• Авторизация


Новое в законе об основах туристской деятельности. 31-05-2007 05:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[464x131]


Здравствуйте! Мы встречаемся с понедельника по четверг на канале "РЕН ТВ" и говорим о том, что нас заинтересовало больше всего.

Сергей Мавроди обещает что-нибудь предпринять для возврата денег вкладчикам. Видимо, первый срок его ничему не научил.
А вот в Якутии учёные нашли наиболее полно сохранившегося мамонтёнка. И доели его.

И ещё.

По статистике более пяти миллионов россиян ежегодно отдыхают за границей. С половиной из них случаются всевозможные инциденты. Но лишь единицы добиваются от турфирм и страховых компаний возмещения морального или физического ущерба.
Почему так происходит? Как обезопасить себя на отдыхе за рубежом? На что нужно обратить внимание, покупая путёвку в турфирме?
Об этом я поговорю сегодня с моей гостьей -- вице-президентом Российского союза туриндустрии Ириной Тюриной.

И ещё раз добрый вечер.

Трагическая история двух россиянок, убитых прямо на пляже таиландского курорта Патаи(?), ещё свежа в памяти. Однако и другие излюбленные места отдыха за рубежом вовсе не столь безопасны, как это может показаться из красочных буклетов турфирм. Моя гостья считает, что собираясь в отпуск за границу, нужно подготовиться к любым неприятностям. Встречайте -- вице-президент Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.



...

Тигран Кеосаян: Ирина, с 1 июня вступает новая редакция Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" Что изменится для туристов, Ирин?

Ирина Тюрина: Изменится, в принципе, многое -- потому что закон хорош для тех случаев, когда фирма либо нецивилизованно обанкротилась...

Тигран Кеосаян: Это как?

Ирина Тюрина: Ну, это... дела стали плохи с бизнесом, и вместо того, чтобы официально объявить, что мы банкроты (и тогда никаких уголовных дел, так сказать; кризисное управление и так далее), фирма на нервной почве собирает последние денежки и исчезает.

Тигран Кеосаян: А, на последнем дыхании она собирает всё, что можно...

Ирина Тюрина: Да. Такие случаи, к сожалению, были на российском рынке.

Тигран Кеосаян: Да, постоянно эти скандалы слышны были.

Ирина Тюрина: Либо фирма, которая заведомо была мошеннически открыта, и целью её было именно мошенничество -- такое часто случается в пик сезона, когда вдруг выходит какое-то замечательное предложение с очень низкими ценами; и народ, который у нас падает прежде всего на цену, быстренько-быстренько покупает эти путёвки...

Тигран Кеосаян: То есть не научен он никаким горьким опытом...

Ирина Тюрина: Никак.

Тигран Кеосаян: ...он всё равно попадается.

Ирина Тюрина: Быстро-быстро покупает путёвки, фирма быстро-быстро собирает хорошие деньги и исчезает.

Тигран Кеосаян: У вас есть в руках какие-то инструменты отслеживания воздействий, или по крайней мере сигнализации в органы о том, что... смотрите, появилась, кажется, фирма-однодневка; потому что нет таких цен, нет таких условий, и нет таких услуг?..

Ирина Тюрина: На самом деле такое бывает, когда у нас есть возможность об этом сообщить. Только вы знаете, мошенники на то и мошенники, чтобы сработать так, чтобы успеть быстро всё сделать, получить своё (то, что ты хочешь) и исчезнуть.

Тигран Кеосаян: Российский союз туриндустрии объединяет большое количество фирм?

Ирина Тюрина: Мы объединяем более 1300 туристических компаний в России, странах СНГ и за рубежом.

Тигран Кеосаян: То есть в России вы представлены во всех регионах практически?

Ирина Тюрина: Ну, практически. Почти во всех.

Тигран Кеосаян: Смотрите. Тогда объясните мне такую ситуацию. Вот появляется на местном телеканале (я не говорю -- Москва/Петербург, я говорю... -- ну, во Владивостоке), появляется реклама фирмы, которая говорит: "Мы вам доплатим! Мы вам дадим ещё десять тысяч долларов, если вы возьмёте у нас путёвку -- и ваши родители будут всегда живы и здоровы и сыты." Вам фирма, которая работает легально, которая является членом Союза, она не сигнализирует -- "Алё, здесь появились люди какие-то..."?

