Итак, давайте расскажу мой вариант Серого Волка. Традиционно, для начала, вот ссылки на все варианты сказки, где он упоминается:
hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev105.php
hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod53.php
hobbitaniya.ru/tolstoyan/tolstoyan57.php
Поскольку речь пойдет о Сером Волке (именно так, с больших букв, поскольку это отдельный персонаж), мы пока оставим за кадром Жар-птицу (которая сама по себе ужасно скучная), Ивана Выславича (ака Иван-царевич) и прочих коней да девиц. Поговорим о Волке, и разговор в этот раз будет довольно коротким, поскольку взаимосвязей этого персонажа с другими сказками я пока не обнаружил (возможно, потом отыщется что-то).
Итак, прочитав все варианты, я выяснил несколько характерных особенностей персонажа:
Тут напрашивается очевидный вывод — это волколак, и, судя по поведению в сказках, исключительно положительный. Однако я решил, что мы пойдем другим путем, и мотивы моего решения я раскрою в следующих картинках. Скажу лишь, что персонаж такого плана достоин отдельной категории.
И у меня он будет созданием леса, то есть магическим существом, сродни Лесовику, Лешему и т.д. Он никогда не был человеком-колдуном. Он всегда был сверхъестественным волком, со способностью оборачиваться в других существ. И если у волколаков исходная ипостась — человек, то у Серого Волка — волк.
Кстати, на картинке он в гордом одиночестве не просто так. Об этом позже.
Серый Волк внешне мало отличается от обычного волка, и главное отличие — размер. Он крупнее даже вожака волколаков (если встанет на задние лапы), в основном за счет сильно вытянутого торса (да, такое длинное тело у него не просто так, это было нарисовано намеренно, это не косяк). Повышенная лохматость тоже отделяет его от своих обычных сородичей — у него мощная грива, которую ему даже заплетают в косички мелкие лесные духи-брадобреи, слуги Лесовика.
Ах да. Тут нужно еще упомянуть об отношениях Лешего, Лесовика, Серого Волка и других волков. Читаем у А.В. Гура, «Символика животных в славянской народной традиции». М., 1997. С. 122-159.: «Согласно поверьям, ВОЛКИ находятся в подчинении лешего (леший кормит их, как своих собак, хлебом) <…>. Для защиты от ВОЛКОВ используются заговоры, обращенные к лешему <…>».
Я решил, что в цитатах речь идет об обычных волках. Не о волколаках и, разумеется, не о Сером Волке. Волколаки — сами по себе, они к лесным созданиям не имеют никакого отношения. А Серый Волк слишком добрый, чтобы якшаться с Лешим, он дружит именно с Лесовиком.
Серый Волк не служит Лесовику, он, скорее, его друг, но отношений «начальник — подчиненный» между ними нет. Если речь заходит об одолжениях, то они всегда взаимные. Лесовик к Серому Волку относится с большим уважением и иногда дает всякие поручения — разыскать что-то, добыть. Именно он обеспечивает Волка снаряжением и доспехами, поскольку вполне справедливо считает его верным другом и прекрасным разведчиком.
Волк действительно часто рыщет по окраинам леса и охотно добывает ценную для Лесовика информацию. Будучи созданием любопытным, он живо интересуется всем, что происходит вне леса, поэтому много чего знает, и многое умеет.
Но он хоть и умный (и даже мудрый), но немного наивен, когда речь заходит об отношениях с людьми. Да, у него практически человеческое сознание и весь спектр эмоций, даже чувство юмора вполне себе развито (на уровне трикстера). Но в специфике человеческих отношений он, будучи лесным созданием, разбирается слабо.
Поэтому, повстречав Ивана-царевича и сожрав его коня, Волк внезапно почувствовал раскаяние, и из чувства вины решил бескорыстно помочь незадачливому наезднику. Тем более что тот, на первый взгляд, был нормальным парнем. Если бы Волк знал, во что ввязывается…
Если обобщать, то можно с точностью сказать, что основные качества Серого Волка — природная честность, благородство, ответственность, верность, мудрость, сила и врожденная наивность. И его лучшими качествами пользуется упомянутый Иван-царевич.
