• Авторизация


osobie mesta sredi mirskih janrov 17-01-2008 02:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   

 

      Особое место среди мирских жанров занимает «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игорсве», «Слово о погибели Русской земли» и «Слово» Даниила Заточника. Они свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутом Древней Русью в XI — первой половине XIII в.1

 

 

 

  

 

 

 

1037г. – «Древнейший Киевский свод» (основа – греческие переводные хроники и фольклорный материал).

 

1036г. – Новгородская летопись в Новгороде.

 

1050г. – на их основе создается «Древнейший Новгородский свод».

 

1073г. – Никон Великий создает «Первый Киево-Печерский свод», используя «Др. Киевский свод» и записи исторических событий, произошедших после смерти Ярослава Мудрого в 1054г.      «Первый Киево-Печерский свод» явился выразителем идей и настроений средних и даже низших слоев феодального общества.

 

 

1095г. – «Второй Киево-Печерский» или «Начальный» свод на основе «Первого Киево-Печерского» и «Новгородского» сводов.

 

 

Он и послужил основой «Повести временных лет»,

 

-первая редакция которой была создана в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором,

 

-вторая редакция — игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 г. и

 

-третья — неизвестным автором —духовником князя Мстислава Владимировича.

 

Д.С. Лихачев.

 

 

 

в 30—40-е годы XI в. по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий, которые Д. С. Лихачев условно называет «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси». В состав входили предания о крещении Ольги в Царьграде, о смерти двух мучеников-варягов, об испытании вер Владимиром и его крещении. Эти предания носили антивизантийский характер...

 

 

 

 «Сказания», носившие антивизантийский характер, не получили дальнейшего развития.

 

 

 

 Никон Великий. Он использовал «Сказания о распространении христианства», дополнил их рядом устных исторических преданий, рассказами очевидцев, в частности воеводы Вышаты, историческими сведениями о событиях современности и недавних дней.

 

     

 

      После смерти Никона работа над летописью продолжалась в Киево-Печерском монастыре. Здесь велись погодные записи о текущих событиях, которые затем были обработаны и объединены неизвестным автором во «Второй Киево-Печерский свод» 1095 г.

 

      «Второй Киево-Печерский свод» продолжал пропаганду идей единства Русской земли, начатую Никоном.

 

 

создается монахом Нестором в 1113 г. первая редакция «Повести временных лет». Сильвестр по поручению великого князя в 1116 г. составляет вторую редакцию «Повести временных лет». В ней на первый план выдвинута фигура Мономаха, подчеркиваются его заслуги в борьбе с половцами и в установлении мира между князьями.

 

В 1118 г. в том же Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция «Повести временных лет». Сюда включено «Поучение» Владимира Мономаха, изложение доведено до 1117г.

 

 

в 996—997 гг., при Десятинной церкви был создан «Первый Киевский летописный свод», обобщивший разнородный материал кратких погодных записей, устных сказаний.

 

 

 

 

 

  «Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона».

 

      Написано между 1037—1050 гг. священником княжеской церкви в Берестове Иларионом. Оно, очевидно, было произнесено либо в Десятинной церкви, либо в Софийском соборе и произвело большое впечатление на Ярослава Мудрого.

 

«Слово о законе и благодати» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопоставляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью), Иларион в начале своего «Слова» доказывает преимущества Благодати перед Законом. Закон был распространен только среди иудейского народа. Благодать — достояние всех народов. Ветхий завет — Закон, данный богом пророку Моисею на горе Синайской, регламентировал жизнь только еврейского народа. Новый завет — христианское вероучение — имеет всемирное значение, и каждый народ обладает полным правом на свободное избрание этой Благодати. Таким образом, Иларион отвергает монопольные права Византии на исключительное владение Благодатью.

 

   Иларион возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении на Руси христианства. Благодаря этому подвигу Русь вошла в семью христианских стран в качестве суверенного государства. В похвале Владимиру Иларион перечисляет заслуги князя перед родиной. Он говорит о том, что его деятельность содействовала славе и могуществу Руси. При этом он подчеркивает, что христианская вера была принята русскими в результате свободного выбора, что основная заслуга в крещении Руси принадлежит Владимиру, а не грекам; сопоставление Владимира с царем Константином.

