«О капитан! Мой капитан!..»
О капитан! Мой капитан! Рейс трудный завершен,
Все бури выдержал корабль, увенчан славой он.
Уж близок порт, я слышу звон, народ глядит, ликуя,
Как неуклонно наш корабль взрезает килем струи.
Но сердце! Сердце! Сердце!
Как кровь течет ручьем
На палубе, где капитан
Уснул последним сном!
О капитан! Мой капитан! Встань и прими парад,
Тебе салютом вьется флаг и трубачи гремят;
Тебе букеты и венки, к тебе народ теснится,
К тебе везде обращены восторженные лица.
Очнись, отец! Моя рука
Лежит на лбу твоем,
А ты на палубе уснул
Как будто мертвым сном.
Не отвечает капитан и, побледнев, застыл,
Не чувствует моей руки, угаснул в сердце пыл.
Уже бросают якоря, и рейс наш завершен,
В надежной гавани корабль, приплыл с победой он.
Ликуй, народ, на берегу!
Останусь я вдвоем
На палубе, где капитан
Уснул последним сном.
Перевод М. Зенкевича
[450x345]
[146x210]
События, показанные в картине, разворачиваются в Америке 1959 года, в закрытой подготовительной школе для мальчиков. Школа основана еще в 1859 году, и нравственно-педагогические основы ее в течение столетия остаются незыблемыми: это «Традиция», «Дисциплина», «Честь» и «Совершенство». В начале учебного года в этой элитной школе появляется новый педагог – преподаватель английской литературы мистер Джон Китинг (замечательная работа актера Робина Уильямса). С первого урока ученикам становится понятно, что новый учитель не похож на других педагогов: его уроки не просто необычны по форме и удивительно интересны – они напрямую связаны с жизнью ребят, с осуществлением сокровенных желаний каждого из них. По совету Китинга мальчики организуют своеобразный клуб, названный ими «Общество мертвых поэтов». Главный лозунг Китинга звучит так: «Лови мгновение!» Мальчики – каждый по-своему – начинают «ловить» эти мгновения: кто-то увлекается искусством, кто-то борется за свою любовь, кто-то пытается изменить порядки в школе и т. д. Один из героев, Нил Пери, заканчивает жизнь самоубийством. Китинга выгоняют из школы как виновного в гибели юноши.
Фильм ставит проблему конформизма и нонконформизма, актуальную для нашего времени, а также заставляет школьников задуматься над тем, какова роль искусства в жизни человеческого общества. По мысли режиссера, только искусство способно помочь человеку выбрать единственно правильную дорогу в жизни, а обществу - спастись от безнравственности и безобразия. Искусство поддерживает ту составляющую человеческой жизни, которая делает каждого из нас членом человеческого общества вне зависимости от нации, возраста, эпохи.
Назвав фильм «Общество мертвых поэтов», режиссер дал ключ к пониманию смысла произведения: любое традиционное общество неизменно будет отвергать свободомыслие и искусство, ведущее к этому свободомыслию. Доказывая этот «тезис», автор фильма показывает нам судьбу учителя Китинга.
Однако дело не только в Китинге: уходя из школы не по своей воле, покидая любимое место работы, он не сломлен, более того, как умный боец, он готов к этому. Главный вопрос (вероятно, актуальный и для Америки 80-х годов ХХ века, когда была снята картина) состоит в следующем: какой путь – свободы или конформизма – выберет молодое поколение.
Для того чтобы представить модель буржуазного общества в «чистом виде», режиссер ограничивает действие стенами элитной школы. Закрытое учебное заведение с традициями – что может быть лучше для изображения консервативного общества? Напрашивается ассоциация с фильмом режиссера Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки» 1975-го года, события в котором разворачиваются тоже в закрытом заведении – психиатрической лечебнице, и проблема исследуется та же – столкновение свободного человека и несвободного общества. Однако если для Формана «закрытость» места действия символизировала социалистическое государство, то для Уира эта замкнутость связана с «устоявшимся» американским обществом.