Поскольку я делаю проект про «сказки, попавшие в мир игр», мне нужно было понять, каким персонажем делать Волка. Очевидное решение — маунт (ездовое животное). Более того, маунт конкретного персонажа — того самого Ивана-царевича. Я так и хотел сначала сделать, но Иван-царевич в этих сказках такой неприятный, безыдейный, алчный и плаксивый персонаж, что я решил рисовать Волка отдельно, и сюжетно — после событий сказок о Жар-птице.
Тем более что Иван, использовав Волка в своих целях, в конце всегда бросает его (во всех вариантах сказки Волк остается в финале один). И это при том, что Волк не просто помогал Ивану, но и спас ему жизнь.
Поэтому у меня Серый Волк вот такой, сам по себе. Да, он вполне может быть маунтом у кого-нибудь, но пока он бегает один, и после случая с мерзким Иваном-царевичем вообще сторонится героев и авантюристов, заезжающих в его часть леса. Может быть, когда-нибудь, он повстречает достойного… Но пока таких не встречалось.
Итак, теперь давайте поговорим о способностях. Мне они представляются так. Серый Волк, очевидно, телепортер, поскольку может покрывать огромные расстояния, о чем упоминается во всех сказках. Телепортация его, скорее всего, ограничена пределами видимости — прыгает туда, куда видит.
Также он однозначный оборотень-мимик (а значит в бою, например, может копировать нападающего). Причем, техника его превращений очень интересно описана в сказке Толстого: «Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной», «Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем». То есть когда кувыркается вперед — может превращаться в людей, когда назад — в других животных. Опять же превращается он в тех, кого видит — ему нужен перед глазами объект.
При этом стоит отметить, что, по варианту Толстого, Волк любит прикалываться, эдакий шутник (эпизоды, когда он из девушки и коня превращается обратно в волка).
По самой картинке. Размер персонажа тут довольно сложно определить, поскольку нет понятных всем объектов для сравнения. Вообще, он размером с хорошего такого коня (ведь без труда нес на себе Ивана и Елену).
Поскольку его основная функция — маунт-разведчик, то в центре его туловища своего рода гибкий сегментный корсет, на который можно закрепить и седло, и седельные сумки. Когда Волк сам по себе, то в его снаряжении всякие полезные вещи, типа мертвой и живой воды, которую он предусмотрительно оставил себе. Также может возить с собой еду, воду, всякие сувениры из дальних стран, которые ему заказывает Лесовик.
Армор на Волке легкий, кожаный с золотыми узорами и окантовкой, но при этом довольно крепкий, зачарованный, магией охраняет практически все тело. Золото — потому что серебро он не любит, как и любой магический волк.
В целом очень положительный, милый персонаж.
Накануне Нового года нужно рисовать что-то новогоднее. Да, я понимаю, казалось бы, чего проще — нарисуй Деда Мороза в ледяной броне, Снегурку в латексе, и все. Увы, нет.
Но давайте сразу определимся. Морозко — это не Дед Мороз. Это даже не Морозко из фильма (потому что там по факту Мороз Иванович, который живет в ледяных покоях и все такое, частично из сказок, частично из пьесы Одоевского, то есть такой собирательный образ). К слову, у Некрасова в «Мороз красный нос» персонаж намного ближе к Морозко из сказок, чем к известному всем Деду Морозу, хотя там он вообще эксплуататор детского труда и платит копейки.
Поэтому понимаю ваш шок, когда под именем «Морозко» на моей картинке вы видите вот это чудо. Но я, как всегда, могу все обосновать.