 

«Слово о законе и благодати» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно прославляло и деятельность Ярослава, успешно продолжающего дело своего отца по распространению христианства на Руси.

 

      «Слово» Илариона построено по строгому, логически продуманному плану, который сообщается автором в заглавии произведения: «Слово о законе, Моисеом даннем ему, и о благодати и истине, Исус Христом бывшим, и како закон отиде, благодетъ оке и истина всю землю исполни, и вера в вся языки простреся и до нашего языка рускаго и похвала кагану нашему Влодимеру, от него оке крещени быхом, и молитва к богу от всеа земля нашеа».

 

      Первая часть — сопоставление Закона и Благодати — является пространным введением ко второй, центральной, части — похвале Владимиру, завершающейся авторским обращением к Владимиру с призывом встать из гроба, отряхнуть сон и посмотреть на дела своего сына Георгия (христианское имя Ярослава). Вторая часть ставит своей задачей непосредственное прославление современного Илариону правителя Руси и его деятельности. Третья часть — молитвенное обращение к богу «от всея земли нашая».

 

      Автор постоянно пользуется цитатами из Библии, библейскими сравнениями, сопоставляя Закон с рабыней Агарью и ее сыном Измаилом, а Благодать — с Саррой и ее сыном Исааком. Эти символические параллели призваны нагляднее показать превосходство Благодати над Законом.

 

      В первой части «Слова» Иларионом последовательно соблюдается принцип антитезы —типичнейший прием ораторского красноречия. «Прежде закон, потом благодать: прежде стень (тень) ти, потом истина».

 

      В похвале Владимиру он сравнивает деятельность русского князя с деятельностью апостолов — учеников Христа. Иларион разделяет родовую точку зрения летописца, подчеркивая, что Владимир — сын славного Святослава, внук старого Игоря. Он отмечает воинскую доблесть князя и его христианские добродетели.

 

      Широко использует Иларион книжные метафоры — символы и метафорические сравнения: Закон — это «иссохшее озеро»; язычество — «мрак идольский», «тьма служения бесовскаго»; Благодать — это «наводнившийся источник» и др. Он нередко употребляет риторические вопросы и восклицания — типичные приемы торжественного красноречия, при помощи которых достигается большая эмоциональность речи. Этой же цели служит и ритмическая организация «Слова». Иларион часто прибегает к повторам, глагольным рифмам. Например: «.. .ратныя прогони, мир утверди, страны укроти, глад угобзи, боляры умудри, грады разсели, церковь твою возрасти, достояние свое соблюди, мужи и жены и младенцы спаси».

 

      Высокое художественное мастерство обеспечило «Слову о законе и благодати» большую популярность в средневековой письменности. Оно становится образцом для книжников XII—XV вв., которые используют отдельные приемы и стилистические формулы «Слова».

 

7.   Агиография XI – начала XIII вв. Борисо-глебовский цикл. Гипотезы об этапах его формирования. Идейно-художственное свобеобразие «Сказания о Борисе и Глебе».

 

 

 

Сказание о Борисе и Глебе

 

Борисо-Глебский цикл включает в себя:

 

1) Сказание о Борисе и Глебе (далее С.)

 

2) Летописную повесть о Борисе и Глебе (далее Лп.)

 

3) Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба Нестора (далее: Чт.)

 

4) проложные сказания, паремийные чтения, похвальные слова, церковные службы.

 

Вопросы о времени создания оно не могло быть написано ранее 1115 На раннем этапе изучения С. было высказано предположение, что автором его был Иаков (XI в.), монах Киево-Печерского монастыря. Позже эта гипотеза была отвергнута, поэтому в научной литературе С. часто называется анонимным Сказанием о Борисе и Глебе.

 

древнейшего периода русского летописания, пришел к заключению о

 

 

 

 

 

Три части Сч отличаются друг от друга и выбором лексики, и стилистически, и идеологическим направлением. Первый автор писал после 1089 г., но до 1105 г., второй - после 1097 г., но до 1111 г., третий автор писал в период с 1115 г. по 1118 г., он был одновременно и редактором всего текста Сч в целом, в том его виде, в каком этот текст дошел до нас в Успенском сборнике.

 

 

 

 

 «Житие Феодосия Печерского».

