Оказывается Дворкин в юности был хиппи... я его недооценивала. А еще он интересно рассказывает об общинной жизни в Церкви...
— Чем отличалась церковная жизнь в России от той, которую вы видели в эмиграции? Как она изменилась с 1991 года, когда Вы вернулись?
— Когда я только приехал, в стране, за крайне редкими исключениями, практически нигде не было общинной жизни. Я прожил в эмиграции 15 лет, и в последний день 1991 года вернулся в Россию. Люди приходили в храм, отстаивали службу и расходились. Общинная жизнь только-только начинала складываться в приходах у отца Аркадия Шатова (сейчас епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона), у отца Владимира Воробьева, у отца Димитрия Смирнова и у нескольких других священников. А в Америке приход — это всегда община, которая несет ответственность за свой храм, друг за друга. Они понимают, что если не они, то больше некому. В России этого не было, но за прошедшие 22 года многое изменилось — появилось много настоящих крепких общин, что гораздо ближе к тому, что я знал из своего американского опыта. Во многом уровень такой общинной жизни стал даже выше, чем в Америке. Потому что в России церковная община занимается еще много чем, помимо собственно приходской жизни и общих интересов. Приходские общины здесь занимаются социальной работой, образовательной деятельностью, просветительской.
Это говорит о том, что свободный опыт Церкви, существующей в зарубежных условиях, был хорошо нами усвоен и превзойден. Когда я встречаюсь со своими американскими друзьями и рассказываю им про нашу церковную жизнь, они часто завистливо разводят руками и говорят: «Нам бы так!», потому что ничего подобного у них нет.
Что еще изменилось за эти годы? Изменилось отношение к причастию и богослужению. Когда я только приехал из Америки, в России, за редким исключением, не было принято частое причащение (я имею в виду причащение 3-4 раза в месяц). Сейчас ситуация сильно изменилась и никто не удивляется желанию причащаться каждое воскресенье даже в далеких провинциальных приходах, хотя там такая практика еще не столь распространена. Я думаю, что это очень здорово.
Изменилось отношение внешних людей к Церкви. Оно стало хуже, чем 20 лет назад. Тогда все, что запрещалось в советское время, воспринималось на ура. Церковь тоже запрещалась, поэтому имела весьма внушительный запас доверия. Сейчас, отчасти благодаря постоянным «разоблачениям» различных раскольнических групп, отчасти благодаря недостойному поведению и ошибкам тех или иных священников, а отчасти благодаря тому, что многим просто не нравится видеть активную Церковь (ибо она обличает их совесть), отношение к ней стало настороженное, а то и прямо враждебное. Если сравнивать с отношением, которое было 20 лет назад, это очень бросается в глаза. Но это, наверно, нормальный процесс. Спаситель никогда не обещал, что все будет хорошо. Наоборот, Он предупреждал, что мы будем гонимы.
Кстати, вот вам еще положительное изменение — в последнее время в России перестали крестить просто так и стали серьезнее готовить людей к крещению. И это очень хорошо и очень похоже на то, как было в Америке. Потому что перед крещением необходима подготовка. Ведь если человек не понимает, зачем он крестится, если он не верит в Бога или не разделяет веры Церкви, если он не собирается жить церковной жизнью — креститься ему незачем.
Хипповая аскетика
— В чем жизнь хиппи похожа на жизнь аскета-подвижника, а в чем отличается от нее? Помог вам в духовной жизни опыт хиппования?
— Хипповая жизнь не предполагает материального достатка, но предполагает массу всяких чувственных удовольствий, весьма разрушительных. Хиппи может ходить в рваной одежде и спать на полу, но это никакого отношения не имеет к аскетизму. К тому же, одежда может и рваная, зато вышитая красиво. На внешность в наших кругах обращалось очень много (я бы даже сказал, чрезмерно много) внимания. И, главное, жизнь хиппи не предполагает никакой внутренней дисциплины. Хиппи следует за своими желаниями и, в конечном итоге, разрушается ими.
Хиппи я стал благодаря внутреннему стремлению к свободе, это стремление предшествовало хиппованию. Что положительного мне дал этот опыт? Может быть общительность, умение разговаривать в любой компании, с любыми людьми. Отсутствие комплексов. Возможность в быту довольствоваться немногим. Любовь к перемещениям, к путешествиям.
— Если бы вы были молодым человеком сейчас и выбирали бы какое-то движение для себя из множества представленных, что бы вы выбрали? Снова хиппи?
— Сейчас я церковный человек. Мне нечего выбирать. Я был хиппи только потому, что я не был в Церкви. Тогда я искал свободу, теперь я нашел ее. Вся моя книга именно об этом. Многие говорят мне о том, как им жалко мою маму, которая пережила мой отъезд в эмиграцию. Но на самом деле, когда я жил дома и вел хипповый образ жизни, мою маму было гораздо жальче. Много того, в чем я каюсь и о чем стыжусь, осталось за скобками и не описано в моей книге. И каково было все это пережить моей маме, трудно даже представить. Все мои эксперименты были за счет моих родителей, которые видели, как я погибаю и чем дальше, тем становлюсь хуже — черствым эгоистом, который увлечен только погоней за своими разлагающими душу и тело удовольствиями. Когда я это осознал, я понял, что путь хиппи совершенно тупиковый.
— Сейчас редко можно встретить хиппи, куда они исчезли?
— Общая ситуация изменилась. В 60-е, 70-е годы все моды были тотальными: все ходили, следуя всеобщей моде. Например, когда в моде были мини-юбки, все ходили в мини-юбках: других просто не было. Потом пришла мода на длинные юбки и брюки-клеш. Мини-юбки совершенно исчезли, равно как и модные до этого брюки-дудочки. Я даже помню, когда в конце 70-х я видел фотографии девушек в мини-юбках, мне это резало глаз — казалось диким, уродливым и старомодным. Так же и движения, если они были модными, то были повсеместными. Когда в моде были хиппи — все «альтернативщики» были хиппи, потом появились панки и все стали панками. Сейчас мода на одежду гораздо менее тотальна, у всех своя, как хотят, так и одеваются. Нравится длинная юбка — пожалуйста, нравится короткая — пожалуйста. Хочешь, совсем без юбки ходить – и так можно.
Так нет и единого молодежного движения. Есть готы, эмо, панки, металлисты, скихеды и т. д. Есть и какие-то хиппи современные, хотя и мало. А где-то в теплых местечках сохранились и старые хиппи, оставшиеся от 60-х годов, но это зрелище душераздирающее. То, что я видел — это очень грустно. Когда 60-70-летний человек изображает из себя наивного юношу, выглядит это жалко и нелепо.
Сами хиппи говорили, что нельзя доверять человеку после 30. Потом, когда они немножко прибавили в годах, они подвинули «возраст доверия» до 40. Хоть такие заявления и смешны, в них есть своя правда: люди вырастают и меняются. То, что более-менее нормально для 20-тилетнего, для зрелого человека никак не подходит. Можно вспомнить известную фразу Черчилля: «Если человек не был либералом в молодости, у него, скорее всего, нет сердца, а если он остался либералом в зрелом возрасте, то у него, скорее всего, нет ума».
вся статья http://iriney.ru/sektyi-i-kultyi/sektovedenie/alek...re,-a-nashel-ee-v-czerkvi.html