• Авторизация


ВАН ЧУНЪЯН. ТРАКТАТ О ЧИСТОТЕ И СПОКОЙСТВИИ 01-08-2012 14:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Трактат о чистоте и спокойствии

Лао-цзюнь сказал:  

Великий Дао-путь не имеет формы. 

Он рождает и вскармливает Небо и Землю. 

Великий Дао-путь не имеет чувств.

Он приводит в движение Солнце и Луну.

Великий Дао-путь не имеет имени.  

Он взращивает и питает мириады вещей.

Я не знаю его имени.

Условно назову его Дао-путем.

Дао-путь.

Бывает чистым, бывает грязным. 

Бывает подвижным, бывает спокойным.

Небо чисто, Земля грязна.

Небо подвижно, Земля спокойна.

Мужчина чист, женщина грязна.

Мужчина подвижен, женщина спокойна.

Спускаясь к корню, поднимаясь к верхушке,

Он порождает мириады вещей.

Чистое - источник грязного,

Подвижное - основа спокойного.

Люди должны постоянно быть чистыми и спокойными.

Небо и Земля стремяться к Возврату.

Духу шэнь человека нравится чистота,

Но сердце нарушает ее.

Сердцу человека нравится покой,

Но желания нарушают его.

Всегда избавляйтесь от желаний,

И сердце само успокоится.

Сделайте зеркально чистым свое сердце,

И дух шэнь самоестественно станет чистым,

Шесть желаний не возникнут,

Три яда распадутся.

Если кто-то не сможет этого добиться, то сердце его не станет зеркально чистым,

И от желаний не удастся избавиться.

Те же, кто смогут избавиться от желаний,

Будут созерцать свое сердце внутренним зрением

И увидят, что нет сердца в сердце.

Внешним взором окинут форму

И узнают, что нет формы у формы.

Издалека взглянут на вещи

И убедятся, что нет вещественности в вещах.

Так, постигнув эти три сущности,

Увидят пустоту.

Созерцая пустоту с помощью пустоты,

Узнают, что нет никакой пустоты.

То, что пусто, уже отсутствует.

Отсутствие отсутствия - тоже отсутствие.

Отсутствие отсутствия уже и есть отсутствие,

Невозмутимость и вечное уединение.

Уединение при том, что нет никакого уединения.

Разве могут тогда желания появиться?

Если желания больше не появляются,

Тогда это истинное спокойствие.

Истинным спокойствием приводятся к согласию вещи.

В истинной вечности обретаются сущностные свойства.

Вечное согласие, вечное спокойствие.

И это уже вечные чистота и спокойствие.

Если будет такая чистота и такое спокойствие, то постепенно приблизишься к истинному Дао-пути

Как-будто и был в истинном Дао-пути.

Называется это обретением Дао-пути.

Даже если и называют это обретением Дао-пути, в действительности нечего обретать. 

Метаморфозы в живых существах называются обретением Дао-пути. 

Те, кто смог это постичь, могут передавать другим Дао-путь совершенномудрых. 

Лао-цзюнь сказал:

Высший человек не борется.

Низшему человеку нравится борьба.

Высшая сила дэ - это, когда нет силы дэ.

Низшая сила дэ привязывается к дэ.

То же, что имеет привязанности и охвачено стремлениями,

Не может называться дао-путем и силой дэ.

Причина, по которой живые существа не обретают истинный Дао-путь,

в том, что их сердца преисполнены заблуждений.

Если их сердца преисполнены заблуждений, то в тревоге их дух шэнь. 

Если дух шэнь охвачен тревогой, то возникает привязанность к вещам. 

Если возникла привязанность к вещам, то появляются страсти. 

Если появились страсти. то приходят и досады и огорчения. 

Досады и огорчения, безудержные фантазии, приводят к невзгодам и страданиям тела и сердца.

Тогда люди становятся обреченными на грязь, позор и скитания жизней и смертей.

Навечно погрязнут в море сансары, потеряют истинный Дао-путь.

Постигшие истинный и вечный Дао-путь самопроизвольно его обретут.

 Обретшие и постигшие Дао-путь, навечно чисты и спокойны. 

 

Примечания:

15. Мужчина чист, женщина грязна. Этот стих не надо понимать слишком буквально. здесь содержится намек на даосские техники сексуальной гигиены.По даосским представлением живородящая эссенция (цзин- букв. семя) сожержится в сперме мужчин (т.н. мужская эссенция - нань-цзин), а женская в менструальной крови (т.н. женская эссенция - нюй-цзин). От смешения спермы и менструальной крови зарождается жизнь. Образ соединения красного и белого сплава прочно укоренился в даосской внутренней алхимии в виде образа киновари (дань), которая стала синонимом алхимии и вообще мистической практики в целом. Даосские методы сексуальной гигиены были направлены на нерастрату эссенции цзин, сохранение ее внутри мужчины. Это, по-видимому, и имеется в виду под словом "чистый" применительно к мужчине. "Грязь" же женщины заключается в источении ее эссенции наружу.

