальных люстр производители используют высокоточное электронное оборудование.
кварцxгорный хрустальx“krystallos”xпрозрачностьxвысокое качество изготовленияx«Вонеш-Баккара»xвидеоxчешский хрустальxлюстрыxлюстры-подвески
Арматуру люстры в настоящее время изготавливают в основном из латуни, которую покрывают слоем защитного лака, препятствующего образованию коррозии. Иногда для того, чтобы сделать “скелет” светильника серебристого цвета, на латунь наносят слой хрома или никеля. Для дорогих “классических” изделий арматуру очень часто делают из бронзы.