[600x450]
[600x433] а вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель - Христос, все же вы - братья.. Матфей 23, 8 Всегда можно найти технического эксперта, научного консультанта, преподавателя или тренера, который научит алгебре, английскому языку, работе на компьютере или езде на лошади. Но истинным ценностям - любви и мудрости, нас не научит никто. Никто не познает за нас Бога. Нам могут выдать только готовые рецепты. Получая готовую формулу, мы познаем мир через чужое мировоззрение. В таком случае мы просто попадаем в тюрьму. Мы начинаем увядать, и, когда придет время умирать, так и не узнаем, что значит иметь собственное мнение, что значит учиться. Давайте разберемся: в жизни бывали моменты, когда вы осознавали, что до самой могилы будете нести в себе некие переживания, некий опыт, и не сможете найти слов, чтобы передать его другим людям. И действительно, ни в одном языке не найти слов, чтобы точно выразить свои эмоции и ощущения. Вспомните, какие чувства вы испытывали, наблюдая за птицей, летящей над гладью озера, за травинкой, пробивающейся к солнцу через трещину в стене; когда слышали ночью плач ребенка, когда любовались обнаженным телом любимой, когда замирали, глядя на неподвижного, холодного покойника в гробу. Можно попробовать передать свои ощущения в музыке, поэзии или изобразительном искусстве. Тем не менее в сердце вы осознаете, что
[278x293] Единое Высшее неделимо, не имеет ни формы, ни звука, ни определения, но в то же самое время имеет форму, проявление в звуке и может иметь различные имена и определения. Высшая Реальность одновременно лишена всяких качеств (ниргуна) и обладает качествами (сагуна), лишена каких-либо форм (ниракара) и обладает формами (сакара). Высшее безгранично и аспекты Его безграничны. Оно разнообразно прославляется в Писаниях. В Мундака-Упанишаде говорится: "Он не постигаем мыслью и не видим, вне рода и цвета. У Него нет ни рук, ни ног. Он - бессмертный, вездесущий, безграничный как в великом, так и в малом. Он - Тот Вечный, Которого прозревают мудрые как Источник всех существ". (1,1.6-7) "Он - невидим, неохватен, вечен, бескачествен; Он - неиссякаемый источник всего". (1,1.6-7) Так и в Кена-Упанишаде утверждается: "Туда не проникнуть глазом, словами или умом. Мы не знаем, мы не можем постичь, как Он может быть описан: Он - выше постижимого и непостижимого. Так мы слышали от древних мудрецов (риши), разъяснивших нам эту истину". Когда открывается Параматма (Высшее Я) и прекращается отождествление с телом, то где бы ни блуждал ум, везде Самадхи (экстаз). У того, кто увидел Параматму, рассеиваются все сомнения, развязывается узел на сердце и исчезает карма. Непрерывное осознание неизменного позволит нам постигнуть огромную безличную сферу, в которой все происходит. Это безграничный сияющий шар сознания, внутри которого мы находимся. Он всегда светит ровно, как солнце, когда мы поднимаемся над облаками. Солнце – великий символ этого состояния. Каждый раз, увидев солнце, вспомним об этом. Существует одно Высшее, которое называют разными именами: Бог, Аллах, Кришна, Шива, Один, Мать, Господь, Иегова, Брахман, Идея, Высший Разум, Высшая Реальность и т.д. - все это имена одного и того же. Парамешвара (наивысший владыка) един и не существует другого. Познавшие эту Высшую Реальность не ищут ничего иного. Восхваляемый мусульманами как Аллах, и как Иегова — христианами, прославляемый как Лотосоокий Господь Вишну вайшнавами, и как Шамбху — шиваитами, Бог принимает служение, оставаясь Единым Целым, Высшим Я, дающим и здоровье и богатство. Люди могут поклоняться Богу через различные Его имена и формы, но один и тот же Бог — отвечает на молитвы каждого. Сатьям, Шивам, Сундарам - важнейшие понятия индийского мировоззрения, означающие три проявления Божественного: Истина, Благость, Красота. Сатьям шивам сундарам - истинный, хороший, красивый – сатьям (сат – истинный), шивам (шива – милостивый, процветающий), сундарам (сундар – красивый). Эти три измерения доступны человеческому уму, однако само Божественное не ограничено. Истина, благость и красота являются окнами, через которые мы можем взглянуть на Божественное.