Ирина Тюрина: Обязательно сообщают, присылают это предложение, и просят -- посмотрите, видимо, это мошенничество, надо предупредить народ.

Тигран Кеосаян: И что?..

Ирина Тюрина: Но. Случаи мошенничества чаще всего, в подавляющем большинстве случаев бывают в Москве. В регионах случаев мошенничества практически нет, там все друг друга знают. Если появляется какая-то компания с подозрительным предложением, её местный турбизнес просто душит на корню -- то есть там мгновенно выясняется, что тут что-то не чисто. В Москве это сделать очень сложно, в Москве огромное количество турфирм, и они, соответственно, так сказать, теряются ...

Тигран Кеосаян: А мониторинг какой-то вы не проводите? У вас нет такого отдела, который проводит мониторинг?

Ирина Тюрина: Это на самом деле не наша функция. Контролирующей функции у нас нет. Мы -- предпринимательский союз, который лоббирует интересы, отстаивает интересы туристического бизнеса и их клиентов.

Тигран Кеосаян: Ира, Вы разве не знаете, что мы должны всё делать, всё контролировать, понимаете, ну...

Ирина Тюрина: Всё-всё, я поняла -- спасение утопающих -- дело рук самих утопающих.

Тигран Кеосаян: Спасение утопающих в нашей стране -- дело рук самих утопающих.

Ирина Тюрина: Совершенно верно. Мы делаем это.
Этот закон хорош тем, что в случае, если фирма вот так вот исчезла и, собственно, людям возвращать нечего, то в том случае, если у этой фирмы было финансовое страхование, финансовая гарантия страховая или банковская -- люди получат деньги -- то, чего раньше они никогда не получали.

Тигран Кеосаян: У кого они получат деньги?

Ирина Тюрина: Либо у страховой компании, которая обеспечивала гарании этой исчезнувшей фирмы, либо у банка.

Тигран Кеосаян: А, ну да, просто фирма не будет функционировать, если у неё нету договора. Это страхование -- если вдруг фирма разорилась или произошли какие-то другие форс-мажорные обстоятельства.

Ирина Тюрина: Либо какие-то есть претензии (по обслуживанию туристов) к фирме.

Тигран Кеосаян: Например?

Ирина Тюрина: Ну, например, поселили не в тот отель, который купил турист, и он был вынужден, или допустим, выяснилось, что отель неоплачен, и он был вынужден на месте заплатить за этот отель. В этом случае, когда есть какие-то претензии к туроператору и турист хочет, так сказать, получить компенсацию, он может либо обратиться к туроператору, либо обратиться непосредственно к гаранту -- то есть либо в банк, либо в страховую компанию.
Но. Все нормальные туроператоры, которые, собственно, и оформят финансовые гарантии, они, не доводя это дело до какого-то разбирательства, признав, что произошла ошибка (например), сами вернут деньги туристу.

Тигран Кеосаян: А Вы уверены, что признают?

Ирина Тюрина: Если признают. А если не признают...

Тигран Кеосаян: А вот чтобы признали, какие документы надо собрать?

Ирина Тюрина: Например, если вас поселили не в тот отель, вы должны обязательно получить какое-то подтверждение, что вы живёте не в том отеле, который был указан в договоре, а в том, в который вас по факту поселили. Подтверждение может быть -- либо справка, выданная в отеле (очень часто отели, особенно в странах массового туризма такие справки выдавать не любят), либо...

Тигран Кеосаян: А кстати почему?

Ирина Тюрина: Потому что им потом придётся каким-то образом участвовать в этом разбирательстве и отвечать и так далее...

Тигран Кеосаян: Ну почему -- они же поселили людей к себе? Это же не нужна справка, что я не живу в вашем отеле, в котором я должен был бы жить, так как я купил ваучер. Правильно, ну а те -- молодцы...