Дело в том, что традиционный благодушный Дед Мороз, который весь новогодний, с елкой, внучкой-Снегурочкой, дарит подарки и все такое — это сугубо искусственное изобретение, в котором намешаны даже не столько славянские, сколько западные традиции. Про их появление в качестве новогодних талисманов можно статьи писать. И некоторые, кстати, пишут, поэтому настоятельно рекомендую вам ознакомиться вот с этой статьей, хотя бы. Думаю, вы узнаете много нового (я, по крайней мере, узнал): Е.В. Душечкина, «Дед Мороз: этапы большого пути (к 160-летию литературного образа)».
Поэтому добродушного седовласого пузана в шубе мы сразу отметаем — это не тот образ, который нам нужен.
Морозко же присутствует в двух вариантах одной и той же сказки под названием «Морозко» (но при этом носит почему-то разные имена, о чем чуть позже). Он никак не связан со Снегурочкой, он сам по себе, и описывается крайне скупо.
Давайте посмотрим сначала, что пишут нам о его внешности и поведении в сказках. Итак, сборник Афанасьева, вариант сказки 1:
«<…> тут отдай Марфутку за Морозка. Старик вытаращил глаза, разинул рот и перестал хлебать, а девка завыла. „Ну, что тут нюни-то распустила! Ведь жених-то красавец и богач! Мотри-ка, сколько у него добра: все елки, мянды и березы в пуху; житье-то завидное, да и сам он богатырь! “»
Тут прямая речь сварливой мачехи. Более того, если рассматривать контекст, можно сильно усомниться в ее словах. Однако этот отрывок дает очень ценную информацию, о которой я упомяну чуть позже.
Фактически Морозко описывается только в одном предложении, да и то лишь его повадки:
«Вдруг слышит: невдалеке Морозко на елке потрескивает, с елки на елку поскакивает да пощелкивает»
Негусто, не правда ли? Может быть, во втором варианте сказки будет больше?
Нет. Там он вообще теперь зовется то «трескун-мороз», то «Мороз», то «Мороз красный нос», и щеголяет с таким вот описанием:
«Приходит Мороз, попрыгивает-поскакивает, на красную девушку поглядывает: „Девушка, девушка, я Мороз красный нос! “»
Приехали. Сумасшедший подпрыгивающий извращенец с красным носом пристает к замерзающей девушке.
В общем, я снова закопался в источниках. К сожалению, в серьезных трудах практически ничего не нашел. Но нашел крупицы, которые дали пищу для размышлений. Я сразу выяснил, что основная тенденция у исследователей — рассматривать Морозко и Мороза как один персонаж. Что логично, учитывая, что именно этими именами герой называется в сказках.
Например, читаем Вики, статьи про Морозко и про Мороз:
«Фольклорист Владимир Бахтин, напомнив, что Дед Мороз, Мороз Красный нос, Морозко — это один и тот же „владыка холода“, называет героя сказки „заступником“; в народном сознании победить и получить награду должен „самый слабый, самый обиженный“. Литературовед Владимир Аникин отмечает, что Морозко — в зависимости от ситуации — может проявить себя и как благожелательный хозяин, и как беспощадный властитель».
«Моро́з (Студенец, Трескунец, Морозко, полес. Зюзя) — персонаж славянского сказочного фольклора и некоторых календарных обрядов; персонификация природной стихии. Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. <…> Образ Мороза нашел свое отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстает в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами „Студенец“, „Трескунец“, или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко)».
«Зюзя». Ха-ха-ха. Ладно.
В общем, я решил идти по стопам великих, совместив Морозко и Мороза в одном персонаже, и постарался собрать всю фактологическую и описательную информацию, до которой смог дотянуться. Далее еще немного цитат, чтобы была понятна логика.
Две характерные пословицы:
«Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет».
«Мороз невелик, да стоять не велит».
Невысокого роста, но больших способностей персонаж.
«В восточнославянской мифологии Мороз — существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызвать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей: «Погоди, Мороз идет, он тебя…». Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка) (Иванов, Топоров 1995: 267)».
Предок, дед, мертвяк, в общем-то, существо потустороннее.
