• Авторизация


Следуя Христу. История о богатом юноше 30-09-2007 00:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


"И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! чтó сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: чтó ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение" (Мф 19,16-22).
 
Вопрос юноши о жизни вечной - это вопрос о спасении, совершенно единственный серьёзный вопрос. Но ведь это нелегко - правильно поставить этот вопрос. Ведь ясно, что юноша, который ясно выражает свой вопрос, в сущности ставит вопрос совершенно другой, так что фактически избегает вопроса. Он обращает свой вопрос к "учителю благому". Он хочет услышать мнение, совет, приговор по этому вопросу хорошего учителя, великого наставника. Он недвусмысленно даёт это понять. Во-первых, для него это вопрос огромной важности, и Иисус должен сказать что-то исполненное значения. Но, во-вторых, он ожидает от доброго учителя, великого наставника существенного высказывания, но всё-таки не Божественного предписания, безусловно его обязывающего. Вопрос о жизни вечной для юноши есть вопрос, о котором он совсем не прочь, пожалуй, поговорить и поспорить с "учителем благим". Но он сразу же ставится на место словом Иисуса: "Чтó называешь ты меня благим? Никто не благ, как только один Бог". Вопрос уже выдал его сердце. Он хотел бы поговорить с добрым раввином о вечной жизни, а сейчас до него доходит, что в действительности он стоит не перед добрым учителем, но перед Самим Богом. Таким образом, он не получает иного ответа от Сына Божьего, кроме ясного указания на заповедь всеединого Бога. И получает не ответ "учителя благого", добавляющего своё мнение к ясной воле Божией. Иисус Сам указывает на единственно благого Бога и блюдёт Себя как совершенный и послушный Сын Божий. Но если вопрошающий стоит перед Самим Богом, то он уличён как беглец от ясных Божьих заповедей, которые сам-то знает. Юноша ведь знает-таки заповеди. Но загвоздка как раз в том, что он не может удовольствоваться ими, что ему хочется чего-то большего. Его вопрос выказывается как вопрос самотворящейся и самосозидающейся набожности. Почему юноше недостаточно ясных заповедей? Почему он ведёт себя так, будто не знает ответа на свой вопрос? Почему он хочет обвинить Бога, если он в этом решающем жизненном вопросе остаётся несведущим? Таким образом, юноша уже почти схвачен и предстал перед судом. От необязывающего вопроса о спасении он отозван к простому послушанию ясным заповедям.
Следует и вторая попытка к бегству. Юноша отвечает Ему снова вопросом: "Какие?" В этом одном вопросе прячется сатана. Ведь здесь был единственно возможный выход для того, кто поймал сам себя. Конечно, юноша знал заповеди; но кому не хочется узнать в полноте заповеди, какая заповедь пристала именно ему, именно сейчас? Проявление заповедей многозначно и неясно, говорит юноша. Он видит не заповеди, но себя самого, свои проблемы, свои коллизии. От ясных Божьих заповедей он уволит себя к интересной, но сугубо человеческой ситуации "этической коллизии". Не то тут неправильно, что он знает об этой коллизии, а то, что эта коллизия противопоставляется заповедям Бога. Заповеди же, напротив, даны как раз для того, чтобы покончить с этическими коллизиями. Этическая коллизия как этический прообраз человека после его грехопадения является сама по себе протестом людей против Бога. Змий вложил в раю эту коллизию в сердца первых людей. "Разве это сказано Богом?" От ясной заповеди и простодушного детского послушания человек обращается к нравственному сомнению, к указанию на то, что заповедь ещё нуждается в комментарии и толковании. "Разве это сказано Богом?" Человек должен решить сам, силою своего знания о добре и зле, силой своей совести, - чтó есть добро. Заповедь многозначна, Бог хочет, чтобы человек истолковал её и понял, решая свободно.
Этим уже отменено послушание заповеди. На место однозначного дела явилась двусмысленная мысль. Человек свободной совести хвалится перед дитятей послушания. Ссылка на нравственные коллизии - это отказ от послушания. Это возврат от Божественной действительности к возможному для человеков, от веры к сомнению. Итак, здесь неожиданно случается, что тот же самый вопрос, которым юноша хочет скрыть своё непослушание, показывает его тем, что он есть, а именно человеком во грехе. Это разоблачение явлено в ответе Христа. Названы ясные заповеди Божьи. Тем, что Иисус называет их, Он подтверждает их как новые Божьи заповеди. Снова возникает юноша. Он ещё надеется в необязывающем разговоре прорваться к вечным вопросам. Он надеется, что Иисус представит ему решение нравственных вопросов. Вместо этого берётся не вопрос, берётся он сам. Единственный ответ на потребность в нравственных коллизиях - это заповедь Самого Иисуса, притом с требованием: более не дискутировать, но наконец повиноваться. Только дьявол представляет решение всех моральных коллизий, и оно таково: Останься при вопросах, и будешь свободен от послушания. Иисус намекает не на проблемы юноши, а на самого юношу. Он совсем не так серьёзно рассматривает коллизию, очень серьёзно воспринимаемую юношей. Серьёзно для Него только одно, а именно то, чтобы юноша наконец услышал заповедь и повиновался. Именно там, где серьёзно воспринимается этическая коллизия, где она мучает и порабощает человека, ибо не ведёт его к делу свободного послушания, - именно там разоблачается вся его безбожность, там он должен предстать в своей полной безбожной несерьёзности, явить совершенное неповиновение. Серьёзно только