В Бразилию я поехала вместе с девушкой,которую звали Юля Глухова. Она рассказывала, как работает звукорежиссером и прошлой зимой снимала фильм вместе с иностранцами-режиссерами о их взгляде на стереотипы о России. Именно она режиссировала звук в документальной короткомеражке о машине Лада. Сегодня я посмотрела фильм целиком, он идет 90 минут и рассказывает о взгляде режиссеров изо всех стран мира на русскую зиму, на русские сказки, на отечественную Ладу, на русскую женщину, водку и русскую душу. Короткометражка снята предельно просто, кадры русской глубинки, деревень и затерянных в заснеженной белой Сибири городов перемежаются со съемками из окна того самого кинопоезда, который катит по железной дороге.
В фильме говорится о сильных и слабых сторонах русских. Это не фильм о Москве или Питере. Это документалка о жизни в городах в самой сердцевине страны. Иностранные режиссеры путешествовали в поезде от Мурманска до острова Ольхон на Байкале и многое повидали. Например, как люди живут в условиях вечной зимы на севере, когда большую часть дня темно и хочется спать. И как там трудно жить, но люди живут. Зачем? В фильме объясняется: ради того, чтобы жить. Немного странно, но, если задуматься, ведь верно.
Мне очень понравились сюжеты о русской водке, русской женщине и особенно о Ладе. Так, водка для русских представляется как некий пятый элемент, квинтэссенция. Когда выпил - и в голову начинают приходить наконец-то мысли, стихи, сказки, рассказы, когда пробуждается фантазия и можно придумать нечто такое, чего никогда не придумаешь. Водка как нечто трансцедентальное, которое позволяет людям понять и обрести вечность и выйти за рамки своего существования, ну и конечно, забыть повседневные проблемы. Выпить водку как какой-то ритуал для русских, дающий им энергию, которую они распространяют вокруг себя, а потом засыпают от ее переизбытка. Показалось, режиссер хотел показать, как водка может положительно влиять на человека, но все равно у него вышел задумчиво-грустный сюжет. Не об алкоголизме, конечно, а о какой-то духовной и высшей зависимости от алкоголя.
Русская женщина - самоотверженная, дико самоотверженная, любит всех остальных, а себя в последнюю очередь, мать и дочь, жена и хозяйка, девушка, которая мечтает выйти замуж. Мне показалось, что образ женщины, созданной режиссерами, больше характерен для российской глубинки, чем для столицы с ее бешеным ритмом, когда сначала надо любить себя, а то потом не успеешь, а потом всех остальных. А жаль. Но в фильме очень верно показано, что в глубине души русская женщина именно такая самоотверженная, где бы она не жила. Просто и деревня и город оставляют свой отпечаток. Она переносит очень много трудностей, страдает, живет без мужа, прямо как святая мученица. Но все равно остается доброй и человечной, не ожесточается. Смотрела этот сюжет и мне стало жалко русскую женщину. Наверное, потому что в наш век гедонизм превыше всего, а жить ради других способны очень немногие. И это уже кажется чем-то необычным.
Сюжет про Ладу - чистый восторг. Ведь я тоже владелица отечественной машины, хотя еще и не вожу ее и не ремонтирую, в общем не поняла ее как следует. Однако Лада для русских и счастье и беда, и богатство и нищета, и деревенская "лошадка", и городской автомобиль, на котором можно подрифтовать вокруг елки у ДК. Автомобиль водят и женщины и мужчины, и всем дается это с трудом. Лошадиные силы имеет не только Лада, но и те, кто потом ее вытаскивают из сугроба и везут на своем горбу. Поломанная, старая, но без нее никак. И все самые древние машинки, в которые уже повсюду напихали картон и одеяла для утепления, как раз-таки необходимы в деревне. Машина показана как лошадка из русских сказок, которая хоть и потрепанная, но все равно славная и время от времени исправно работает. И конечно же, множество забавных моментов, как у Лады что-то отваливается, ломается, хрустит, щелкает, как руль не крутится и так можно продолжать до бесконечности).
Русская душа - заключительный сюжет. И по моему, автор сделал удачнее всего, что показал ее через стихи, кажется, скорее всего, есенинские, и через красивую и заунывную русскую песню, под которую в окне поезда мелькают города, деревни, люди, каждый из которых тоскует о чем-то своем.
В целом очень понравилось. Очень необычное кино. Его нелегко воспринимать, но очень интересно складываться из него свое представление о России.