В «Мифах народов мира» тоже есть вполне подробное описание: «У восточных славян представлен сказочный образ деда Мороза — богатыря, кузнеца, который сковывает воду „железными“ морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с „калить“); сходные представления отражены в чешских и сербскохорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами. Возможно, что сказочный образ М. (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом М., живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему. В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара МОРОЗА по углу избы трескается бревно».
В целом получаем тут все, что было указано выше: мелкий дед-богатырь-кузнец, крутые абилки, бегает туда-сюда. Однако тут я встретил интересный анализ, вполне сочетающийся с текстом сказок: «Литературовед Елена Коровина, характеризуя героя сказки „Морозко“, воспроизводит присказку из наследия Владимира Даля о том, что „Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сухим берегам“. Легкость и игривость „повелителя зимы“ позволяют говорить о том, что персонаж относится к числу „молодых божеств“, готовых любезничать „с девицами, попавшими в его лес“».
Отмечаем: «молодое божество», игривое и легкомысленное.
Тут имеется в виду не столько внешность, конечно, сколько нрав и принадлежность к низшей мифологии. Низшая мифология, однако, вовсе не подразумевает, что герой слаб. Точно так же, как слово «старик» вовсе не означает 80-летнего. Вы же помните, что в те времена глубокими старцами считали 40-летних, да?
Кстати, вернемся еще и к тому, что я говорил выше об отрывке, в котором словами мачехи описывается наш герой: «<…> жених-то красавец и богач! <…> сколько у него добра: <…> житье-то завидное, да и сам он богатырь!»
Теперь поговорим о реакции отца и Марфуши на приказ мачехи везти замуж за Морозко — старик-отец обалдел, Марфуша в рев. Потом снова читаем отрывок, где Морозко прыгает с елки на елку. Елка вообще как-то часто упоминается применительно к этому персонажу. С чего бы это?
Читаем: «Ель — дерево, используемое в похоронных и поминальных ритуалах, а также известное в качестве обрядового деревца. Относящиеся к ели мифологические представления и обряды получили развитие преимущественно у восточных и западных славян. <…> В верованиях восточных славян ель имеет отношение также и к области народной демонологии. <…> У западных, в меньшей степени у восточных славян ветви ели как вечно зеленого растения, гирлянды из нее и еловые венки — одно из самых распространенных украшений могилы. Срубленную ель (а также кипарис, сосну можжевельник), часто украшенную цветами или лентами, могли устанавливать или реже — сажать на могиле парня или девушки, умерших до брака».
Ну, во-первых, попробуйте теперь посмотреть на новогоднюю елку по-новому, осознайте, ЧТО именно вы, по мнению наших предков, ставите себе каждый новый год в доме. Во-вторых, такое частое упоминание ели применительно к Морозко подтверждает теорию о том, что он мертвяк, предок, дед, существо в целом не злое, но потустороннее. В-третьих, теперь, надеюсь, понятна реакция невесты, которую хотят выдать за мертвяка?
Да и исключительно положительным персонажем Морозко назвать сложно (это в одноименном фильме Морозко дуру-сестру отправляет домой на свинье, а в сказках он тех, кто ему не по нраву, просто убивает). Так что шок героев сказки вполне понятен.
Что ж, сжато перечислим все, что я в итоге собрал, пытаясь определить образ Морозко: потусторонний, невысокого роста, с седой бородой, легко и непринужденно прыгающий по елкам, как спайдермен, при этом обладающий недюжинной богатырской силой и крутыми колдовскими навыками. «Владыка холода», имеет определенные атрибуты кузнеца.
Если сложить эти описания, получается… гном.
Да-да, прочитайте описание еще раз. Это типичный гном, только умеет прыгать по верхушкам деревьев и обладает способностями фрост-мага. Тут нужно еще пояснить, что в английском языке есть dwarf и есть gnome, это разные сущности, так вот мой Морозко — именно аналог дварфа. Тем более что это прекрасно подходит под описание его поведения: игривый весельчак неопределенного возраста, с бородой и красным носом, заигрывает с девицами, но крут нравом, когда ему что-то не нравится.