[600x124] Человеская личность разделена на три слоя. Если преобладает разум, тогда Божественное обретает форму истины. Для таких людей более всего подходит джнани-йога (путь знания). Если человек эмоционален, поэтичен, приходит к реальности через любовь, то для него Божественное видится как красота. Для таких людей более всего подходит бхакти-йога (путь поклонения и любви). А если для личности важнее всего действие, то Божественное для нее - это благо, добро. Таких людей большинство и лучше всего им подходит карма-йога (путь действия). Н. Рерих в книге "Твердыня пламенная" пишет: "Сатьям, Шивам и Сундарам, или Вечное Троичное выявление Божественности в человеке, Непреложное, Благостное и Прекрасное". Есть те, кто может подняться над тремя измерениями своей личности и пойти по четвертому пути. он называется просто "турия" (четвертое). Это такой тип сознания, когда человек не является ни интеллектуальным, ни эмоциональным, ни активным, а просто осознающим. Он смотрит на небо не через окно, а вышел из дома и познал небо без всяких рам и окон. Только тип сознания, который реализовал четвертое состояние, способен понять ограниченность первых трёх. Он может осознать, как трудно им понять друг друга, но также он понимает сходство, лежащее в основе красоты, истины и блага. Существуют ли какие-нибудь способы точно узнать, что вы соприкасаетесь с истинной Реальностью? Есть один признак: если ощущения не совпадают с готовыми ответами - ни собственными, ни заимствованными, - если их невозможно передать словами. Зачем же тогда нужны учителя?
[366x600] Они нужны, чтобы обратить ваше внимание на иллюзорную природу ума, но не смогут показать вам саму Реальность. Они могут разрушить ваши убеждения, но не смогут объяснить, о чем они свидетельствуют. Они могут указать вам на ошибку, но не смогут привести вас за руку к Истине. Они могут, в лучшем случае, указать, где находится Реальность, но не смогут подсказать, что именно нужно увидеть. Каждому из нас придется отправиться туда в одиночку и обнаружить все самому. Идти в одиночку - значит отбросить все убеждения и установки. Вам когда-то навязали их окружающие; вы почерпнули их в книгах; вы сами создали их на основе собственного опыта. Пожалуй, самое страшное для человека - шагнуть в неизвестное, не описанное никакими формулами, отказаться от спасательного круга привычных понятий. Отказаться от социума, как это делают пророки и мистики, - значит отказаться не от общества людей, а от их готовых рецептов на все случаи жизни. Тогда вы на самом деле будете оставаться абсолютно обособленным даже в толпе. Какое трепетное одиночество! Это уединение, это обособление есть Безмолвие. Вы обнаружите лишь это Безмолвие. И когда это случится, вы тут же забудете о книгах, гидах и гуру. Что же вам откроется? Да что угодно: падающий лист дерева, настроение друга, рябь на поверхности озера, куча камней, разрушенное здание, шумная улица, звездное небо... Позже кто-нибудь попросит вас выразить увиденное словами, по вы лишь покачаете в ответ головой. Нет, нет. Только не это, в противном случае появится еще один готовый ответ. Кто-нибудь сам попробует объяснить то, что вы увидели, и вы вновь покачаете головой, ибо объяснение - это мнение, облаченное в некую концепцию; она может быть понятной размышляющему уму, а увиденное вами не вписывается ни в какую формулу, его невозможно объяснить.
[170x240] Вы почувствуете в себе странное, практически неосознаваемое изменение. Однако
Знание и практика личного очищения