Ирина Тюрина: Это такая вот правильная Ваша жизненная логика, а мы на самом деле сталкиваемся с тем, что очень часто отели говорят -- не, мы ничего не понимаем, что вы у нас просите, мы не можем дать вам никакой справки.

Тигран Кеосаян: Если ты эту справочку-то не принёс -- страхового случая нет?..

Ирина Тюрина: Нет. Но у вас есть другие возможности. Например, Вы выпили кофе в этом отеле, а выписали счёт на номер. И потом Вы оплачиваете, когда выезжаете, этот счёт, и у Вас счёт... ну, бланк этого...

Тигран Кеосаян: Да-да-да, я всё понял.

Ирина Тюрина: ...гостиницы -- это раз. Вы можете, допустим, сделать звонок какой-то из отеля, и опять же оплатить счёт, и у Вас будет бумажка о том, что Вы проживали конкретно в этом отеле, в этом номере.

Тигран Кеосаян: Слушайте -- какие нужно нашему туристу... хитрость иметь какую несусветную!

Ирина Тюрина: К сожалению.

Тигран Кеосаян: А вы буклет издаёте "Что сделать..."? Памятка, чтобы вам здесь...

Ирина Тюрина: Вот такой /показывает рукой толщину сантиметров в пять/ справочник для выезжающих за рубеж мы издали совместно с министерством иностранных дел.

Тигран Кеосаян: То есть как обмануть отели, которые не хотят дать, например,...

Ирина Тюрина: Не как обмануть отель, а как отстоять свои права.

Тигран Кеосаян: Ирина, давайте сейчас прервёмся на нашу традиционную рубрику, а затем продолжим разговор.




Для того, чтобы полноценно отдохнуть за границей, российским туристам надо запомнить несколько правил:

  • туристам, отправляющимся за границу по путёвкам, на всякий случай можно захватить с собой палатку;
  • туристам, отправляющимся в страны Азии, необходимо иметь при себе активированный уголь и бронежилет;
  • туристам, предпочитающим охотиться на диких животных, необходимо не забыть оружие и написать завещание;
  • космическим туристам достаточно иметь двадцать миллионов долларов, остально будет включено.

Тем, кто хочет избежать всех непредвиденных обстоятельств, возникающих во время отдыха за границей, я рекомендую никуда не уезжать, а просто остаться дома.




Тигран Кеосаян: Мы продолжаем разговор с вице-президентом Российского союза туриндустрии Ириной Тюриной о том, как избежать проблем на отдыхе за границей.
Как определить -- вот серьёзный туроператор или нет, простому гражданину?

Ирина Тюрина: Вы знаете, туристический рынок настолько уже стабилизировался, построился -- уже есть имена на рынке; и прежде, чем покупать путёвку... пожалуйста, не делайте это по дороге домой, или по принципу "близко к работе". Потому что Вы оплачиваете вперёд, причём вы оплачиваете сумму, в общем, не маленькую, как правило, а услугами пользуетесь только потом. Так почему вы спешите заплатить эти деньги, не разобравшись...

Тигран Кеосаян: А много таких?

Ирина Тюрина: Все.

Тигран Кеосаян: Ну как... ну люди проверяют, они... э, ну как, деньги же всё-таки, это большие деньги достаточно...

Ирина Тюрина: Я имею ввиду, что все вперёд платят ...

Тигран Кеосаян: Нет, ну ты же сравниваешь на рынке -- вот эта цена, эта цена... Когда Вы говорите, что люди плюют на цену (ниже которая, ниже плинтуса, да? которая точно там какая-то химия происходит) -- это я согласен. Но люди же не могут принести...

Ирина Тюрина: Вот к сожалению, многие из тех, кто был обманут, они покупали путёвку именно по принципу "близко, дёшево, быстро". Хотя бы у знакомых бы спросили -- вот вы кто-то имели уже дело с этой компанией? Она вас хорошо обслужила или плохо? То есть проведите какой-то, хотя бы первоначальный, собственный маркетинг. Большинство этого не делают.

Тигран Кеосаян: Есть такое мнение, что вот этот закон, он будет служить монополизации рынка. Потому что страховка -- дорогая вещь...


Кстати, из этого вытекает, что и путёвки немножко, мягко говоря, немножко подорожают в цене?..