Не передать, какое облегчение я испытал, когда, наконец-то, понял, кого должен напоминать Морозко. По-моему, я на него потратил больше времени, чем на кого бы то ни было из текущего списка героев, и основная масса времени ушла именно на подготовительный этап — на исследование источников, на анализ и на придумывание «фишек».
Но в итоге я получил основу. Мне осталось только подключить фантазию, допуская всякие вольности, чтобы создать интересный «игровой» персонаж. Поэтому теперь дополнительные пояснения к самой картинке.
Первое, и самое главное, — это волшебное существо, к которому законы физики неприменимы в принципе, однако я постарался визуально обосновать те базовые элементы, которые мне показались интересными.
Внешность гнома не предполагает «легкости» и не объясняет, как он прыгает с дерева на дерево, поэтому первым делом я изменил традиционное для гномов «грузное» телосложение, сделав его более гибким и стройным (обычно гномы — толстые колобки на ножках…).
А потом я решил проблему полетов с елки на елку, подарив Морозко примитивный вингсьют, чтобы он легко и непринужденно прыгал, как белка-летяга. Вингсьют у него, как и у современных парашютистов — комбез. Ремни (нагрудника и поясной) продеваются в специальные вырезы в комбезе, чтобы никак не мешать раскладывающимся крыльям.
Сам Морозко практически невесомый, призрачный, поэтому может спокойно приземляться даже на самые тонкие ветви.
Описание богатыря поддерживается шлемом с магическим ледяным навершием над тульей шлема; наплечниками, которые выращивают магические сосульки; пластинчатой накидкой на груди и грудным же «щитом», который помогает Морозко колдовать.
Сосульки на плечах — это оружие, кстати говоря. Он может их метать — отламывает и кидает во врагов. Ну и, конечно, в арсенале Морозко имеется ледяной магический молот, с помощью которого он и сковывает воду, и атакует-замораживает врагов и т.п.
Морозко сам по себе волшебное существо, причем магия у него достаточно сильная, не нуждающаяся в усилении. Но дополнительные инструменты упрощают ему жизнь. Например, на поясе у него болтается бутыль. Если присмотреться, то можно увидеть, что внутри бутыли спит существо, которое я называю Снежинка-Соня. Это подарок от одного персонажа, о котором я расскажу чуть позже. Соня занимается тем, что производит снег. Если Морозко потрясет бутыль, как снежный шар, Соня просыпается и начинает колдовать, засыпая снегом все вокруг. Если при этом Морозко дует на бутыль — получается метель. Если сильно дует, да еще и стучит в бутыль молотом, пугая Снежинку-Соню, то случается локальный буран. В общем, не такой безобидный предмет, как может показаться.
Да, поскольку Снежинка-Соня — существо волшебное, ей в бутылочке комфортно, как в домике, однако изредка Морозко выпускает ее погулять, чтобы размяла лапки. Но Соня — соня, поэтому всегда хочет спать. Гуляет неохотно и часто назло несправедливому миру колдует сугробы с человеческий рост. Просто как декламацию своего отношения к прогулкам. И она очень радуется, когда Морозко зовет ее обратно.
Да, на всякий случай, ВСЕ бутыли-флаконы в моем проекте небьющиеся, из зачарованного стекла. Просто чтобы вы знали.
Руки у Морозко — изо льда, он может заморозить человека простым прикосновением. На черно-белой картинке это показать, увы, сложно, но в цвете будет понятно. На ногах у Морозко надеты своего рода лапти-снегоступы с шипами, чтобы крепче цепляться за древесину.
На шлеме — поднимающаяся полумаска без наносника, которую Морозко опускает, идя в бой. Без наносника — чтобы все видели его красный нос.
Из дополнительных особенностей можно выделить, что Морозко — фанат киселя, ходит по деревням и собирает «кисельную дань» с простолюдинов, которые таким нехитрым образом задабривают Морозко, чтобы не бил их будущий урожай.