 

 

 

 

 

Житие Феодосия — инока, а затем игумена Киево-Печерского монастыря — написано в 80-х годах XI в. монахом той же обители — Нестором.

 

 

       Композиция «Жития» традиционна: есть и пространное вступление, и рассказ о детстве святого. Но уже в этом повествовании о рождении, детских и отроческих годах Феодосия происходит невольное столкновение традиционных штампов и жизненной правды.

 

     

 

     

 

     

 

 

 

 

 

 «Хождение игумена Даниила»

 

    

 

в начале XII в. возникает «Хождение игумена Даниила в Святую землю».

 

      Игумен Даниил совершил паломничество в Палестину в 1106— 1108 гг.      «Хождение» Даниила представляет большой интерес подробным описанием «святых мест» и личностью самого автора, хотя оно и начинается этикетным самоуничижением.

 

 

  

 

Княжеское поучение Владимира Мономаха.

 

 

 

      «Поучение» Владимира Мономаха, написанное им «седя на санех», т е незадолго до смерти, где-то около 1117 г., было отнесено летописцами к подобным завещаниям, адресованным детям. Однако его поместили не под 1125 г.—годом смерти Мономаха, а под 1096.

 

 

 

      Центральная идея «Поучения» состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «сию граматицю», строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. «Поучение» выходит за узкие рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение.

 

 

     

 

    

 

      На основании местных устных преданий в конце XII —начале XIII в. в Новгороде пишется первое агиографическое произведение — житие Варлаама Хутынского (1-я ред). Благоприятную почву в Новгороде нашел жанр хождений. Здесь создаются «Сказание о Софии в Царьграде», «Книга паломник» — о путешествии в Царьград Добрыни Ядрейковича в 1200—1204 гг. и «Повесть о взятии Царьграда фрягами» (крестоносцами) в 1204 г.

 

 

           

 

     

 

      Галицко-Волынская летопись, дошедшая до нас в составе Ипатьевской летописи, состоит из двух частей: Галицкой летописи, излагающей события с 1205 по 1264 г., и Волынской —с 1264 по 1292 г.

 

            «Слово» Даниила Заточника адресовано Ярославу Владимировичу, князю новгородскому с 1182 по 1199 г. Оно открывается авторским вступлением, в котором Даниил с гордым самосознанием ценности своей личности прославляет «разум ума своего».

 

    

 

      Завершается «Слово» молитвой, в которой автор просит у Бога «князю нашему Самсонову силу, храбрость Александрову, Иосифль разум, мудрость Соломоню и хитрость Давидову».

 

 

     

 

      «Моление» Даниила Заточника адресовано князю Ярославу Всеволодовичу Переяславскому, княжившему с 1213 по 1236 г., и «братии» — слушателям. Обращение к князю открывается цитатой 115,3 псалма: «Аз раб твои и сын рабы твоя».

 

 

Киево-Печерский патерик как литературный памятник.

 

В первой половине XIII в. было положено начало формирования «Киево-Печерского патерика».

 

      Основу патерика составила переписка между суздальским епископом Симоном и монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом, а также послание Поликарпа к игумену Акиндину. Эта переписка завязалась в начале 20-х годов XIII в.

 

      Позже сказания Симона и Поликарпа были объединены вместе, дополнены «Житием Феодосия Печерского», написанным Нестором, «Сказанием о черноризцах печерских», помещенным в «Повести временных лет» под 1074 г. В таком виде дошла до нас древнейшая рукопись патерика, относящаяся к 1406 г. Эта редакция патерика получила название Арсеньевской. В 1460 г. и 1462 г. в Киево-Печерском монастыре по инициативе игумена Кассиана были созданы более полные редакции памятника, названные «Патерик Печерский»1.

 

      Патерик открывается сказанием о создании и росписи Печерской церкви, построенной в 1073 г. и посвященной Успению Богоматери.

 

            Основное содержание патерика составляют рассказы-новеллы о «подвигах» благочестия печерских монахов — этих «храбрых божиих».

 

 

     

 

.

 

«Слово о полку Игореве» было написано между 1185 и 1187 гг.

 

      Историческая основа «Слова». В основе сюжета «Слова о полку Иго-реве» лежат подлинные исторические факты.