Ирина Тюрина: Не в этом сезоне.

Тигран Кеосаян: Не в этом?.. Сколько -- годик мы ещё протянем?

Ирина Тюрина: Нет, неизвестно.

Тигран Кеосаян: Как неизвестно? Я сегодня должен заключить со страховой компанией контракт, договор -- значит, я должен заплатить?

Ирина Тюрина: А цены были выставлены на нынешний летний сезон ещё весной. На выставку Марте(?), туристическую крупнейшую в России, которая проходит, туроператоры уже вышли с ценами и с каталогами.

Тигран Кеосаян: А туроператоры не знали, да, что с первого июня будет новый закон? И как Вы думаете, они дельточку уже не заложили в мае?

Ирина Тюрина: Они знали, что будет закон, и они, может быть, заложили какую-то дельточку, не имеющую отношения к страхованию и банковской гарантии, потому что они не знали, какой у них будет тариф. Они в тот момент ещё не заключили договор.

Тигран Кеосаян: На сколько поднимется цена? На среднестатистическую путёвочку в среднестатистическую страну?..

Ирина Тюрина: Не отвечу на этот вопрос прямо вот "да" или "нет" прямо, потому что... проблема в том, что сумма, размер финансовых гарантий выставлен для всех турфирм одинаковый, независимо от объёмов их продаж. Соответственно, для вот такой турфирмы этот будет чуть-чуть, а для фирмы, которая в регионах работает, поменьше, для неё это сильно, значительная доля.

Тигран Кеосаян: А маленькие фирмы просто умрут, да, грубо говоря; они не потянут такую ношу?

Ирина Тюрина: Кто-то не потянет, кто-то перейдёт в категорию агентов (то есть не будет оформлять финансовые гарантии), кто-то... Дело в том, что сейчас, на первый год финансовые гарантии снижены в два раза, и на первый год, так сказать, фирмы всё-таки попытаются, сейчас идёт активный процесс получения финансовых гарантий, и они, так сказать, реструктуризируют свою расходы и так далее. Так вот у больших компаний соответственно сумма может и не повыситься, стоимость путёвок -- потому что для них...

Тигран Кеосаян: Они амортизируют просто количеством.

Ирина Тюрина:[b] Да. А для маленьких компаний это очень серьёзно. И они могут... А куда они денут эти расходы? Они конечно их в стоимость путёвки поставят.

[b]Тигран Кеосаян:
А какие максимальные выплаты по таким страховкам?

Ирина Тюрина: В зависимости от понесённого ущерба.

Тигран Кеосаян: Хорошо, украли все... К примеру, поселили не в ту гостиницу -- вот, замечательно.

Ирина Тюрина: Если туроператор согласен, что это действительно ошибка, он её признаёт, он в процессе переговоров с туристом, они договорятся о какой-то сумме, которую вернёт туроператор.

Тигран Кеосаян: А как они будут договариваться -- в маленьком кафе прибрежном?..

Ирина Тюрина: Нет, почему...

Тигран Кеосаян: Какая цена -- договорная или она как-то оформлена?

Ирина Тюрина: Это всё будет оформляться; турист должен придти к туроператору с конкретной претензией, с документами о том, что он жил не в том отеле (... туроператор это, как правило, сам знает), и они будут обсуждать там, может быть, он им вернёт стоимость проживания, или вернёт разницу между стоимостью отелей. Допустим, этот отель, который он покупал, был лучшей категории, а поселили его в худшую -- будет возвращена разница плюс, допустим, моральная неустойка.
Так вот если туроператор не согласится, турист пойдёт в суд.

Тигран Кеосаян: Пойдёт в суд.

Ирина Тюрина: И это будет ровно то же самое, что и было при прежнем законе.

Тигран Кеосаян: Ир, а зачем тогда это нужно делать, вот этот закон принимать?

Ирина Тюрина: Ну, вот если исходить из того, что для больших компаний, для крупных, это в общем несложно, а для маленьких это проблематично, то можно сделать вывод, что это попытка почистить туристический рынок ...

Тигран Кеосаян: А чья попытка?