дело послушания, в котором завершается и рушится коллизия, в котором мы обретаем свободу детей Божьих. Это Божий диагноз, поставленный юноше. И вот юноша дважды поставлен перед истиной слов Господа. Ему больше не отвертеться от заповеди Бога. Само собой, заповедь ясна, и нужно ей следовать! Но - этого недостаточно. "Всё это я сохранил от юности моей; чего ещё недостаёт мне?" Будучи искренним в своих устремлениях, юноша убеждён в этом ответе, как и во всём предшествующем. Как раз здесь заключается его своеволие по отношению к Иисусу. Он знает заповеди, он сохранил их, но полагает, что это вряд ли вся Божья воля, нужно добиться чего-то ещё - чего-то чрезвычайного, исключительного. Он хочет этого. Ясная Божья заповедь несовершенна, говорит юноша, убегая от истинной заповеди, пытаясь в конце концов остаться при себе, чтобы самому судить о добре и зле. Теперь заповедь подтверждается, но одновременно она подвергается фронтальному наступлению. "Всё это сохранил я; чего ещё недостаёт мне?" Евангелист Марк прибавляет в этом месте: "Иисус, взглянув на него, полюбил его" (10,21). Иисус видит, как безнадёжно замкнулся этот юноша от слова Божия, как он неистовствует всем своим существом против живой заповеди, против скромного послушания. Иисус хочет помочь юноше, Он полюбил его. Поэтому Он даёт ему последний ответ: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" - трижды в этих словах к юноше обращается внимание на следующее:
Во-первых, вот Он, здесь и сейчас, Иисус, Который повелевает, Иисус, Который был для юноши учителем благим и стал единственно благим Богом, во всесилии Своего права сказать последнее слово и заповедь. Юноша должен осознать, что перед ним стоит Сам Сын Божий. Это было сокрытое от юноши Сыновство Иисуса, позволяющее Ему быть с Отцом, с Которым Он находится в совершенном единстве. Это то самое единство, согласно которому Иисус Сам говорит о заповедях Отца. Для юноши должно быть недвусмысленно ясно, как он принимает призыв следовать. Это сумма всех заповедей, юноша должен жить в единении с Христом, Христос - цель заповеди. Этот Христос стоит сейчас перед ним и призывает его. Больше нет лазеек в сторону нравственных коллизий. Заповедь однозначна: Следуй за Мною.
Во-вторых, и этот призыв следовать нуждается в пояснении, чтобы не быть истолкованным превратно. Для юноши должно стать невозможным ложное понимание следования как некоего нравственного приключения, как захватывающе интересного пути (с которого при случае, правда, можно и сойти) и стиля жизни. Следование было бы, далее, понято тоже превратно, если бы юноша воззрел на него как на последнее окончание своих прежних дел и вопросов, как на суммирование пройденного, как на завершение, усовершенствование, дополнение прежнего. Поэтому нужно недвусмысленно прояснить ситуацию, не допускающую возврата назад, необратимую ситуацию, и к тому же должно стать ясно, что она никоим образом не является лишь завершением прежнего. Эта требуемая ситуация создаётся требованием Христа принять добровольную бедность. Она - существенная, душеспасительная сторона дела. Она призвана помочь юноше действительно понять и действительно повиноваться. Она соответствует любви Христа к этому юноше. Она только промежуточный элемент между прежним путём юноши и следованием. Но она - заметим - не идентична самому следованию, она не первый шаг следования, но - послушание, в котором следование будет единственно действительным: сперва юноша должен пойти, продать всё  раздать нищим и потом прийти и следовать. Цель - следование, путь же в этом случае - добровольная нищета.
И, в-третьих, Иисус одобряет вопрос юноши о том, чего ему ещё недостаёт. "Если хочешь быть совершенным…" - это может создать видимость, будто здесь на самом деле говорится о некоем дополнении к прежнему. Это в том числе и добавление, но такое, в котором уже предрешена отмена прежнего. Юноша несовершенен именно но сих пор, ибо он неправильно понял заповедь и неправильно поступил. Он может сейчас понять её как раз правильно и правильно поступать в следовании, но сделать это вот именно только здесь, потому что к этому его зовёт Иисус Христос. В то время как Он одобрил вопрос юноши, тот бежит от Него. Юноша спрашивает о своём пути к вечной жизни, Иисус отвечает: Призываю тебя, и это всё.
Юноша искал ответа на свой вопрос. Ответ звучит: Иисус Христос. Юноша хотел слышать слово доброго учителя, но узнаёт, что это Слово и есть Тот Человек, Которого он спрашивает. Юноша стоит перед Иисусом, Сыном Божьим, вот она - встреча в её полноте. Есть только "да" или "нет", послушание или непослушание. Ответ юноши - "нет". Юноша отошёл, печалясь об этом, он разочарован, обманулся в своих надеждах – и всё-таки не способен оставить своё прошлое. У него было большое имение. Призыв следовать не имеет здесь никакого другого содержания, кроме Самого Иисуса, связи с Ним, единения с Ним. Однако не в восторженном почитании доброго учителя, но в повиновении Сыну Божьему заключается бытие последовавшего.
Эта история о богатом юноше имеет своё точное соответствие в обрамляющем повествовании - в притче о милосердном самарянине".
(Следуя Христу, Призыв следовать - Дитрих Бонхёффер)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
18-09-2008-22:33 удалить
Cпасибо!! Очень хороший текст!! Андрей


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Следуя Христу. История о богатом юноше | an_sionnach_beag - Дневник an_sionnach_beag | Лента друзей an_sionnach_beag / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»