17. Спускаясь к корню, поднимаясь к верхушке, "Корень - верхушка/макушка" - типичная даосская пара, часто применяющаяся в космологических и алхимических схемах. Означает единство и оппозицию укорененности и развития, стабильности и движения, верха и низа и т.д.

19. Чистое - источник грязного,

20. Подвижное - основа спокойного. См. также ДДЦ 2 о взаимообусловленности бинарных оппозиций. Этот же принцип показан и на диаграмме Великого Предела, где янский и иньский сектора содержат соответственно иньскую и янскую точку.

22. Небо и Земля стремяться к Возврату. Возврат (гуй) - основополагающая категория даосизма и цель дасских практик. Имеется в виду возврат к идеальному первобытному состоянию. Возврат выражается в политике и историографии в виде идеализации совершенномудрых государей древности и идеального порядка (см. Чжуан-цзы), в мистических практиках - в виде свертывания процесса космогонии к единому первоначалу и возвращении к состоянию до рождения, что является тем же бессмертием, в космологии - в виде абсолютизации существования вне времени - " сяньтянь" (Прежнее Небо), где хранится мудрость мира, откуда приходят и куда уходят бессмертные и божества и т.д.

23. Духу Шэнь человека нравится чистота,

24. Но сердце нарушает ее. Дух шэнь - разумная душа человека - управитель интеллекта и психики. Обитает в сердце. Сердце - средоточие интеллекта и эмоционально-волевой сферы.

30. И дух шэнь самоестественно станет чистым, Самоестественность (цзыжань) - даосская категория, характеризующая иедальные процессы во вселенной. Беда человека в его неспособности существовать самоестественно. Присамоестественном состоянии человек становитс неуязвимым и неразличимым для всех объектов "неестественного" мира, бессмертным.

31. Шесть желаний не возникнут, Заимствованный из буддизма элемент - чувства, соотв. шести индриям, т.е 5 органов чувств и разум.

32. Три яда распадутся Буддийский набор: алчность, гнев, тупость.

38. Внешним взором окинут форму Форма (син) или оформленная телесность - субстанциальная категори даосизма, пластическое "материальное" тело, без внутреннего содержания.

47. Отсутствие отсутствия - тоже отсутствие.

48. Отсутствие отсутствия уже и есть отсутствие Эти рассуждения об отсутствии восходят еще к ДДЦ и продолжаются в даосизме на всех стадиях его развития. "Наличие - отсутствие" - важнейшая пара даосской космологии. Как показал Кобзев в "Учении о символах и числах в китайской классической фмлософии" отсутствие (у) не являетс абсолютным отрицанием наличия (ю). Особенностью китайских отрицаний древнего языка было то, что они отрицали не существование, а наличие в данном месте. Отчасти это и определило появление теории взаимопереливания инь и ян и взаимообусловленности оппозиций. Отсутствие самого отсутствия ведет нас к более глубокому уровню отрицания наличия, то есть уже практически к отрицанию существования. Эти стихи говорят о необходим статков понятийного мышления. Это же передается всем пассажет от стиха 36 до стиха

50. все высказывания типа "нет А в А" являютс парафразами фундаментальной даоской категории "вэй у вэй" - деяние не деянием, которая в свою очередь также коррелирует с концепцией "наличия - отсутствия".

55. В истинной вечности обретаются сущностные свойства Сущностные( природные) свойства (син) - категория пары "мин - син), т.е (жизненность - природные свойства). О значении этой пары дл внутренней алхимии см. Чжан Бо-дуань "Главы о прозрении истины", перевод и комментарий Е.А. Торчинова. "Петербургское востоковедение", СПб,1994. Как показала И. Робинэ в книге "Taoism: Growth of a Religion", в традиции "цюаньчжэнь" эти термины получили значения физиологических проявлений (мин) и духовных влений (син). Термины "уединение", "невозмутимость", "спокойствие" в стихах 49 - 57 распространились практически во все тексты по мистическим практикам, как "цюаньчжэнь", так и ряда синкретических религий.

70. Высшая сила дэ - это, когда нет силы дэ. Дэ - важнейшее понятие даосской философии, означающее магическую силу, психо-физический потенциал личности, способность к обретению Дао.

 

(автор - Ван Чунъян ::: перевод Олега Бойко )

http://voindao.ru/phil/phil4.html

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ВАН ЧУНЪЯН. ТРАКТАТ О ЧИСТОТЕ И СПОКОЙСТВИИ | Alex_Fine - Дневник Alex_Fine | Лента друзей Alex_Fine / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»