10 игр по физике
09-01-2013 07:54
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Цель этой проектной работы – положить начало игротеке в кабинете физики, похожей на игротеку Политехнического музея. Мы разработали и опробовали доступные игры – что-то нашли в учебной литературе, что-то сконструировали сами. Теперь познание такого сложного предмета, как физика, начинается с увлечения. В наши игры можно играть после уроков, на дружеских вечерах, при проведении КВНов. Как сто лет назад сказал Том Тит: «Они (научные опыты) заставят полюбить физику, чудесную науку, которой мы обязаны открытием пара, телефона, фотографа, и которая, быть может, завтра откроет нам новые тайны (Париж, 1 января 1890 г.)».
1. Волчки
Протыкаем металлической или деревянной палочкой (зубочисткой, карандашом) тело вращения (половинку от пластмассового «киндер-сюрприза», круглую крышку от пузырька с лекарством, сотку, картонный кружок с рисунком – разноцветными точками, линиями, секторами). Запускаем его. У кого крутится дольше всех? (Интереснее оказалось засекать время не по часам, а по устному отсчёту секунд вслух – один запускает, а остальные хором считают.)
Берём готовый волчок (из дерева, деталь часового механизма), запускаем его, подбрасываем и ловим на гладкую дощечку. Считаем, сколько раз на ней удалось удержать волчок. (Даже если в процессе игры дощечку случайно наклонить, волчок не скатывается, направление оси вращения сохраняется.)
Разные волчки
Берём готовый волчок с металлической осью, запускаем его и с помощью магнита поднимаем вверх – волчок продолжает вращаться, а мы считаем секунды. (Продолжение вращения волчка неизменно вызывает бурные эмоции учащихся.)
Варим яйцо особым способом, – придерживая его в кастрюле щипцами для консервирования так, чтобы оно стояло. А теперь запускаем и смотрим, у кого яйцо-волчок дольше остаётся в вертикальном положении.
2. Забрось орехи
Берём в одну руку большой пластиковый стакан из-под сметаны, а в другую – два грецких ореха. Немного разводим руки и стараемся по очереди забросить в стакан орехи. Первый забросить легко, а вот как забросить второй, чтобы не вылетел первый, надо думать. (Эту игру лучше проводить сразу со всеми учащимися в школьном коридоре.)
3. Выдуй монетку
В рюмку кладём копейку, а сверху – пятак. Нужно дунуть в рюмку так, чтобы копейка вылетела, а пятак остался. (Успех зависит не от силы дыхания, а от направления струи воздуха, – она должна проходить вдоль рюмки. В струе давление понижается, и атмосферное давление выталкивает монетку из рюмки.)
4. Портрет из опилок
Рисуем карандашом на альбомном листе портрет (мужчину с бородкой, женщину с кудряшками), помещаем его в прозрачный файл и засыпаем туда же железные опилки. Водя по файлу магнитом, перемещаем опилки и рисуем портрет. (Это кропотливый процесс, но результат оправдывает затраченные усилия.)
5. Мыльные пузыри
Для приготовления мыльного раствора берём воду и строгаем туда любое мыло, добавляем немного глицерина и сахара, чтобы пузыри держались дольше. Фанерку обматываем шерстяной тряпкой. Выдуваем мыльный пузырь (с помощью согнутой проволочки или пластмассовой трубочки для коктейля) и подбрасываем его, как мячик, на фанере или картонке. У кого больше подпрыгнет? (Эту игру мы придумали, когда заметили, что мыльные пузыри на шерстяном ковре прыгают, как мячики, – мыльная плёнка достаточно упруга. Пузыри выдуваются лучше, если пластмассовую трубку разрезать на конце.)
6. «Леталки»
Придумываем, изготавливаем из бумаги, ниток и полиэтиленовых пакетов, раскрашиваем различные «леталки» – колпачки, вертолётики, кружочки, парашюты. Можно изготовить двойной парашют: сначала раскрывается один, затем – второй. Чья «леталка» будет дольше и красивее кружиться? Где её можно использовать? (Тем, у кого не получается самому придумать «леталку», советуем взять готовую выкройку, например, из журнала «Мастерилка». Карапуз, 09.96.)
7. Водяные игрушки
«Перенеси воду»: продырявливаем в 5–6 местах шилом или ножницами пластмассовую бутылку, в разных концах комнаты ставим тазы с отметками (чтобы был виден результат игры). Разбиваемся на две команды и выполняем задание: перенести воду дырявой бутылкой в пустой таз. (Если вы догадались закрыть бутылку сверху рукой, то атмосферное давление поможет. Не забудьте подготовить тряпки!)
