Продолжение, предыдущая часть — https://cand-orel.livejournal.com/1407295.html
По побуждению и результатам посещения музея Лескова в Орле
В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» (1863).
Николай Лесков — Житие одной бабы: Маленький мужичонко был рюминский Костик, а злющий был такой, что упаси господи! В семье у них была мать Мавра Петровна, Костик этот самый, два его младшие брата, Петр и Егор, да сестра Настя. Петровна уж была-таки древняя старуха, да и удушье ее все мучило, а Петька с Егоркой были молодые ребятки и находились в ученье, один по башмачному мастерству, а другой в столярах. Оба были ребятки вострые и учились как следует. Дома оставалась только сама Петровна с Настей да с Костиком. Все они в ту пору были еще крепостными и жили в господском дворе. Панок их был у нас на Гостомле из самых дробных; всего восемнадцать душ за ним со всей мелкотой считалось, и все его крестьяне жили тут же в его дворе на месячине, — земли своей не имели. Житье было известно какое — со всячинкой; но больше всего донимала рюминских крестьян теснота... (полностью — https://skazki.rustih.ru/nikolaj-leskov-zhitie-odnoj-baby/)
В те же годы вышли «Леди Макбет Мценского уезда» (1864) и «Воительница» (1866) — повести трагического колорита, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной ему критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов.
Данное произведение "представлено" у нас в Орле отдельной бронзовой скульптурой в составе памятника Лескову.
Лесков начал писать «Леди Макбет Мценского уезда» осенью 1864 года, определив жанр произведения как очерк. Впервые повесть опубликована в январе 1865 года в журнале «Эпоха» под заглавием «Леди Макбет нашего уезда» как «1-й № серии очерков исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности».
Окончательное название появилось при публикации в 1867 году в сборнике «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» после значительной стилистической переработки журнального варианта. Сам Лесков называл свою повесть историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом о сильном и страстном женском характере. Повесть должна была стать началом цикла о характерах русских женщин. За «Леди Макбет» должны были последовать «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка» (повитуха). Однако цикл написан так и не был, видимо, отчасти из-за того, что журнал «Эпоха», где предполагалось его опубликовать, вскоре закрылся. Название содержит аллюзию на рассказ И. С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» (1849).
«Леди Макбет Мценского уезда» часто ставится в театре и имеется несколько экранизаций. То, что на слуху — «Леди Макбет Мценского уезда» (1989), фильм режиссёра Романа Балаяна, в ролях Наталья Андрейченко (Катерина Измайлова), Александр Абдулов (Сергей), Николай Пастухов (Зиновий Борисович).
Отрывок:
Полный фильм — https://youtu.be/5-lqqfCZydU
Действующие лица «Леди Макбет Мценского уезда» не имеют прямых прототипов, являясь собирательными образами, однако место действия можно определить с достаточной точностью — это Орловская область, город Мценск, улица Старо-Московская (ныне Ленина), д. 8. Говорят — этот:
«Воительница» — повесть Николая Семёновича Лескова, впервые напечатанная в журнале «Отечественные записки», 1866, № 7, кн.1, с посвящением художнику М. О. Микешину (1836—1891).
«Воительница», представляющая собой второй из задуманной писателем серии женских портретов, интересна прежде всего как первый опыт лесковского сказа. На первый взгляд перед нами как будто типичный нравоописательный очерк, подобный так называемому «физиологическому очерку» с характерной для него постановкой проблемы личности и среды: «петербургские обстоятельства» накладывают неизгладимый отпечаток на героиню. Свою точку зрения повествователь выражает открыто в комментариях к рассказам Домны Платоновны и косвенно — в иронических репликах диалога с ней. Однако в процессе их общения пафос объяснения, владеющий повествователем, уступает место размышлению, и его оценки в итоге не окончательны и не безусловны.
Ключевой героиней повести является Домна Платоновна, представленная в образе женщины, убежденной в собственном превосходстве над остальными людьми, которых героиня относится к злым, черствым и подлым представителям человечества. По жизни женщина осваивает различные промыслы, среди которых продажа кружевных изделий, сватовство, включая поиск подходящих кандидатур на роль невесты либо жениха. Однако основным делом Домны Платоновны является оказание услуг по предоставлению состоятельным господам девушек-содержанок.
В один из дней происходит встреча героини с молодой девушкой дворянского происхождения, которая сбегает от супруга с любовником. Однако впоследствии любовник ее бросает, поэтому девушка готова выполнять любую работу. Домна Платоновна считает, что дворянка является прекрасным выбором для одного ее постоянного и богатого клиента. Женщина предоставляет девушке возможность проживания в собственном доме и постепенно начинает убеждать ее в необходимости знакомства с клиентом. Однако девушка не желает себе такой участи, поэтому доводит Домну Платоновну до истерики, женщина даже позволяет себе ударить дворянку.Однако спустя некоторое время молодая женщина уступает уговорам Домны Платоновны и соглашается стать содержанкой богатого господина, переехав немного позднее в дом, снятый для нее новым состоятельным любовником.
Впоследствии Домна Платоновна узнает, что любовник выгоняет девушку за ее распутный характер и она начинает вести разгульную жизнь, постоянно меняя спутников мужского пола.
Затем действие повести переносится в будущее, на несколько лет вперед, и автор повествует вам о любви, жертвой которой становится и сама расчетливая Домна Платоновна. Будучи уже немолодой женщиной, Домна Платоновна начинает испытывать то ли женскую, то ли материнскую любовь к молодому повесе. Поскольку избавиться от охватившего ее чувства женщина не в силах, она посвящается остаток собственной жизни юному жиголо, который не отличается высокоморальными принципами и позволяет себе даже воровство.
Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность сказа, родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться.
Продолжение следует
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Лесков,_Николай_Семёнович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Житие_одной_бабы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Леди_Макбет_Мценского_уезда
https://ru.wikipedia.org/wiki/Воительница_(повесть)
https://skazki.rustih.ru/nikolaj-leskov-zhitie-odnoj-baby/
https://briefly.ru/leskov/ledi_makbet/
https://www.litmir.me/br/?b=10659&p=1
https://sozvezdie63.ru/literatura/leskov-voitelnica-chitat.html