Полоска №399. Что наши звезды думают по поводу пиратства в России
12-10-2008 15:20
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Очередной скандал, связанный с распространением пиратской музыкальной продукции, разразился буквально на днях. В продаже появился нелегальный диск Жанны Агузаровой «Радуга», к которому певица и ее издатели не имеют ни малейшего отношения. Ажиотаж вокруг контрафактного релиза вполне понятен: альбом позиционируется как новый и уникальный, а Агузарова не выпускала номерных пластинок аж с 1991-го года – то есть, со времен своего единственного «Русского альбома». К сожалению, свежих изданных песен от «почетной марсианки» русского рока ждать не приходится. Пресс-служба Жанны сообщила, что «Радуга» составлена неизвестными умельцами из песен, записанных с эфиров российских радиостанций.
Нередко в распоряжении пиратов оказываются и песни с тех дисков, которые исполнители официально готовятся издать на днях. Так было в 2001-м, когда на прилавках вдруг появились альбомы «Ленинграда» «Я бухаю, но могу ускориться» и «Алисы» «Таким, как вы – такой, как я». Нетрудно догадаться, что первая пластинка включала украденные демо-версии с диска «Пираты 21 века». Вторая же вообще представляла 1-2-минутные отрывки из акустического альбома «Танцевать», предназначенные в ознакомительных целях для журналистов…
Безнаказанность пиратов ощутимо бьет по карманам российских «звезд». В итоге музыканты вынуждены зарабатывать исключительно гастролями и корпоративами. Все опрошенные нами исполнители решительно высказались против пиратства. «Это очень серьезная тема, - грустно констатировала корреспонденту Музыки КМ.Ru Светлана Светикова. - Все понимают, что интеллектуальная собственность такая же, как и любая другая, должна уважаться, но никто ничего не делает. Правительство наше должно обратить на это внимание, иначе ничего не сдвинется. Сама контрафактом я не пользуюсь, люблю хороший звук и качественную картинку, если это фильмы».
Нередко исполнители бессильно опускают руки, не веря, что в борьбе с контрафактом их ждет благоприятный исход. «Ну, с этим ничего не сделаешь, - обреченно машет рукой Юлия Савичева. - Значит, это кому-то нужно, если до сих пор продолжается. Но сейчас как-то, знаете, меньше этого стало. По крайней мере, я меньше вижу «пиратки» и больше встречаю лицензию. Ну, может быть, мне просто везет».
В отличие от Савичевой, Влад Топалов считает, что борьба с пиратами должна находиться на повестке дня. «Конечно, эта проблема стоит остро! – восклицает Влад. - И очень бы хотелось в ближайшее время ее каким-то образом решить. Даже американцы несколько лет уже ломают голову. Понятно, что надо осваивать Интернет, но даже они пока не могут этого сделать. Поэтому нашей стране до этого еще очень долго. С одной стороны, очень обидно, но, а в принципе это же правила игры. Если честно я на эту тему не заморачиваюсь, это же не вдруг случилось, это давно происходит».
Топалов затрудняется назвать конкретные способы с этой напастью. «Я больше чем уверен, в плане индивидуального лично меня, я знаю, как я могу эту ситуацию избежать. Я не могу, конечно, избежать пиратства, но я могу сделать так, чтобы не сильно проиграть, понести наименьшие потери. И многие артисты так и делают. Но в массовость это пока не выходить, потому что это сложно».
Более сдержанно относится к пиратам певица МакSим. Их деятельность она считает неким катализатором собственной популярности. «Я, как и многие исполнители, зла на пиратов. Но, надо отдать им должное, благодаря пиратству мои песни стали гораздо популярнее. Они долгое время не выпускались, а в Интернете можно было найти пиратский сборник. Я конечно за это ни копейки не получила, но народную любовь снискала». Любопытно, что певица и сама не прочь попользоваться контрафактной продукцией. Так, МакSим была вынуждена была приобрести пиратский сборник любимого Фрэнка Синатры, отчаявшись найти в России «лицензию». А одно время девушка даже коллекционировала несанкционированные издания собственных песен: «Мои сольные диски продавались, например, с Димой Биланом или вчетвером с «ВИА Грой». Это все конечно весело, но почему-то они куда-то теряются все время», - со смехом рассказывает певица.
Смысл борьбы с пиратством МакSим не отрицает, но считает, что противостоять ворам можно, превосходя их по качеству релизов. «Я думаю, что есть только один достаточно простой способ бороться - это судить тех людей, которые продают эту продукцию, - рассуждает она. - К сожалению, в нашей стране это многим людям выгодно. И очень долгое время это никуда не пропадет и можно только каким-то образом конкурировать с пиратской продукцией. Поэтому мы стараемся делать более качественные обложки и хорошее звучание и делать цену примерно такую же, как и у пиратов. Так проще, и человек, который покупает два диска - пиратский и не пиратский решает, что в этой обложке и в этом качестве пластинка ему нравится больше».
Аналогичную позицию избрала и певица Мара. Летом увидело свет лимитированное издание ее концертного альбома «Unplugged». Альбом вышел в трех вариантах, к одному из которых приложен эксклюзивный фотоальбом известного лондонского фотографа Олега Михеева. Как ни странно, эта наиболее дорогая версия продается лучше остальных. Так что о рынке СD в России Мара сейчас отзывается вполне оптимистично: «Продажи носителей только растут. Поэтому все эти разговоры о том, что продажа носителей падает, это некий блеф, и так, в частности считают русские рекорд-компании, желая поменьше платить артистам».
Многие исполнители распространяют альбомы через Интернет – за доступную цену (Radiohead) или вообще бесплатно («Ляпис Трубецкой»). В эффективности этих шагов Мара тоже сомневается, считая их при этом мощным пиар-инструментом. «Radiohead вообще поступили очень хитро, - говорит она. – И, я полагаю, что они додумались до этого не сами. Просто им нужен был большой мониторинг аудитории, и они действительно сделали такую хитрую акцию: дескать, посмотрим, как люди будут покупать за бесплатно, откуда они будут брать наши треки. И они же признались, когда уже вышел СD, что эта идея провалилась. Потому что все равно люди, которые скачивают из Интернета бесплатно, по привычке берут треки с нелегальных сайтов. В результате у Radiohead с официального сайта платно и бесплатно скачало в процентном соотношении очень маленькое количество человек - по сравнению с тем, сколько скачало во всем мировом Интернете с бесплатных ресурсов. Это позволило рекорд-компании сделать вывод, что нелегальных пиратов надо по-прежнему убивать».
В общем, в такой ситуации музыкантам действительно нужно избирать пути, которые позволят им идти в обход рекорд-компаниям. Так, например, много лет подряд успешно действуют британские арт-рокеры из группы Marillion. Не имеющие контракта ни с одним из выпускающих лейблов, они успешно распространяют свои альбомы с помощью Интернета. В 90-х группа провела акцию, которая вошла в анналы музыкального бизнеса: Marillion попросили своих подписчиков профинансировать запись нового альбома, пообещав затем бесплатно предоставить им готовую копию диска на CD. Cобранных средств с лихвой хватило на то, чтобы оплатить студийное время и отпечатать солидный тираж компакт-дисков.
Денис Ступников
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote