
Являясь аспирантом Московского Государственного Университета Печати, который я окончил этим летом, довелось мне на минувшей неделе проводить лекцию у студентов третьего курса с факультета журналистики по их профильному предмету. Преподавательница с моей кафедры уехала в командировку и попросила прочитать лекцию о свободе СМИ вместо неё. Отказываться я не стал, а, наоборот, принял предложение с радостью, горя желанием оказаться в новой среде и набраться новых впечатлений...
Народу в аудитории было немного, ибо большинство банально прогуливало, но галдели они так, что слышно было на весь этаж. Помимо прочего, воспринимать меня в качестве преподавателя им явно не хотелось. Поэтому балаган не прекратился даже когда я сел за учительский стол и попросил внимания. Вот тогда я и понял, каково это – быть преподавателем. Да-да…, после первых десяти минут общения со студентами, я осознал, каким негодяем был я в свои годы обучения и как тяжело приходилось преподавателям с подобными мне. Мы любили ставить преподавателей в неловкое положение, задавать им каверзные вопросы, выставлять их дураками перед всей группой. Честно говоря, учитывая, что при этом ни один из преподавателей не повысил голос ни на кого из студентов, несмотря на наше, порой, безобразное поведение и вседозволенность, мне стало казаться, что люди, которые встают на путь обучения более молодого и неопытного поколения – святые. Они обладают поистине нечеловеческой выдержкой и стальными нервами. Мне же, например, уже в первые минуты захотелось отправить всех в деканат за строгим выговором и писать объяснительную на тему проявления неуважения к лектору. Но в тоже время я вспоминал, что и сам был таким же дерзким и наглым в свои ученические годы.
Так, через полтора часа, проведенных мной в аудитории, я чувствовал себя как выжатый лимон и вместо листка бумаги в руках предпочел бы заиметь противопехотную гранату. Лекция, правда, по большей части пошла прахом, потому что пришлось рассказывать особо заинтересовавшимся индивидам о своей студенческой жизни, о защите дипломной работы и поступлении в аспирантуру.