XVII. В духовном понимании эта Заповедь включает в себя и еще более высокое дело, охватывающее всю природу человека. Здесь необходимо знать, что в на иврите слово «шаббат» означает «отдых», потому что в седьмой день Бог отдохнул и упокоился от всех Своих дел, которые сотворил. Бытие 2. И потому Он заповедал нам святить седьмой день и прекращать все дела, которые мы делаем в остальные шесть дней. Эта суббота теперь для нас превратилась в воскресенье, а прочие дни называются будними; воскресенье же называется днем отдыха (праздности), или праздником, или святым днем. И если бы Богу было угодно, чтобы в христианском мире не было бы других праздников, кроме воскресенья, тогда все дни Богоматери и святых были бы перенесены на воскресенье, и многие отвратительные пороки исчезли бы благодаря труду в будние дни, и земли не были бы столь истощены и доведены до обнищания. Однако же сейчас мы переживаем наплыв многочисленных праздников, губительных для душ, тел и вещей; и об этом можно было бы говорить долго.
Этот отдых или упокоение от трудов имеет две стороны — телесную и духовную. По этой причине и Заповедь следует понимать двояко.
Телесный отдых заключается в том, о чем мы уже сказали выше, — а именно, в том, что мы прекращаем наши дела и труды, чтобы собраться в церкви, быть на мессе, слышать Божье Слово и молиться общей молитвой. Этот отдых имеет поистине телесную природу и в христианском мире уже более не заповедан Богом, как пишет апостол во 2-й главе Послания к колоссянам: «Никто да не принуждает вас к какому бы то ни было празднику», — ибо они издревле были прообразом, теперь же исполнилась сама истина, так что все дни стали святыми, как и Исаия говорит в 66-й главе: "Один святой день будет следовать за другим». С другой стороны, все дни теперь рабочие. Однако это необходимость, и так установлено Церковью ради незрелых мирян и трудящихся, дабы и они могли прийти услышать Божье Слово. Ибо, как мы видим, священники и клир совершают мессу каждый день, молятся во все часы и назидают себя в Божьем Слове путем изучения, чтения и слушания. По этой причине они освобождены от общей работы, получают поддержку от десятин и хранят в святости каждый день, и каждый день делают дела святого дня, и не знают будней, но для них всякий день похож на другой. И если бы мы все были совершенны, мы могли бы работать каждый день или отдыхать по возможности и желанию. Ибо день отдыха в настоящее время не является ни необходимостью, ни заповедью — разве только для проповеди Божьего Слова и молитвы.
Духовный же отдых, который особенно важен для Бога в этой заповеди, заключается в следующем: чтобы мы не только прекратили свои труды и дела, но, гораздо важнее, чтобы мы позволили одному лишь Богу трудиться в нас и ничего не делали от себя своими силами. Но как это возможно? Вот как: человек, развращенный грехом, испытывает порочную страсть и склонность к всевозможным грехам, как и Писание говорит в 6-й главе Бытия: «Сердце и чувства человека всегда склоняются ко злу», — т. е. к гордости, непокорности, гневу, ненависти, зависти, непристойности и т. д., и — summa summarum — во всем, что он делает или оставляет несделанным, он ищет выгоды, воли и чести для себя, а не для Бога и не для ближнего. И потому все его дела, все его слова, все его мысли, вся его жизнь порочны и лишены благочестия.
И для того, чтобы Бог действовал и обитал в человеке, все эти пороки и греховные наклонности должны быть задушены и выкорчеваны, дабы наступил покой и отдохновение от всех наших дел, мыслей и жизни, и чтобы впредь (как пишет св. Павел во 2-й главе Послания к галатам) уже не мы жили, но Христос, живущий, действующий и говорящий в нас. Этого нельзя достичь, предаваясь неге и удовольствиям, но для этого мы должны причинять своей природе боль и позволять ей страдать. Здесь начинается противоборство духа и плоти; здесь дух угашает гнев, похоть, гордость, в то время как плоть хочет пребывать в наслаждениях, чести и удовольствиях. Об этом св. Павел говорит в 5-й главе Послания к галатам: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». А потом наступает черед добрых дел — поста, бдительности, труда, о которых некоторые столь много говорят и пишут, не понимая ни их истоков, ни смысла. И потому мы тоже сейчас обратимся к этой теме.
XVIII. Этот отдых — когда наш труд прекращается, и лишь один Бог трудится в нас, — осуществляется двумя путями. Во-первых, благодаря нашим собственным усилиям; во-вторых, благодаря усилиям или увещеваниям других.
Наши собственные дела должно делать и направлять так, что, прежде всего, когда мы видим, что наша плоть, воля, наши чувства и мысли искушают нас, мы боремся с ними и не прислушиваемся к ним, как и Мудрец говорит: «Не следуй своим желаниям». Также и Моисей в 12-й главе Второзакония говорит: «Вы не должны делать то, что правильно в ваших собственных глазах».
Здесь человек должен ежедневно молиться теми молитвами, которыми молился Давид: «Господь, наставь меня на путь Твой и не дай мне ходить путями моими», — и многими подобными молитвами, которые воплощены в прошении: «да придет Царствие Твое». Ибо наши похоти столь многочисленны и разнообразны, а временами, по действию лукавого, еще и столь коварны, неприметны и благовидны, что человек не может устоять на собственных путях. Он должен освободить свои руки и ноги, полностью подчинить себя Божьей власти и ни в чем не полагаться на свой рассудок, как и Иеремия говорит: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его». Мы видим доказательство этого, когда сыны Израилевы вышли из Египта через пустыню, в которой не было ни дорог, ни пищи, ни питья, ни помощи. И потому Бог шел перед ними — днем в светлом облаке, ночью в огненном столпе, — питал их манной небесной и хранил их одежды и обувь, так что они не ветшали и не старели, как мы читаем в Книге Моисея. И потому мы молимся: «Да придет Царствие Твое, чтобы Ты властвовал над нами, а не мы над собой», — ибо в нас нет ничего более губительного, чем наши разум и воля. И первой и высшей работой Бога в нас и лучшим назиданием является то, что мы оставляем свои дела, что мы позволяем своим разуму и воле быть в праздности и покоряемся Богу во всем — особенно в том, что кажется духовным и праведным.
— Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Глава 2, §§ 17-18