Это цитата сообщения
АндрейРНД Оригинальное сообщениеО не возможности изменяемости души после смерти
Души умерших людей входят в загробную жизнь со всем своим содержание: дела бо их ходят вслед с ними (Откр. 14, 13). Входят со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми достоинствами и пороками, со всем своим нравственным миром. И таких, какие они есть, какие они вышли из тела и земной жизни, их судят на Частном суде и определяют их временное положение в загробном мире, положение, в котором они будут находиться, от Частного до Страшного суда.
Но так же, как религиозно-нравственное состояние душ человеческих различно во время их жизни на земле, оно различно и по исхождению их из тела и в загробной жизни. Нет сомнений, состояние душ после смерти будет соответствовать нравственному состоянию всякой индивидуальной души во время ее жизни на земле. Это естественное следствие и естественное продолжение жизни на земле. Ибо если бы смерть или Частный суд полностью изменяли бы состояние души, утрачивалась бы преемственность личности и в загробной жизни Петр не чувствовал бы себя как Петр или Павел как Павел.
Религиозно-нравственное состояние души не меняется коренным образом в загробной жизни. Если бы Бог изменил его коренным образом, то совершил бы насилие над неприкосновенной свободой человеческой души и уничтожил бы то, что личность делает личностью.
Однако и сама душа в загробной жизни, хотя бы всем существом своим хотела и желала полностью изменить себя и начать новую жизнь, которая бы совершенно отличалась от ее жизни на земле, не могла бы этого сделать. Не могла бы потому, что в загробном мире ей будет недоставать тела, являющегося необходимой составляющей человеческой личности для ее совершенного самоопределения и деятельности, и потому, что ей недостает земных условий и средств спасения. Другими словами, в загробной жизни покаяние не возможно, ибо там дозревает то, что был начато на земле, и в том направлении, в котором было начато. На это указывает святое Евангелие, когда называет жизнь на земле сеянием, а жизнь в загробном мире - жатвою (ср. Гал. 6,7-8).
Жизнь души в загробном мире, как показывает нам Божественное Откровение, состоит или в неполном блаженстве, или в неполном мучении, ибо полное блаженство и полное мучение придут только после Страшного суда, потому что душа без тела – только душа, а не полный человек. На Частном суде души разделяют на два рода: души праведников и души грешных. Поэтому в загробной жизни возможны лишь два соответствующих состояния: состояние блаженства и состояния мучения, каждое со своими многочисленными нюансами; и два места: рай и ад, опять-таки каждое со своими обителями (ср. Ин. 14, 2). Святое Откровение ясно и определенно учит, что в загробной жизни возможна только двоякая жатва: от тела – погибель, от – духа жизнь вечная (Гал. 6,8). Но в зависимости от разных и многочисленных степеней нравственного совершенства или порочности душ, различны и степени блаженства, и степени мучения душ в загробной жизни.
прп. Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви. Эсхатология. Состояние душ в загробном мире