 

Сюжет и композиция, поэтический язык и ритмическая организация

 

  По идейному содержанию и худож. форме в композиционной системе «Слова о полку Игореве» наиболее четко выделяются три части: Сон Святослава, Золотое слово Святослава и Плач Ярославны.

 

 

«Повесть о битве на реке Калке». Первое столкновение русских войск с кочевниками произошло в 1223 г. на реке Калке (Кальмиус). Летописная повесть об этой битве дошла до нас в двух редакциях.

 

 

      «Повесть о приходе Батыя на Рязань». В 1237 г. Состоит из четырех частей: 1. Появление Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии. 2. Героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани. 3. Подвиг Евпатия Коловрата. 4. Обновление Рязани Ингварем Ингоревичем.

 

 

 

«Слова» Серапиона Владимирского-игумена Ки-ево-Печерского монастыря, а с 1274 г.— епископ Владимирский (ум. в 1275 г.).Серапион в нашествии иноплеменников видит карающий перст Божий, возмездие за грехи и призывает людей к покаянию, говорит даже о приближении скорого конца мира.

 

 

      Бедствия, постигшие Русскую землю, изображены в третьем «слове». Четвертое и пятое «слова» Серапиона посвящены осуждению народных предрассудков и суеверий

 

 

      Таким образом, события 1237—1240 гг., связанные с нашествием монголо-татарских полчищ, получили широкое отражение в воинской исторической повести, поучении.

 

 

«Слово о погибели Русской земли»

 

В центре — образ Русской земли, «светло-светлой» и «украсно-украшеной». Неизвестный автор слагает гимн родине.

 

«Слово о погибели» было написано южанином, переселившимся на север Руси, не ранее 1240 г., после падения Киева. Это произведение можно отнести к жанру историко-публицистических «слов» — «речи»

 

 

 «Житие Александра Невского», написанное вскоре после смерти князя (ум. в 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. оно вошло в «Великие Четьи-Минеи» Макария и «Пролог».

 

      Подробно описывается в житии ход сражения 15 июля 1240 г

 

 

 

      «Житие Александра Невского» становится образцом позднейших княжеских жизнеописаний, в частности жития Дмитрия Донского.

 

 

 

 

      Повесть о приходе Батыя на Рязань». Повесть дошла в составе летописных сводов XVI в. в тесной связи с циклом повестей о Николе Заразском. Она прославляет мужество и героизм защитников Рязани

 

      «Повесть о приходе Батыя на Рязань» состоит из четырех частей: 1. Появление Батыя на границах Рязанской земли, посольство рязанцев к Батыю во главе с князем Федором, гибель Федора и его жены Евпраксии. 2. Героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем, гибель защитников и разорение Батыем Рязани. 3. Подвиг Евпатия Коловрата. 4. Обновление Рязани Ингварем Ингоревичем.

 

 

 

      Первая часть повести завершается горестным плачем Юрия Ингоревича и всех рязанцев.

 

      Вторая часть прославляет мужество и героизм рязанской дружины и ее князя Юрия Ингоревича.

 

      Центральным эпизодом второй части является гиперболическое описание битвы.

 

      Третья часть посвящена прославлению подвига Евпатия Коловрата.

 

Последняя, заключительная, часть повести начинается эмоциональным плачем князя Ингваря Ингоревича».

 

      Повесть заканчивается рассказом о возрождении и обновлении русскими людьми испепеленной врагом Рязани

 

 

«Сказание о Мамаевом побоище». В середине XV в. на основе летописной повести о Куликовской битве, «Задонщины» и устных преданий было создано «Сказание о побоище великого князя Дмитрия Ивановича», дошедшее до нас в многочисленных списках (более 100), в четырех редакциях.

 

 

     «Повесть о взятии Царырада» Нестора-Искандера. Падение Константинополя под ударами турок-сельджуков в 1453 г. получает философское историческое осмысление в «Повести о взятии Царьграда», написанной Нестором-Искандером.

 

 

Основное внимание в повести уделяется описанию осады города.

 

 

 

 

 «Житие Стефана Пермского» было написано Епифанием, по-видимому, вскоре после смерти Стефана в 1396 г. Цель жития —прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далекой коми-пермяцкой земле, показать торжество христианства над язычеством. Тщательно собрав фактический материал о Стефане, Епифаний оформляет его в изящный и торжественный панегирик.

 

      Во вступлении Епифаний пространно говорит о мотивах, которые побуждают его взяться за перо.Сообщает об источниках, которыми он располагал, приступая к работе, и о встретившихся трудностях.

 

      Центральное место занимает в житии описание миссионерской деятельности Стефана.

 

      Особого мастерства в «плетении словес» Епифаний достигает в «Плаче пермских людей», «Плаче пермской церкви» и «Плаче и похвале инока списающа».

 

 

      «Житие Стефана Пермского» нарушало традиционные рамки канона своим размером, обилием фактического материала, включавшим этнографические сведения о далеком Пермском крае, критику симонии («поставление» на церковные должности за деньги); новой трактовкой отрицательного героя; отсутствием описания как прижизненных, так и посмертных чудес; композиционной структурой.

 

 

      Около 1417—1418 гг. Епифаний создал «Житие Сергия Радонежского». Оно написано с большой исторической точностью, но стиль изложения менее риторичен. Епифаний хорошо передает факты биографии Сергия, с лирической теплотой говорит о его деятельности, связанной с борьбой против «ненавистной розни», за укрепление централизованного Русского государства.

 

 

 

 

 

      Выдающимся произведением конца XV в. является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, помещенное под 1475 г. в Софийской летописи.

 

      Свое «хождение» в Индию Никитин совершал с 1466 по 1472 г.

 

      «Хождение за три моря» отличается обилием автобиографического материала, Никитин подробно описывает свои внутренние переживания. Однако центральное место в «Хождении» занимает обстоятельный рассказ Афанасия об Индии.

 

      Заканчивается «Хождение» кратким путевым дневником о возвращении героя на родину, где он и умер близ Смоленска.

 

     

 

 

  "Сказание о Дракуле воеводе, или Повесть о мутьянском воеводе Дракуле", созданная в конце XV в. автором ее является государев дьяк Федор Курицын, возглавлявший посольство в Молдавию и Венгрию в 1482-1484 гг.     Написанная в форме посольской "отписки", "Повесть о Дракуле" главное внимание сосредоточивает на деяниях самовластного воеводы. Эти деяния излагаются в форме небольших, преимущественно сюжетных рассказов-анекдотов, где первостепенное значение приобретает диалог, а судьба персонажа, с которым ведет беседу Дракула, зависит от ума и находчивости собеседника.

 

 

 «Послание на Угру» 1480 г. Вассиана Рыло как памятник публицистики.

 

ВАССИАН РЫЛО (ум. 1481) - архиепископ Ростовский (с 1468 г.), церковный деятель и публицист. В. Р., незадолго до этого помиривший Ивана III с его братьями, выступил с обращенным к великому князю "Посланием на Угру". В. Р. призывает великого князя уподобиться "прежде бывшим прародителем" - Игорю, Святославу, Владимиру Святославичу, а также Владимиру Мономаху, многократно бившемуся "с окааными половцами за Русскую землю", Дмитрию Донскому, показавшему "мужьство и храбрьство... за Доном", убеждает его в грядущей победе, в том, что "разыплются поганыа страны, хотяшая брани", их ослепит божественная молния, их погонит "ангел господен".

 

 

 

 

 «Русский хронограф», это и самая крупная из русских летописей — Никоновская, это многотомный, роскошно иллюстрированный Лицевой свод, уже упомянутые

 

 

«Великие минеи-четьи», «Степенная книга» — собрание биографий всех выдающихся деятелей русской истории и, наконец, стоящий уже на грани литературы и деловой письменности

 

 

«Домострой» — свод «поучений и наказаний всякому православному христианину, мужу и жене, и чадом, и рабом, и рабыням».

 

 

 

     Никоновская летопись - русский летописный свод XVI века. Назван по принадлежности одного из списков патриарху Никону. Основная часть летописи составлена в 1539-1542 годах. Никоновская летопись представляет собой громадную компиляцию, созданную на основе использования источников, в том числе не сохранившихся до нашего времени. Среди них - летописи, близкие к Новгородской пятой, Воскресенской, Иосафской (с 1446 года), Хронограф и др., а также отдельные повести и сказания о крупных исторических событиях, местные летописи и произведения устного народного творчества.

 

 

Великие четьи минеи" ("Чтения месячные") - свод из 12 месячных книг (миней), собрание патериков (жизнеописаний отцов церкви), житий святых и др.церковных источников, поучений, молитв, песнопений на каждый день года, одним словом, "всех книг, читаемых на Руси"; официальный русский церковный календарь, действовавший до Петра Великого. Сложились в Византии к IX в., а затем распространились среди южных и восточных славян. В 1530-1540-е в связи с созданием общерусского культа святых под руководством митрополита Макария были составлены "Великие Четьи Минеи". Были дополнены житиями святых, канонизированных на соборах ФВ 1547 и 1549. Состояли из 12 томов (по числу месяцев) и имели 27 тыс.страниц рукописного текста, украшенных орнаментами.

 

 

 Известны три "чистовых", полностью завершённых списка: Софийский, Успенский и Царский (названия спискам даны по месту их первоначального хранения).

 

Успенский список - единственный из всех трёх сохранившихся в полном составе на полках Патриаршей библиотеки. Особой популярностью "Великие четьи минеи" Макария пользовались у старообрядцев.

 

 

ДОМОСТРОЙ – анонимный памятник русской светской литературы позднего средневековья и раннего Нового времени, отразивший представление об идеальном хозяйстве, семейной жизни и этических нормах московского общества 15–16 вв., свод правил поведения зажиточного горожанина, которыми он должен был руководствоваться в повседневной жизни.

 

Как всякий популярный сборник текучего состава, Домострой может быть представлен как текст нескольких редакций. Первая редакция составлена в Новгороде в конце 15 в. Вторая – переработана выходцем из него протопопом Сильвестром.Третья редакция – контаминация двух основных. Домострой современен и стоит в одном ряду с такими памятниками как Стоглав, Великие Четьи-Минеи и др

 

 

«Степенная книга», памятник русской исторической литературы. Была составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563. Разделена на 17 граней или степеней и охватывает время от княжения Владимира Святославича «святого» до Ивана IV (включительно). В «С. к.» прославляется московская монархия и утверждается идея о божественном происхождении самодержавной власти.

 

 

      «История о Казанском царстве». Присоединение к Москве Казани в 1552 г. было крупнейшим историческим и политическим событием века. в 1564—1566 гг. была создана «История о Казанском царстве», или «Казанский летописец». О ее популярности свидетельствуют дошедшие до нас свыше 270 списков.      Сам автор был очевидцем этих событий.

 

      Центральный герой «Истории» — Иван Грозный

 

 

 

 

 

 

  "Сказание о Магмете-Салтане" Ивана Пересветова.

 

     Выдающимся писателем-публицистом, идеологом служилого дворянства является Иван Пересветов. О пагубном влиянии на судьбы государства боярской формы правления говорил Пересветов в "Сказании о царе Константине". Положительную политическую программу - смелый проект государственных преобразований он изложил в публицистическом памфлете 1547 г. "Сказание о Магмете-Салтане".

 

    

 

 

 

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

 

Полемика между царем и его советником. Характеризуется оригинальными приемами. Эпистолия = письмо. Торжественная манера речи. 1 часть – восхищение, 2ая – порицание и указание на недостатки ( письмо Курбского). Далее обличительный тон нарастает, порой переходит в ненависть. Курбский пишет, что все эти слова «о многия горести сердца». Возможно, что именно письмо Курбского стало последней каплей в принятии решения об учреждении ОПРИЧНИНЫ. Осмеяние формы письма (2ое послание Курбского), его языка и стиля. Отмечено недопустимое смешение тилей. Курбский говорит, что отсылать варварское послание в чужую страну неверно. Переписка была продолжена лишь через некоторое время.

 

 

 

 

 

«Повесть о Петре и Февронии» Автор повести – Ермолай Еразм ( псковский священник.

 

 

 

 

 

 «Сказание Авраамия Палицына» Завершено в 1620 г. В целом оно охватывает период с 1584 по 1618 г. — время от смерти Ивана Грозного до

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Kosenbka 17-01-2008-12:55 удалить
это для экзамена? половина из этого списка- интересные тексты.остальное-исторический бред.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник osobie mesta sredi mirskih janrov | аудиопленка - underneath the covers | Лента друзей аудиопленка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»