Ирина Тюрина: Закон был внесён Правительством России.


Тигран Кеосаян: Ирин, если в чужой стране с нашим человеком что-то случилось -- куда обращаться?

Ирина Тюрина: Какая беда.

Тигран Кеосаян: Ну, к примеру, украли кошелёк, потерял паспорт, я не знаю. Заболел!

Ирина Тюрина: Ну, заболел -- это как раз проще.
Вот по поводу "украли кошелёк, потерял паспорт". Давайте я сначала скажу, что бы надо бы сделать людям, которые выезжают за рубеж, для того, чтобы в случае, не дай бог, возникновения такой проблемы её легче было решить.

Тигран Кеосаян: Не брать деньги.

Ирина Тюрина: Да, хороший вариант, я подумаю над ним.
Надо взять с собой ксерокопию паспорта, авиабилета; надо взять с собой ксерокопию страхового полиса, надо взять с собой ксерокопию кредитной карточки. И обязательно -- фотографию.

Тигран Кеосаян: Жены, детей, мужа?

Ирина Тюрина: Если Вы с женой, с детьми и с мужем, то жены, детей и мужа.

Тигран Кеосаян: Свою фотографию?

Ирина Тюрина: Свою фотографию.

Тигран Кеосаян: А если я жив-здоров, вот он...

Ирина Тюрина: Ну, Вы потеряли паспорт и Вам консульство должно установить личность! Вам нужен документ.

Тигран Кеосаян: Так... ксерокопия паспорта -- там есть фотография?..

Ирина Тюрина: А если Вам нужно будет... Если есть ксерокопия -- слава богу...

Тигран Кеосаян: Да, если взял ксерокопию...

Ирина Тюрина: Но всё равно Вам дадут справку, консульство Вам даст справку о том, что Вы потеряли паспорт, по этой справке Вас посадят в самолёт, а на справке будет фотография. Чтоб там не фотографироваться, Вы её привезёте с собой -- вот такой Вы предусмотрительный.

Тигран Кеосаян: /в зал/ Я надеюсь, все поняли, что надо с собой брать? Если вы думаете, вам надо на морской курорт брать, значит, тапки, шлёпанцы... Не-ет -- ксерокопию!

Ирина Тюрина: Это Вам сейчас смешно, Тигран.

Тигран Кеосаян: Нет, не смешно...

Ирина Тюрина: Не дай бог Вы потеряете паспорт, Вы просто помолитесь, что Вы всё это взяли с собой, и проблема будет решена мгновенно.

Тигран Кеосаян: А если авария случилась какая-нибудь? Ну, в машине -- ты взял в аренду автомобиль, попал в аварию -- к кому обращаться? Говорить "я не буду говорить без российского консула"?

Ирина Тюрина: Конечно, там к вам приедет полиция...

Тигран Кеосаян: Да, обязательно, они быстро там приезжают почему-то...

Ирина Тюрина: Быстро приезжают, да. Они будут разбираться и помогать, что и как и почему... Но, в принципе, да -- можно обратиться и к консулу, если консульство есть рядом. Если, допустим, вы не знаете языка; или, например, вас просят...

Тигран Кеосаян: Но вы можете обратиться к полицейскому (ну, если это цивилизованная страна и там вообще есть полиция) и сказать: "свяжитесь, пожалуйста, так как я не знаю телефон консульства, и у меня вообще нет местного сотового телефона, позвоните, пожалуйста, в консульство"? Полицейский не может сказать "иди отсюда..."... то есть "иди сюда"?

Ирина Тюрина: В нормальной стране полицейский свяжется с консульством. Но (опять же) нормальные туроператоры, серьёзные, каждому туристу, который выезжает за границу, дают памятку, в которой есть на случай экстренной связи все телефоны, ему необходимые, включая консульство, представителя турфирмы, которая вас туда отправила (местного представителя), который в случае необходимости тоже приедет и вам поможет.

Тигран Кеосаян: А если заболел (что Вам показалось самым простым случаем)?