«Помоги игрушке»: положите игрушку из «киндер-сюрприза» в глубокую тарелку с водой (тарелки – по числу играющих). Кто быстрее осушит игрушку, пользуясь пластмассовой трубочкой (или полой макарониной)? (Надо зажимать сверху трубку пальцем и переносить в ней воду в пустой сосуд.)
«Водяные лилии»: вырезаем каждый себе по красивому цветку из бумаги или газеты, складываем его лепестками внутрь, бросаем цветок в воду. У кого красивее и оригинальнее раскроется цветок? (Чтобы было эффектно, лепестков должно быть не меньше четырёх.)
«Достань монетку, не замочившись». На железный поднос ставим тарелку, на дно тарелки кладём монетку, наливаем воду. в воду рядом с монетой опускаем ракушку (глубокую, чтобы в неё не заливалась вода), в неё кладём кусок газеты, но так, чтобы он не промок. Поджигаем газету, и быстро накрываем пустым стаканом – вода всасывается в стакан, монетка остаётся сухой.
«Шарики на газировке». По сигналу надеваем шарик на бутылку с газированной водой. Чей шарик больше и быстрее надуется?
8. У кого лучше?
«Тауматроп». Рисуем на картоне кружок, на нём с разных сторон – картинки. Например, с одной стороны – книга, с другой – перо. Делаем шилом на картоне с боков по две дырки, через которые продеваем нитки (кружок должен свободно вращаться). При быстром вращении обе картинки сливаются в одну. У кого картинка затейливее? (Глаз способен в течение 0,1 с сохранять образ уже исчезнувшего изображения.)
Ученики 10-го класса с «неваляшками»
«Неваляшка». Проделываем в скорлупе яйца иглой две дырочки и выдуваем его содержимое, внутри хорошо просушиваем. Яйцо устанавливаем вертикально, через дырочку сверху заполняем скрепками, гвоздиками и т.п., заливаем отверстия воском, раскрашиваем (красками, фломастерами; можно из шерстяных ниток сделать волосы, бородку, приклеить шляпку). (Запаситесь десятком яиц, т.к. они могут лопнуть при выдувании, раскрашивании, случайном нажатии. Если с первого раза не получилось, не расстраиваетесь, – это долгий и очень кропотливый труд. Заливать яйца нужно на металлическом подносе, т.к. воск капает с горящей свечи.)
«Надувной язык». Полоску бумаги склеиваем так, чтобы получился мешочек, с открытого конца вставляем пластмассовую трубочку для коктейля и плотно заклеиваем. Раскрашиваем мешочек, закручиваем другой конец и надуваем через трубочку. У кого «язык» длиннее? (Язык выдувается лучше, если нет дырочек. Лучше взять красивую бумагу с рисунком.)
«Нарисуй». Кладём полоску бумаги на лоб. Придерживая её левой рукой, пишем своё имя. (Обычно пишут справа налево.)
«Зеркало». Смотря в зеркало прямо перед собой, берём чистый лист бумаги и делаем какой-либо рисунок. (Рисунок получается лучше, если он симметричный: ёлочка, цветок и т.д.)
10. Загадка
Берём две нитки. Одну несколько раз обмакиваем в раствор поваренной соли и высушиваем. Подвешиваем нитки (назовём их «А» и «Б») к металлической трубке, привязываем к ним бусинки. Спрашиваем: «А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала, что осталось на трубе?» Поджигаем нитки. Нитки сгорают, одна бусинка падает, а вторая остаётся. Почему? («На трубе» остались спёкшиеся кристаллики соли, и бусинка висит на них. Очень красивый опыт, но следует остерегаться сквозняка.)
ОТ РЕДАКЦИИ. Часть опытов была показана на Марафоне-2006 и вызвала большой интерес из-за простоты, эффектности и занимательности. Кроме того, школьники продемонстрировали игру «Клуб знатоков» – много занимательных заданий. Например, на двух «чёрных ящиках» сверху выложено то, что составляет суть находящегося внутри – приборов, элементов, устройств: на первом лежит солёный огурец с медной и цинковой пластинами и проводами (внутри – батарейка); на втором – крупа чечевица (внутри ящика – собирающая линза, т.к. в переводе с лат. lens – чечевица). Организация такой игры не требует большой затраты времени – были выбраны вопросы из брошюры № 7 (1)/2006 библиотечки «Первого сентября» серии «Физика» (Остерман Л.А. Нетривиальные задачи на развитие логического мышления. 8–11-й классы).
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote