• Авторизация


Нашел. Мрф) 15-09-2007 11:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Раздобыл "Карманное богословие, или краткий словарь христианской религии, написанный аббатом Бернье, лицензиатом богословия".

Весь сей труд был написан в 14 веке, за что автор был отлучен от церкви и приговорен к костру, но его так и не смогли найти. Все свои сочинения Гольбах был вынужден создавать анонимно. Обычно он переправлял их в Голландию, и тан они печатались либо без имени, либо под именами: Мирабо, Бернье, покойного Фрере и т. п. В «Карманном богословии» Гольбах выступает под именем аббата Бернье, лиценциата богословия.

Вот пара выдержек:

АББАТ — духовный отец, пользующийся мирскими доходами аббатства за то, что он читает требник, мучит монахов и ведет с ними тяжбы. Не каждый аббат имеет свое аббатство, хотя каждый стремится получить таковое. Некоторым из них приходится довольствоваться правом одеваться в черное, щеголять брыжжами и разносить сплетни.

АД — кухонная плита, на которой кипит котел духовенства. Она сложена специально ради священников. Небесный отец, их главный повар, заботясь о хорошем питании духовенства, накалывает на вертела тех из свои детей, которые не проявляли должного внимания к их наставлениям.

ДЬЯВОЛ — главный министр небесного двора, рычаг, при помощи которого работает церковь. Бог одним словом мог бы повергнуть его во мрак небытия, но он остерегается это сделать: бог сильно нуждается в нем, так как на его счет он может относить все глупости, в которых могли бы обвинить его самого. Поэтому он оставляет дьявола в покое и терпеливо переносит все его выходки по отношению к своей супруге, к своим детям, к самому себе. Бог не может обойтись без дьявола, богобоязненность часто не что иное, как страх перед дьяволом. Не будь дьявола, многие набожные люди никогда не помышляли бы ни о боге, ни о его духовенстве.


ЕВАНГЕЛИЕ — «благая весть». Благая весть, возвещенная христианам, заключается в том, что их бог очень гневен, что большинство своих поклонников он обрекает на вечные муки, что их счастье зависит от их святой глупости, святого легковерия, святого недомыслия, от зла, которое они сами себе будут причинять, от их ненависти к самим себе, от их фанатизма, от их отвращенья ко всем, кто мыслит и поступает иначе, чем они. Таковы интересные сведения, которые божество в порыве особой нежности пришло объявить человечеству. Это поселило такую радость в сердцах людей, что со времени прибытия на землю небесного гонца люди не перестают трепетать, проливать слезы, ссориться и драться друг с другом.

http://diary.ru/~losthope/?comments&postid=33830386

САМОУБИЙСТВО. Христианину запрещено посягать на свою жизнь, ему запрещено убить себя сразу. Но зато ему нисколько не возбраняется убивать себя постепенно. Напротив, такое поведение считается в высокой степени похвальным, и им можно заслужить кончину, благоухающую святостью; а если при этом сотворить десятка полтора чудес, то даже обеспечено место в календаре.

САМУИЛ — сварливый еврейский пророк, недостаточно усердно изучавший международное право по Гроцию и Пуффендорфу; он крошил на куски чужих государей, возводил на престол и свергал с него государей своего народа. Но в общем это был очень уютный человек, когда ему не возражали.

САН. Религия смиренного бога установила разные саны — эти чисто мирские отличия — для скромных служителей господа, которым была бы не к лицу скромная, нищенская жизнь, подобная той, какую вел сам господь во время своего пребывания на земле.

СБОР ДЕСЯТИНЫ. Право собирать десятину дано духовенству свыше. Апостолы, как всем известно, собирали ее в Иерусалиме. Впрочем, как нельзя более справедливо, чтобы люди работали в пользу бедного духовенства, которое доставляет богословскую пищу им, их женам и детям.

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ. Так как мы не в совершенстве знаем природу, ее средства и законы, то всякий раз, как наталкиваемся на непонятное для нас явление, должны кричать, что это — чудо, что мы имеем дело с чем-то сверхъестественным, исходящим от божества. Словом, сверхъестественно все то, чего мы не понимаем или что для нас непривычно. Так, например, говоря, что откровение, богословие, таинства сверхъестественны, мы признаем, что ничего в них не понимаем. Чудеса — проявление сверхъестественной силы, потому что мы не знаем, как творят чудеса. То, что сверхъестественно для мирян, вполне естественно для священников, которые отлично знают, как надо приняться за дело, чтобы творить сверхъестественные чудеса, особенно если миряне обладают достаточной наивностью, чтобы видеть чудеса и верить в них.

СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ — это государи, чиновники, стрелки и палачи, в руки которых церковь, озабоченная благом своих детей, предает всех тех, умертвить коих самой не позволяет ей нежное материнское сердце.

СВЕТСКОЕ. Светская власть преходяща и должна подчиняться власти духовной, которая вечна. Светское достояние церкви священно, ибо в руках духовенства оно становится вечным и божественным. Служители церкви лишь потому так рьяно отстаивают его, что оно принадлежит богу, который, будучи чистым духом, все же весьма дорожит преходящими светскими благами, без коих его духовные служители не могли бы существовать.

СВИДЕТЕЛИ. В обычной жизни, когда нам нужно обратиться к свидетелям, мы требуем, чтобы это были люди просвещенные, толковые, бескорыстные. Не то в области религии. Свидетелями, показания которых должны внушать нам веру в самые невероятные вещи, являются святые невежды, полоумные пророки, фанатические мученики, священники, которые припеваючи живут за счет нашего доверия. И все же мы верим этим свидетелям. Это ли не великое чудо?

СВОБОДА ВОЛИ. Человек свободен — иначе духовенство не могло бы проклинать его за грехи. Свобода воли есть небольшой подарочек, который бог в знак особого благоволения вручил роду человеческому. Благодаря этой свободе мы не в пример всем остальным животным и растениям обладаем способностью в любой момент погубить себя навеки, когда наша свободная воля не согласуется с волей всевышнего. Этот последний получает тогда приятный случаи наказать тех, кому он предоставил свободу приводить его в ярость.

СВОБОДА МЫСЛИ. Она должна строжайше подавляться. Священники получают плату за то, что думают, и верующие должны лишь копить денежки для тех, кто думает за них.

СВОБОДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ. Она не очень по вкусу духовенству. Деспотизм более выгоден для служителей господа. Если удалось взнуздать государя, то весь народ принужден покориться игу господа, которое, как известно, отличается необыкновенной легкостью.

СВЯТАЯ ВОДА. Язычники называли ее очистительной, но наше духовенство придает ей христианскую святость с помощью особых колдовских приемов, изложенных в волшебных книгах христианства, в так называемых требниках.

СВЯТАЯ ДЕВА — мать сына божьего и свекровь церкви. Она была духовно осенена богом-отцом, который, будучи чистым духом, не заключил с ней брака, ибо ясно, что для этой церемонии нужно тело.

СВЯТОЙ ДУХ — третий из богов, из которых состоит единое божество христиан. Функция его заключается в том, чтобы осенять благодатью священников и пребывать среди них всегда, когда он им нужен. По мнению плотских людей, святой дух частенько обнаруживает порядочную бездушность.

СВЯТОЙ КОВЧЕГ. Так называется касса духовенства. Бог шуток не любит, когда дело касается шкатулки его супруги; в шкатулке, как известно, хранятся драгоценности общины. Государи, которые часто находятся близко от этого соблазнительного места, были бы иногда не прочь запустить туда руку, если бы их не удерживала вера; но, принявшись за дело как следует, они без особого риска могли бы попытать счастья; бог, которому иногда приходится вздремнуть, ни слова не говоря, дал бы им унести денежный сундук.

СВЯТОТАТСТВО — ужасное слово, придуманное духовенством для обозначения страшною преступления, совершенного теми, кто прикасается к священным предметам. Все, что вредит духовенству, вредит богу, который шуток нет любит. Отсюда следует, что похитить что-нибудь у бога, который ни в чем не нуждается,—более гнусное преступление, чем обворовать бедняка. Чем богаче тот, у кого похищают, тем преступнее похититель. Следовательно, тот, кто украл у бога или его священников, заслуживает сожженья на костре; кто украл у богача, должен быть повешен; а кто обворовал бедняка, тому обычно бояться нечего.

СВЯТЫЕ — весьма полезные для народов герои, которых за то, что они усердно молились, предавались посту и самобичеванью и кричали, верующие окружили ореолом бессмертия и поместили в святцы. Чтобы сделаться святым, надо быть в достаточной мере бесполезным и неудобным для себя самого и для других.

СВЯТЫНЯ. Все немирское священно. Святыней называется то, что духовенству выгодно объявлять неприкосновенным для мирян. Сюда относятся: личности священников, их имущество, их права, прорицания и постановления. Бог строго карает того, кто посягает на эти святыни.

СВЯЩЕННИКИ. Во всех религиях мира это избранники бога, которых он сам поселил на земле, дав им в руки необыкновенно выгодное ремесло, состоящее в даровом распределении страхов и платном распределении надежд. Во взгляде на божественное происхождение своего ремесла у духовенства всех религий царит трогательное единодушие.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ — то же, что библия. Это сборник, спустившийся с неба нарочно для того, чтобы священники нашли в нем все, что им нужно. В этом сборнике содержится все, что христианин должен знать и делать, но, чтобы понять его, нужно прочесть миллион томов богословских комментариев и толкований.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ — это сословие, объявившее себя священным и распространившееся по всем странам для блага наших душ. Функция священнослужителей на этом свете — твердить нам о том свете, преследовать разум, изобретать и преподносить нелепые сказки, выводить из себя тех, кто отказывается им верить, и получать хорошее вознаграждение за свои великие услуги человечеству. Религии сильно отличаются друг от друга, но сословие священнослужителей повсюду одно и то же, что бесспорно указывает на божественность его происхождения.

СВЯЩЕНСТВО. Из всех таинств оно самое полезное для церкви, так как без всяких усилий размножает колено левитов, столь необходимое для нашего духовного благополучия. Налагая свои священные лапы на череп мирянина, епископ заставляет снизойти на себя дары святого духа и особенно право раздавать эти дары другим смертным.

СЕКТЫ — различные ветки, отходящие от ствола той или другой религии. Ствол называется господствующей религией; он то и дело потрясает своими ветвями, отчего порой и сам шатается. Впрочем, ствол этот растет на песке, и если бы государи его не поддерживали, он неминуемо рухнул бы.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — святотатственное действие мирской политики, в силу которой богатства церкви отнимаются у духовенства и передаются в руки государей-еретиков. Это возбуждает негодование католической церкви, так как наносит удар священной политике пресвятейшего отца.

СЕМИНАРИИ — священные заведения, в которых под наблюдением епископа разводят будущих слуг божиих и где эти последние с молодых лет знакомятся с ценой небесных товаров, коими в свое время будут торговать.

СЕПТУАГИНТА. Так называют семьдесят двух боговдохновенных евреев, заставивших святой дух говорить по-гречески и часто противоречить тому, что он говорит по-еврейски или по-латыни. Их творение упражняет нашу веру и критические способности учителей церкви.

СИЛА — добродетель, необходимая для поддержания веры и процветания церкви. Для духовенства она состоит в том, чтобы всеми средствами принуждать строптивых мыслить так, как мыслит оно. Для мирян она состоит в том, чтобы всячески противиться указаниям тлетворного здравого смысла и стойко нести ярмо, возложенное на них служителями господа.

СИМВОЛ ВЕРЫ — краткий перечень тех невероятных вещей, в которые должен верить христианин под страхом вечного проклятия. Если только он твердо верит в свои символ веры, в постановления святых соборов, в мнения отцов церкви и бесконечных толкователей, то избежит всякого шатания в вере.

СИМОНИЯ — недозволенная торговля дарами святого духа. Служители господа остерегаются их продавать; как господин Журдэн, они дают их за деньги. Бесплатно у римской церкви можно получить лишь уголь и дрова для востра.

СИНАГОГА — первая супруга небесного отца. Он женился на ней, когда еще был евреем, но она до такой степени его донимала, что ей назло он сделался христианином и женился вторично, взяв себе в жены церковь. Говорят, что он мало выиграл от этой перемены.

СКАЗКИ. То, что рассказывают все религии, какие только есть на свете, не что иное, как детские сказки. Лишь рассказы библии правдивы от начала до конца. Кого не прельщает перспектива быть навеки ввергнутым в печь огненную, пусть откажется от всяких сомнений на этот счет.

СКАМЬИ — деревянные сиденья, на которые богословы опускают свои священные задницы и которые они часто кидают друг другу в голову во время своих дружественных и изысканных бесед, посвященных вопросам религии.

СКУПОСТЬ — смертный грех в мирянах, которые должны обнаруживать щедрость по отношению к церкви. Что же касается самой церкви, то ей щедрость вовсе не к лицу, все богатство принадлежит ее супругу, который рассердился бы на жену, если бы она вздумала быть слишком доброй по отношению к мирянам,— этих мерзавцев отнюдь не следует баловать.

СЛАВА БОЖИЯ. Нет сомнения в том, что богу свойственна чисто испанская гордость. Его служители не перестают твердить нам об этом. Они ставят мир вверх дном исключительно во славу божию. И они поступают совершенно правильно, так как ведь бог создал Вселенную для своей славы, которая всегда совпадает со славой духовенства.

СЛАСТОЛЮБИЕ — смертный грех, о котором бог и слышать не хочет. По особой милости священники и монахи свободны от него; в нужный момент благодать осеняет их. Распутный монах — существо, которого нет в природе, которое представить себе нельзя. Известно, впрочем, что священникам разврат не запрещен.

СЛЕПАЯ ВЕРА. Истинная вера всегда слепа; она совпадает с верой простака. Она требует, чтобы католик с завязанными глазами шел за господином кюре, протестант — за пастором, мусульманин — за муфтием.

СЛОВА. В обычной жизни служат для обозначения реальных предметов, которые существуют и которые мы знаем, но в богословия .задача слов — обозначать другие слова.

СЛОВО — это платоновский логос, божественная мудрость, вечный разум, из чего наши богословы сделали бога, или, если угодно, человека. Таким образом, мы твердо верим в то, что божественный разум превратился в человека, чтобы принести свет знания людям и, главным образом, чтобы сообщить им, что божественный разум создал их существами неразумными и что их духовенство всегда право.

СЛОВО БОЖИЕ — непогрешимые прорицания, которые в каждой религии духовенство преподносит от имени всевышнего. Бог имеет тактичность никогда не отрекаться от них. Молчание — знак согласия, и бог всегда согласен с тем, что говорят его священники. По мнению христиан, слово божие — обоюдоострый меч. Это правда: с какой бы стороны ни взяться за него, рискуешь обрезаться.

СЛУЖКА — обыкновенно церковник с довольно грубыми манерами, который во время богослужения идет впереди священника, расчищает перед ним путь, отстраняет невежд, которые могли бы ему помешать при исполнении его священных обязанностей. Государи часто являются лишь служками духовенства.

СМЕРТОУБИЙСТВО. Мирянин, совершивший Это преступление, подлежит обычному суду, духовное лицо — привилегированному. В некоторых странах духовенство пользуется правом грабить и убивать, не считаясь с правосудием. Впрочем, известно, что церковь свыше получила право убивать еретиков и врагов веры или, по крайней мере, право поручать это дело мирянам, так как сама она гнушается кровопролитием.

СМЕРТЬ — возмездие за грех. Если бы не произошло грехопадение Адама, не умирали бы ни люди, ни деревья, ни собаки. Все деревья согрешили в лице дерева, которое несло на себе запрещенный плод; все животные согрешили в лице змия-соблазнителя; все люди согрешили в лице Адама, и вот почему люди, животные и растения обречены на смерть. Но утешимся: для христиан смерть есть вступление в настоящую жизнь и прекрасный источник доходов для наших священнослужителей, извлекающих из мертвых не меньшую выгоду, чем из живых. Священных воронов сильнейшим образом привлекает трупный запах.

СМЕХ. Набожный христианин должен быть серьезен, как осел, когда его чистят скребницей. Иисус Христос никогда не смеялся. Какой тут может быть смех, когда ежеминутно христианин может упасть в котел, подогреваемый божеством для тех, за чей счет оно собирается смеяться в течение вечности. Только священникам разрешается смеяться в бороду над теми, кого они обобрали.

СМИРЕНИЕ — христианская добродетель, подготовляющая к вере. Она особенно выгодна духовенству, чье мнение всегда нужно предпочитать своему собственному. Добродетель эта состоит в том, чтобы презирать себя и бояться заслужить уважение окружающих. Ясно, что добродетель эта способствует воспитанию крупных личностей. В церкви все дышит смирением: епископы смиренны, иезуиты смиренны, кардинал не ставит себя выше монастырского привратника, папа смиренно возносится над всеми государями, и государи смиренно повинуются швейцару райской обители.

СНЫ. Христианская религия запрещает нам верить в сны, хотя им придается большое значение в Ветхом завете. Зато она разрешает нам верить в фантазии, и святая церковь пришла бы в сильное негодование, если бы мы отказались верить в фантазии ее священников.

СОБОРОВАНИЕ — таинство, весьма полезное для того, чтобы наводить ужас на умирающих. Оно состоит в смазывании пяток тех, кто приготовился отправиться на тот свет.

СОБОРЫ — торжественные собрания епископов, имеющие целью соглашение со святым духом (который всегда на стороне сильного) по догматическим и церковно-административным вопросам. На соборах исправляется, толкуется и изменяется слово божие и устанавливаются, впредь до новых постановлений, члены символа веры, вне коей для человечества нет спасения.

СОВЕРШЕНСТВО. В христианской религии оно состоит в том, чтобы усердно молиться, соблюдать посты, предаваться бессмысленным грезам и вести жизнь святого филина. Совершенный христианин вменяет себе в обязанность быть ни к чему не годным на этом свете, который не более как переход к загробному миру. Миряне существуют лишь для того, чтобы щелкать зубами, глядя, как духовенство объедается за их счет.

СОВЕСТЬ — это оценка, которую мы в своей собственной душе даем своим поступкам; совесть простых смертных руководится разумом, совесть же христиан управляется верой, рвением, послушанием святым отцам. Отсюда следует, что совесть набожного человека часто заставляет его быть дурным и даже вносить смуту в общество.

СОГЛАСИЕ. Оно всюду царит среди христиан и особенно среди христианских богословов; неоспоримейшее доказательство божественного происхождения христианства заключается в том неизменном согласии, которое господствует среди его учеников. Вот вечно живое чудо, ошеломляющее наш разум!

СОДЕЙСТВИЕ БОЖИЕ. Господин Вурсье полагает, что, прежде чем человек совершит какой-нибудь поступок, бог понуждает его поступить так, как это соответствует его свободной воле. Вмешиваться в последнюю божеству не разрешается: такое вмешательство могло бы обесценить хорошее поведение человека.

СОДЕРЖАНИЕ ПРИХОДСКИХ СВЯЩЕННИКОВ. Князья христианской церкви мудро установили, что мелкая церковная сошка, работающая в вертограде господа, не должна иметь средств к существованию. Приходский священник обычно должен довольствоваться тремястами ливров в год. Отсюда видно, что епископы, торгующие верой оптом, сами не слишком высоко оценивают товар, который они пускают в розничную продажу для верующих через духовных лавочников.

СОЗЕРЦАНИЕ — очень полезное занятие, особенно если нечего делать. Несомненно, бог высоко ценит людей, все время занятых постройкой воздушных замков; да и общество получает не малую пользу от этого строительства.

СОКРУШЕНИЕ СЕРДЕЧНОЕ — богословский термин для обозначения огорчения христианина по поводу содеянных им грехов и могущей последовать вслед за этим кары. По мнению иезуитов, этого огорчения достаточно, чтобы умилостивить бога; янсенисты же придерживаются другого мнения. Несомненно, что когда-нибудь мы узнаем от бога, кто из них был прав.

СОЛОМОН. Он был самым мудрым из царей. От самого бога получил он мудрость и поэтому был еще большим развратником, чем его батюшка, который в этом отношении тоже был не дурак. Окруженный тысячью своих жен, этот мудрый государь весьма мудро вопил о том, что все — суета.

СОМНЕНИЯ — маленькое беспокойство, которое духовные вожди нарочно поселяют в набожных душах, чтобы иметь удовольствие рассеять его. Сомнения должны относиться лишь к церковным обрядам; поступки, вредные обществу, никаких сомнений возбуждать не должны, так как они очень слабо затрагивают совесть набожного человека.

СОРБОННА — государственная фабрика знатоков богословия, которыми она из года в год обогащает Францию. Они выходят оттуда вооруженными с головы до ног. Им довольно десяти лет, чтобы усвоить себе все, что необходимо для духовного спасения народов которых им предстоит наставлять в делах веры.

СОСУДЫ. Все люди — сосуды, или горшки; это утверждает и святой Павел. Но одни из них — сосуды, которые бог ставит у себя на камин, чтобы украсить свое жилище, а другие — ночные горшки, которые он то и дело дает обжигать и прочищать , после того как сам загрязнил.

СОТВОРЕНИЕ МИРА — непостижимый акт всемогущего бога, сотворившего из ничего все, что мы видим. Безбожники отрицают возможность такого акта, но они лишены веры; богословы неопровержимо докажут им, что чисто ничто в состоянии сжечь дотла Вселенную; церковь продемонстрирует им, как из ничего можно делать золото. Отсюда ясно, что духовенство, подобно всевышнему, обладает способностью творить. Кто не знает, что священник Нидгэм умеет делать живых угрей?

СОЮЗЫ. Бог, одно из свойств которого — неизмеримость, заключил два союза с людьми. Первый, в вечности которого он поклялся, уже давно потерял свою силу; второй, по всей видимости, будет существовать до тех пор, покуда это будет угодно богу или духовенству или же королевскому двору.

СПИСОК БЕНЕФИЦИЙ — барометр веры французского духовенства. В последнее время он подвержен некоторым колебаниям. По отношению к термометру веры он при дворе всегда на точке замерзания.

СПОРЫ БОГОСЛОВСКИЕ — важные распри, которые время от времени, во славу бога и для развлечения его супруги, возникают между непогрешимыми органами божественной води. Ввиду того что все они равно непогрешимы, они не всегда могут столковаться. Споры эти в высшей степени полезны церкви: когда разногласия касаются лишь формы, сущность остается незатронутой. Желательно, чтобы государи вмешивались в эти споры; это придает вес последним и быстро приканчивает их.

СРАМ — это то, что наталкивает на грех. Служители господа никогда не срамятся; было бы срамом обвинять их в чем-нибудь срамном. Лишь люди неверующие могут считать срамом поведение срамных священников. Когда мы видим, как срамится священник, мы должны выколоть себе глаза, как советовал сын божий.

СТАРИНА. В старину никогда не ошибались. Давность есть непреложное доказательство правильности любого мнения, любого обычая, любого обряда и т.д. Весьма важно не делать никаких нововведений: старые башмаки удобнее новых, они никогда не жмут. Духовенство никогда не должно изменять там принципам поведения, которые оно однажды усвоило. Чем старше церковь, тем более привержена она ко всякому вздору.

СТЕРКОРАНИСТЫ — сторонники абсурдного мнения, что хлеб евхаристии, пресуществленный в бога, может быть извергнут кишечником. Богословы долго спорили о том, что делается с пресуществленным богом; теперь, наконец, установили, что одному только богу известна дальнейшая судьба принятой во внутрь евхаристии.

СТОЛПОТВОРЕНИЕ ВАВИЛОНСКОЕ — притча или аллегория, с помощью которой библия, по всей вероятности, хотела пророчески охарактеризовать богословие и дать понять, что все те, кто захочет подняться до самого бога и рассуждать об его сущности, будут понимать друг друга не лучше, чем понимают друг друга готтентот и француз, бретонец и швейцарец, приходский священник и его сеньор, молинист и янсенист.

СТРАСТИ — движения, необходимые для сохранения человеческого рода и присущие его природе с тех пор, как первородный грех развратил ее. Не произойди эта достопамятная глупость, мы ничем не отличались бы от полена и камня и, следовательно, пребывали бы в полном блаженстве. Христианин должен иметь только те страсти, которые ему внушены его духовенством.

СТРАСТИ ГОСПОДНИ — жалостная повесть о боге, который по своей доброте дал себя бичевать и распять, чтобы искупить род человеческий. Всякий раз, как в великий четверг старые бабы и набожные ханжи слушают эту повесть, их расстраивает мысль о своем искуплении.

СТРАХ — начало всякой премудрости. Никогда разум не работает лучше, чем когда он объят страхом. Трусы — самые по полезные для церкви люди; если бы человечество сделалось вдруг мужественным, духовенство пришло бы в полное отчаяние.

СТРАШНЫЙ СУД. Когда небесному отцу окончательно наскучат все глупости, которые при его попустительстве или с его разрешения совершают его создания, им же наделенные неразумием, он соберет всех людей вместе в долине Иосафатовой и потребует у них отчета во всех содеянных ими глупостях, словно не имеет понятия о последних. После этого — так ходит слух — он навеки закроет свою лавочку, и мир навсегда лишится богословов и богословия в наказание за то, что не сумел извлечь из них большей пользы. Страшному суду будет предшествовать суд, на котором каждый человек в отдельности должен будет отчитаться перед всеведущим богом в тех поступках, которые могли остаться неизвестными божеству.

СТРОГАЯ ЖИЗНЬ. Она достигается с помощью множества искусных приемов, которые христиане изобрели, чтобы мучить себя и тем самым доставлять удовольствие всеблагому богу. Его всегда радует набожный дух, проникающий эти изобретения его дорогих чад. Значение этих безрассудных приемов заключается еще в том, что они заставляют широко открывать глаза тех, кому приходится присутствовать при их применении; они кажутся весьма мудрыми тем, кто обладает простодушной верой.

СУЕВЕРИЕ — это всякая религия и каждый религиозный обряд, к которым мы не привыкли с детства. Культ, который обращен не к истинному богу, ложен и суеверен. Истинный бог — это бог нашего духовенства, истинный культ — это культ, принятый нашими священниками, к которому они нас приучили с раннего детства. Все остальные культы — не что иное, как смешное и нелепое суеверие.

СУЕТА. Все на этом свете суета, кроме богословия. Лишь на том свете мы обретем нечто прочное; там убедимся мы в прочности возведенного духовенством здания. Впрочем, его земная кухня представляется мне тоже довольно солидным учреждением.

СХИЗМАТИКИ. В глазах католиков это христиане, отказывающиеся признать папу главой церкви. Эта дурни не понимают, что святой Петр, который был папой, а впоследствии сделался привратником рая, захлопнет перед ними дверь блаженной обители. Не следует ссориться с швейцаром дома, в котором хочешь быть принят.

СХОЛАСТИКА — важная составная часть богословия; это искусство аргументировать слогами, придуманными для затемнения понятий и для того, чтобы мешать нам слишком ясно видеть путь спасения.

СЫН БОЖИЙ — не что иное, как сын человеческий; сын человеческий — не что иное, как бог, его отец; а бог-отец — не что иное, как его сын и святой дух. Все это может показаться галиматьей лишь тем, кто лишен веры; для Сорбонны тут все ясно, как день.

СЫНОВНЯЯ ЛЮБОВЬ. Такую именно любовь, смешанную с чувством страха, должен испытывать каждый христианин по отношению к довольно капризному богу — своему папаше и по отношению к святой церкви — своей мамаше, принадлежащей к породе нестерпимейших кумушек.

ТАИНСТВА — священные знаки и обряды, с помощью которых служители бога спускают с неба тяжелый груз духовной благодати на души верующих и переводят деньги из мирских карманов в свои собственные. Некоторые из христиан насчитывают семь таинств, другие считают это число преувеличенным. Последние, разумеется, неправы: где дело идет о божественной благодати, трудно преувеличить.

ТАИНСТВЕННЫЙ СМЫСЛ. Богословы часто находят таинственный смысл в тех местах писания, которые кажутся совершенно лишенными смысла людям, неспособным по недостатку веры возвыситься до божественного путем отречения от разума.

ТАЙНЫ. Тайнами называется то, чего нельзя понять, но во что нужно безусловно верить, а это легко дается тем, у кого есть вера. Милосердный бог, наскучив невежеством людей, решил просветить их. Он нарочно спустился со своего престола, чтобы преподать человечеству совершенно непонятные для последнего истины. Всякий раз, как в области религии вы натолкнетесь на что-нибудь такое, что противоречит здравому смыслу и чего священники не могут объяснить, скажите, что это тайна. В этом приеме — секрет церкви.

«ТЕБЕ БОГА ХВАЛИМ» — духовная песнь, которую христианские государи заставляют петь в храмах всякий раз, когда им удалось перебить большое количество христиан; таким способом они благодарят бога за дарованную им милость и за то, что погубили множество своих подданных.

ТЕЗИСЫ. Так в богословии называют публичные и торжественные прения, в которых молодые богословы показывают свое искусство, нанося друг другу удары в голову с единственной целью демонстрировать доброкачественность своего помазания, т.е. своей веры. Эти прения заменили у христиан олимпийские игры греков, военные упражнения римлян и беседы философов, которые были лишь язычниками и невеждами в богословских вопросах.

ТЕМНА ВОДА В ОБЛАЦЕХ. См. Библия, Оракулы, Богословие.

ТЕОКРАТИЯ — великолепная форма правления, изобретенная Моисеем для нужд колена левитова, при которой бог есть единственная верховная власть и, следовательно, его возлюбленные священники являются владыками тел и душ человеческих. Эта божественная форма правления должна была бы существовать повсюду, а в особенности в христианских государствах, где государи должны были бы служить холопами духовенству.

ТЕПЛОВАТОСТЬ — преступное равнодушие к вопросам и предметам, которые должны заполнять все внимание христиан. Такое равнодушие может привести к терпимости. Христианин должен гореть рвением. Бог не выносит тепловатых, они портят настроение его супруге, которая терпеть не может оцепенелых и робких поклонников.

ТЕРПЕНИЕ — общечеловеческая и христианская добродетель, состоящая в том, чтобы переносить бедствия, которые мы не можем или не дерзаем предотвратить. Бог возложил на духовенство задачу испытывать терпение государей, обычно отличающихся своеволием и легко теряющих терпение.

ТЕРПИМОСТЬ — нечестивый и противный видам духовенства образ мыслей. Он может быть усвоен лишь недостаточно ревностными христианами, которые предают интересы церкви, полагая, что можно каждому предоставить свободу по-своему фантазировать о предметах, для всех равно непонятных. Церковь, знающая свои интересы лучше, чем кто бы то ни было, никогда не проявляла настоящей терпимости. Всегда и повсюду секты ненавидят, преследуют, уничтожают друг друга, и мы можем надеяться, что так будет продолжаться до скончания веков, если церковь просуществует до того времени.

ТИАРА — тройная корона, которую имеет право носить только один папа в знак полноты своей власти над небом, землей и чистилищем.

ТИРАН. На языке простых смертных, это — государь, угнетающий общество, вместо того чтобы управлять им. На языке религии тиран — это государь, который не мыслит по указке духовенства, не исполняет всех его требований, имеет дерзость противиться его святой воле, если она, по мнению государя, противоречит благу государства. Над интересами государства стоят священные права духовенства.

ТОЛКОВАТЕЛИ — святые крючкотворцы, к услугам которых прибегает церковь, когда дела ее сильно запутываются. При помощи безмозглых вымыслов им обычно удается выиграть процесс у здравого смысла.

ТОНЗУРА — священная операция, проделываемая над волосами мирянина, который желает присоединиться к духовенству, т. е. начать жить за счет других. Смысл этой церемонии заключается в том, чтобы указать, что отныне деятельность посвящаемого будет заключаться в стрижке сограждан, если бог даст ему хорошие ножницы.

ТОРГОВЛЯ. Заниматься торговлей священникам и монахам запрещено; однако они вполне законно могут получать кое-какой барыш от продажи редких товаров, доставляемых им с того света. Во Франции они наживают на этой операции сто миллионов на ноль, а это довольно хорошее помещение капитала. Как известно, Иисус Христос изгнал продавцов из храма; по всей вероятности, это были негодные миряне, которым он хотел дать понять, что лишь духовенству пристало превращать дом господний в лавочку.

ТРЕБНИК — сборник молитв, написанных изящной латынью, который церковники, обладатели бенефиций, должны ежедневно читать вслух, чтобы заработать себе хлеб насущный; не будь у них этого занятия, они были бы бесполезны обществу.

ТРОИЦА — неизреченная тайна, полученная христианами от Платона и входящая в символ веры нашей святой религии. В силу этой тайны бог состоит из трех лиц, а три бога составляют одно единственное божество. Догмат троицы может показаться нелепым лишь тому, кто не понимает Платона. Этот «отец» церкви измыслил три способа рассматривать божество; из его могущества наши святые учители сделали отца с почтенной бородой; из разума — сына, происшедшего от отца и распятого, чтобы умиротворить его гнев; из доброты — святой дух, который превратился в голубя. Вот и вся тайна.

ТРУД. Священники существуют здесь, на земле, не для того, чтобы трудиться, подобно мирянам. Их труд духовен и, следовательно, требует большого напряжения. Он состоит в том, чтобы фантазировать, говорить, спорить и петь на благо ворочающих своими руками. Ввиду того что труд этот очень полезен, он обычно очень хорошо оплачивается. Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно. См. Трутни, Вампиры, Монахи, Священники.

ТРУТНИ — ленивые и зловредные насекомые, отнимающие у пчел их мед и вносящие смуту в улей, где все заняты работой. См. Десятина, Священники, Монахи, Вампиры.

ТЯЖБА. Хороший христианин никогда не должен вести тяжб; он должен отдать кафтан и штаны тому, кто хочет взять у него фуфайку. Духовные лица никогда не сутяжничают; нет ничего приятнее, как иметь с ними дело.

УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ. Она создается вескими доводами и неопровержимыми доказательствами, заставляющими нас поверить чему-нибудь. К религии, к вере приводят слова приходского священника, невежество, привычка и особенно страх навлечь на себя неприятности.

УБЕЖИЩЕ (право убежища). В некоторых истинно христианских государствах церкви и монастыри пользуются правом давать пристанище ворам, бродягам и убийцам и спасать их таким образом от десницы правосудия — обычай весьма полезный обществу и делающий служителей церкви близкими сердцу всех негодяев.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ. Иисус Христос своей смертью удовлетворил отца; благодаря этой смерти люди освобождены от долгов. Между тем бог продолжает требовать, чтобы ему платили. Это показывает, что божественная справедливость не считает погашенными долги, на которые она сама выдала расписку.

УЕДИНЕНИЕ. Хорошему христианину рекомендуется жить в уединении, что развивает сварливость, необщительность и разжигает воображение. Жизнь в обществе нас портит, вредит нашему спасению, мешает погружаться в созерцание святых истин, которые мы никогда не сможем понять.

УЛЬТРАМОНТАНЫ — это те, которые живут по ту сторону гор. Янсенисты полагают, что их надо отправить по ту сторону мостов, что не слишком сильно огорчило бы итальянцев.

УМЕРЩВЛЕНИЕ ПЛОТИ. Состоит из целого ряда остроумных приемов, посредством которых набожные христиане исподволь изводят себя или делают свою жизнь невыносимой. Ясно, что всеблагой бог дал нам жизнь и здоровье лишь для того, чтобы мы мало-помалу разрушали их. Убить себя сразу строжайше запрещено; это лишило бы бога удовольствия вволю наглядеться на наши страдания.

УМИРАЮЩИЕ. Если от больных и умирающих обществу уже мало пользы, то церковь, наоборот, извлекает из них немалую выгоду: она добивается щедрого распоряжения тем, чего нельзя унести с собой в могилу. Наиболее блестящие из своих побед духовенство одерживает у одра смерти: часто неверующие, умирая, сами признают свои заблуждения; они поддаются доказательствам, которые страх и слабость, физическая и духовная, находят неопровержимыми. Истины религии лучше постигаются теми, кто не в состоянии рассуждать.

УНИВЕРСИТЕТЫ —учреждения, весьма полезные духовенству и мудро препорученные заботам его членов, которые плодотворно работают над тем, чтобы воспитать очень набожных, очень фанатичных, очень безмозглых граждан, совершенно бесполезных обществу, но в высшей степени полезных духовенству.

UNIGENITUS. Этим словом начинается интересная булла святейшего отца, которая вот уже пятьдесят лет приводит Францию в веселое настроение. Эта булла в высшей степени благоприятно отозвалась на торговле бумагой: благодаря ей появилось на свет двести тысяч тайных приказов об аресте и бесчисленное множество пастырских посланий и назидательных статей, коими просвещались торговки селедкой и которые давали пищу болтовне придворных благочестивых кумушек.

УТЕШЕНИЕ. Христианская религия является источником безграничного утешения для верующих. Она облегчает им страдания и муки этой жизни, уча их тому, что они имеют дело с добрым богом, который в этом преходящем мире карает их для их же блага и который в силу божественной нежности мог бы вздумать вечно их поджаривать, что весьма утешительно для людей зябких.

УШИ — необходимые для христианина органы, так как через них входит вера. Fides ex auditu, как сказал св. Павел. См. Ослы, Воспитание, Попугаи


ФАМИЛИАРЫ. Так называют в Испании и в Португалии лиц хорошего общества, которые из смирения служат святой инквизиции в качестве шпионов и доносчиков.

ФАНАТИЗМ — святое исступление, или священная зараза, охватывающая христиан, у которых сердце кипит, а мозг бездействует. Эта болезнь входит через уши. Против нее равно бессильны здравый смысл и насильственные меры воздействия. Наилучшее лечение — бульонами, ваннами и разумными развлечениями.

ФАТАЛИЗМ — чудовищная система, подчиняющая необходимости все, что происходит в мире, управляемом неизменными велениями бога, помимо воли которого ни один волос не упадет с головы. Если бы в самом деле все было необходимо, пришлось бы распрощаться с учением о свободе человеческой воли, и духовенство потеряло бы почву из-под ног, так как не могло бы обрекать людей на вечные муки за их проступки.

ФЕТИШИЗМ — религиозное поклонение материальным и неодушевленным предметам, уместное лишь по отношению к истинному богу; переносить его на другие вещества есть грех, за исключением того случая, если истинному богу придет фантазия превратиться в вафлю или вафлю превратить в себя. Тогда дело изменится.

ФИЛОСОФЫ — люди, преданные мудрости и здравому смыслу, а следовательно, негодяи, воры, мошенники. Люди, ненавистные церкви, которых общество должно сжигать на кострах. Эти мерзавцы имеют наглость предупреждать людей, что у них вытаскивают кошельки здесь, на земле, заставляя поднимать глаза к небу. Эта статья принадлежит г. Палиссо и адвокату Моро.

ФИНАНСОВЫЕ ЧИНОВНИКИ. Они соответствуют мытарям Нового завета. Все они, за исключением казначея духовенства, обречены на вечную гибель, если только милосердные священнослужители не освободят их от части нечестивого маммона.

ФРАНЦИСКАНЦЫ — нищенствующие монахи, которые в течение пяти веков прославляют церковь своей умеренностью, своим целомудрием и своими неопровержимыми аргументами. У них нет собственности; даже их похлебка, как известно, принадлежит папе.

ХАНЖЕСТВО — средство, с помощью которого легко добиться преуспеяния, привлекши духовенство на свою сторону. Ханжи оказывают большие услуги делу господа; они защищают его с гораздо большим рвением, чем искренне набожная чернь, в которой слишком много простаков. Эта статья принадлежит маркизу де Помпиньяну.

ХРИСТИАНИН — овечка божия, простак, чистосердечно убежденный, что твердо верит в невероятные вещи, внушенные ему священником, особенно если ему никогда не приходилось о них размышлять. Так, например, он верит в то, что тройка равна единице, что бог принял образ человеческий, что он был распят, что он воскрес, что духовенство никогда не лжет и что те, кто не верит священникам, будут навеки прокляты.

ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ. Она гораздо выше светской, или философской, морали, ей противоположной. Она состоит в том, чтобы быть набожным, молиться, верить, пребывать в унынии, в злобе, в праздности. Наоборот, светская мораль предписывает быть справедливым, деятельным, благожелательным и добрым. Отсюда следует, что вне христианской религии не может быть никакой нравственности на земле.

ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Оно состоит в том, чтобы рассказывать священные басни воспитанникам и всячески подавлять их здравый смысл. Право вести эту благотворную деятельность принадлежит исключительно духовенству, и оно имеет возможность приводить народы в состояние тупости, которого требуют его интересы.

ХРИСТИАНСТВО — религиозная система, приписываемая Иисусу Христу, но в действительности изобретенная Платоном и св. Павлом, усовершенствованная отцами церкви, соборами, комментаторами и время от времени исправляемая церковью для спасения человеческих душ. Со времени возникновения этой божественной религии народы стали разумнее, просвещеннее и счастливее, чем были раньше; с той поры человечество не знает раздоров, смут, массовых убийств и пороков, а это неопровержимо доказывает, что христианство — божественного происхождения, что надо быть нечестивцем, чтобы бороться против него, и безумцем, чтобы сомневаться в его истинности.

ХРОНОЛОГИЯ. Святой дух точно определил в библии время создания Вселенной. Но он сбивается в ртом вопросе и указывает разные даты, в зависимости от того, говорит ли он по-еврейски, по-гречески или по-латыни, Он делает это нарочно, чтобы испытывать пашу веру и доставлять развлечение господину Сусье и господину Ньютону.

ЦАРЕУБИЙСТВА — материнские наказания, которые церковь применяет иногда по отношению к государям, проявившим мало почтения к ее служителям. Аод, св. Фома и отец Бузенбаум доказали, что убивать тиранов — вещь самая законная. См. Тиран. Миряне возмущаются цареубийствами, совершенными по приказанию церкви. Знают ли эти невежды, что у древних римлян родители имели право убивать своих детей?

ЦАРСТВО БОЖИЕ. Оно не от мира сего. Так сказал сам Христос, но это не из удачных его изречений. В сущности говоря, здесь, на земле, должны были бы царить лишь священники, но — увы! — маловерие государей часто нарушает их святые планы. Если бы мы обладали достаточно сильной верой, государи были бы верными слугами духовенства.

ЦЕЛОМУДРИЕ — добродетель, свято соблюдаемая монахами и монахинями Италии, Испании и Португалии, пострижением навсегда освободившими себя от похоти, свойственной простым смертным.

ЦЕНЗУРА — позорящий отзыв, даваемый богословами лицам либо книгам, которые не имеют счастья понравиться им или противоречат их непогрешимым идеям. Мы отнюдь не думаем, что наш словарик навлечет на себя такой отзыв.

ЦЕРЕМОНИИ — телодвижения, строго регламентированные духовенством и имеющие целью доставлять богу удовольствие; их значение так велико, что лучше дать целому народу погибнуть от огня и железа, чем внести в них самое незначительное изменение. См. Обряды>.

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ — наука, весьма полезная для лиц духовного звания, но крайне вредная для мирян, которые, будучи не всегда достаточно крепкими в вере, могли бы смутиться благочестивыми безобразиями служителей господа.

ЦЕРКОВНИКИ — родовое понятие, включающее в себя всех христиан, посвятивших себя служению богу или чувствующих призвание жить, не работая, за счет негодяев, проводящих жизнь в труде.

ЦЕРКОВЬ — супруга Иисуса Христа. Она держит под башмаком мужа, благодушного малого, который ни во что не вмешивается в на все согласен, лишь бы дома было тихо. И в самом деле, супруга — женщина не легкая; подчас она применяет к своим детям такую суровость, которую папаша никак не мог бы одобрить, если бы имел смелость сказать свое слово.

ЧЕЛОВЕК. По обычному определению человек есть животное из плоти и крови, которое ходит на двух ногах, чувствует, мыслит, рассуждает. Но, по мнению евангелия и Жан-Жака Руссо, человек не должен ни чувствовать, ни мыслить, ни рассуждать; ему бы даже следовало ходить на четвереньках, чтобы священникам было легче ездить на нем верхом.

ЧЕРСТВОСТЬ. Служителям церкви часто ставят в упрек душевную черствость. Но ведь она — плод высокой добродетели. Хороший христианин должен быть вполне бесчувственным. Он может стать совершенным священником лишь в том случае, если от всеблагого господа получит медный лоб и железное сердце. После сытного обеда ему не должно быть дела ни до кого на свете. У одра умирающих особенно ярко проявляется стоицизм священнослужителей.

ЧИСТИЛИЩЕ — печь с отраженным пламенем, в котором для удовольствия католического духовенства бог поджаривает в течение некоторого времени, ограниченного его справедливостью, души тех, кого он желает окончательно очистить. Однако его духовенство вносит сюда поправку; оно заставляет бога быстро выпустить души тех, которым оно как следует очистило карман.

ЧУДЕСА — сверхъестественные явления, т.е. такие, которые противоречат мудрым законам, предписанным природе неизменным божеством. Если иметь веру, можно творить чудеса сколько угодно. Когда вера слабеет, перестаешь видеть чудеса, и в природе все идет помаленьку, своим чередом.

ШАРЛАТАНЫ — искренние друзья человечества, помышляющие лишь об его благе. Шарлатаны бывают духовные и светские. Последние — негодяи, первые же — честные люди, практикующие с разрешения короля и святейшего врачевателя душ; они обычно стараются сделать нас больными, чтобы доказать действенность своих лекарств.

ШКОЛА — арена, на которой сражаются священные гладиаторы, споря об очевидных истинах божественного откровения. Обычно удары, наносимые друг другу богословами, со всей силой падают на головы народов, что, несомненно, является поразительным чудом.

ШКОЛА БЛАГОЧЕСТИЯ —это небольшие духовные упражнения, изобретенные священниками для поддерживания бодрости у набожных душ. Без упражнений благочестивые женщины и люди, располагающие слишком большим досугом, могли бы впасть в тоску от безделья и — чего доброго — заняться вещами, полезными их семьям и превратному свету.

ЭКСТАЗ — священная судорога, во время которой святые, особенно женского пола, имеют счастье грезить наяву и видеть всякие несуразности. Припадкам экстаза обыкновенно подвержены те, кому благодать божья дала большую дозу глупости либо плутовства.

ЯВЛЕНИЯ — чудесные видения, посещающие тех, кому бог в виде особого благодеяния даровал больной рассудок, склонность к ипохондрии, плохое пищеварение и умение бесстыдно лгать.

ЯНСЕНИСТЫ — фальшивые католики, которые, вопреки мнению святейшего отца, духовенства и двора, во что бы то ни стало хотят прослыть самыми правоверными чадами церкви. Идея действенной благодати до сих пор не смогла завоевать двор. Зато она имеет огромный успех на улице Сент-Оноре, в квартале Марэ и на Рынке, а также у некоторых членов парламента. Янсенисты — люди довольно мягкие, когда сила не на их стороне; но стоит им укрепиться, и мягкость тотчас же исчезает. Несмотря на строгость их нравов, морщины на их лбах порой расправляются при виде поразительных чудес, которые тайком ежедневно производит им в помощь бог. Особенно расцветает их веселье в дни великого поста.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Нашел. Мрф) | Мель - Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь(с) | Лента друзей Мель / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»