Ирина Тюрина: Ну, не с точки зрения случая, а с точки зрения выхода из ситуации.
Основная ошибка, которую совершают те, кто заболели за границей -- они бросаются в гостинице к доктору. Доктор приходит, делает укол, берёт за это сто евро и так далее.
У вас у каждого есть страховой полис, когда вы едете за границу. Его никто не читает. Его надо прочитать. Там написано...

Тигран Кеосаян: Там очень мелким шрифтом всё написано.

Ирина Тюрина: Нет, там условия написаны действительно мелким шрифтом, потому что он небольшой. Телефон, по которому надо звонить, если вы заболели, написан вот ТАКИМИ буквами, и звонить надо только по этому телефону. И это бесплатный звонок, и там говорят по-русски. И вы скажите, что вы заболели, у вас случилось то-то, то-то, и к вам приедет врач из той компании ассистантской(?), с которой заключён договор у этого страховщика.

Тигран Кеосаян: Его надо оплачивать, этого врача?

Ирина Тюрина: Нет. За это платит страховая компания. Вы оплатили страховку.

Тигран Кеосаян: Ир, говорят, русского человека за границей видно за версту. Мол, в любой стране мы ведём себя вызывающе; не как в гостях, а как дома. Бывало ли такое, чтобы отели, рестораны или другие службы предъявляли иски нашим туристам?

Ирина Тюрина: Я таких случаев не припомню. Что касается отношения к русским туристам, то первое время, когда мы вырвались за границу, вызывали скорее такой... экзотическое недоумение. Потому что действительно народ вырвался и позволял...

Тигран Кеосаян: Это конец восьмидесятых - начало девяностых?

Ирина Тюрина: Нет, это скорее начало девяностых - середина девяностых, когда турпоток стал...

Тигран Кеосаян: Ну, когда просто деньги появились у людей хоть какие-то.

Ирина Тюрина: Да. И конечно, дамы, которые на ужин в ресторан, в обычном ресторане вечером выходили с голой спиной и все в бриллиантах (а народ в шортах там соответственно кушает) -- мы вызывали большой интерес. Сейчас единственное, как могут отличить российских туристов -- например, вот на горнолыжных курортах знаете, как отличают? Если человек едет на лыжах и говорит по мобильному телефону -- 100% русский.
На самом деле сейчас россияне уже вполне адаптировались к загранице, а заграница адаптировалась к россиянам, хотя, конечно, всякие бывают случаи, но... Я, например, убеждена, что это тот самый человеческий фактор. Это зависит от человека. Если он воспитанный, если он культурный -- так он и дома, и за границей будет вести себя одинаково...

Тигран Кеосаян: Или хотя бы стремится быть воспитанным. Или хотя бы казаться воспитанным, что уже немало по нашим временам.

Ирина Тюрина: Например. Да.

Тигран Кеосаян: Спасибо Вам огромное за то, что Вы пришли.

Ирина Тюрина: Спасибо Вам.




Есть такой анекдот. Новый русский приезжает на дорогущий курорт, селится в гостиницу, утром спускается на завтрак -- видит шведский стол. Берёт стул, подтягивает, садится и начинает так обильно кушать. Официант подходит, говорит: "Старичок, это шведский стол!" -- "Хорошо, шведы придут -- я встану."

Из любой ситуации нужно выходить с юмором. А если подходить к поездке на заграничный курорт серьёзно, то нужно понимать, что отдых -- дело опасное. Большинство неприятностей происходит с туристами по их собственной вине. Либо они покупают путёвку в дешёвой ненадёжной компании, либо они не знают обычаев и законов тех стран, в которые они едут, либо ведут себя, мягко говоря, некорректно по отношению к туземцам.
Отдохнёте вы или намучаетесь -- зависит только от вас. Изучите репутацию туроператора, узнайте всё об отеле, в который вы направляетесь -- ну почитайте хотя бы путеводитель! Если вы хорошо подготовитесь к своему отпуску, то шансы, что он пройдёт благополучно, резко увеличатся. И тогда завтра будет лучше, чем сегодня.
С вами был Тигран Кеосаян. Увидимся.

LI 5.09.15
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Новое в законе об основах туристской деятельности. | transcripter - ШГАДК КЩЩДШ Е?ШЕ;ХХ | Лента друзей transcripter / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»