Вызов Лютера современным протестантам
Джин Вейт
Взгляды Мартина Лютера были и остаются серьезным вызовом римско-католическому богословию. Однако они также были и остаются серьезным вызовом для различных протестантских учений, возникших по их следам.
Филлип Кэри, профессор богословия из Восточного университета, ВУЗа американских баптистов, опубликовал на сайте First Things статью, посвященную юбилею Реформации, в которой указывает на эти моменты. Кэри, который сам называет себя «высокоцерковным англиканином», даже осмеливается утверждать, что взгляды Лютера становятся для протестантов испытанием в еще большей степени, чем для католиков.
Большинство нелютеранских авторов, пишущих о Лютере, на мой взгляд, не вполне понимают его идеи. Кэри же понимает Лютера довольно неплохо, хотя и не во всем. Меня поразили рассуждения Кэри о лютеровской сакраментологии. Он понимает, какую связь лютеране видят между Крещением и Вечерей Господней с одной стороны и оправданием по вере во Христа и богословием Слова Божьего с другой.
Джин Вейт
Вот отрывок из его статьи:
Протестанты любят поговорить о «принятии Христа верой», и этим они, конечно, во многим обязаны основополагающему учению Лютера об оправдании. Однако обычно они говорят об этом как о решении, которое мы должны принять, - так, словно у нас есть свободная воля. Лютеру, напротив, отвратительная сама идея свободной воли, когда речь идет о вопросах спасения, поскольку уверенность в нашей собственной свободной воле лежит в основе всех попыток оправдаться не одной лишь верой, а добрыми делами. Великая пастырская цель лютеровского учения об оправдании заключается в том, чтобы избавить нас от неуверенности, которая неизменно появляется, если наше спасение хоть в чем-нибудь зависит от нас, от нашего сердца, от нашей воли, от наших деяний. Ведь о любом своем деле мы можем спросить: «Достаточно ли хорошо я его делаю?» И для Лютера ответ на этот вопрос всегда таков: «Недостаточно хорошо, чтобы спастись от осуждения». Никакой акт свободной воли и, следовательно, никакое наше решение не может быть исключением из этого правила…
Бог уже обещал нам это в Своем Слове, и Он даровал это всем, кто принял Крещение, обращаясь к каждому из нас во втором лице единственного числа: «Я крещу тебя во имя Отца, Сына и Святого Духа». Здесь «Я» — это не кто иной, как Христос, говорящий устами служителя Церкви, а «ты» — это не кто иной, как тот конкретный человек, к которому в данный момент и в данном месте обращены слова, устанавливающие Таинство. Поэтому думать, будто я должен принять решение о том, принадлежу ли я Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу, значит усомниться в Божьем Слове, дарованном мне в Крещении и, по сути, назвать Бога лжецом…
Таким образом, неверие остается насущной проблемой христианской жизни, и очень важно, чтобы мы ощутили свою беспомощность перед лицом множества соблазнов проявить неверие, которые Лютер, как известно, называет Anfechtungen или «нападками» и считает неотъемлемой частью христианской жизни. Мы будем глупцами, если в борьбе с этими нападками будем полагаться на собственную свободную волю или на свою способность веровать. По Лютеру, мы должны веровать, что мы — христиане, потому что Христос сказал так при нашем Крещении, а не потому, что мы приняли решение, или пережили эмоциональное обращение, или предприняли что-нибудь для того, чтобы сделаться верующими. На вопрос, действительно ли мы христиане, Лютер учит нас отвечать просто: «Да, я крещен...»
Когда Лютер говорит об оправдании одной лишь верой, он не требует, чтобы мы уповали на свою веру. Напротив, он хочет, чтобы мы веровали в одно лишь Евангелие. Любое понимание веры, в центре которого лежит переживание веры, любой богословский акцент на субъективных вещах (как это происходит в либеральном богословии), расходится с мыслью Лютера. Все, что мы испытываем и переживаем, — это, по большей части наш грех и неверие. Вера означает, что мы отворачиваемся от этих ощущений, чтобы ухватиться за одного лишь Христа, и вопреки всем сомнениям и искушениям веруем, что благая весть о Христе, преданном за нас, — чистая истина.
Таким образом, оправдание одной лишь верой — это оправдание одним лишь Христом. И оно самым непосредственным образом связано со слышанием Евангелия, произносимого вслух внешними словами, которыми Христос обращается к каждому из нас, включая меня, на «ты». Когда я слышу слова: «Это есть Тело Мое, за вас преданное», — произнесенные в должном литургическом обрамлении, с моей стороны будет откровенным неверием отрицать, что Христос дарован мне. И наоборот, только веруя в эти слова, обращенные ко мне, я узнаю, что я — христианин, что у меня есть Спаситель, что я — наследник вечной жизни. И я верю в это не потому, что знаю это (откровенно говоря, этого я не знаю), но потому что знаю: Христос не лжет.
Прочтите статью Кэри целиком — в ней он также пишет о том, чему католикам нужно поучиться у Лютера. Если протестантам нужно вновь осознать смысл Таинств и вернуться к пониманию веры, которое исключает наши дела, пишет он, католикам нужно оставить свой метафизический подход к пониманию Бога и положиться на Божье Слово. И все-таки кое-что во взглядах Лютера Кэри, как и «католический» подход к толкованию Лютера, которому Кэри следует, упускает. Я не согласен с утверждением, что Совместная декларация об оправдании, подписанная Ватиканом и либеральными лютеранами, свидетельствует о нашем принципиальном согласии в вопросе об оправдании верой. Если две стороны используют одни и те же слова, но вкладывают в них разный смысл, это не называется соглашением. И я совсем не убежден в правоте «финской школы» лютероведения, которая указывает на сходства между лютеранством и православием. Кэри справедливо делает акцент на лютеровском понимании «праведности Божьей» и «единства с Христом», т. е. на реальном соединении христианина с Христом через веру, Слово и Таинства, но я не думаю, что это тождественно «обожению» (теозису).
Тем не менее, я признателен Кэри за мысль о том, что и католикам, и протестантам есть чему поучиться у Лютера, который предлагает достаточно широкое и богатое богословие, чтобы охватить обе крайности и бросить им вызов. Как пишет Кэри: «Спустя полтысячи лет после 95 тезисов, христиане вне протестантских кругов [равно как и внутри них] могут, наконец, воспринять вызов, брошенный Лютером, как подарок, отражающий библейское благочестие, способное обогатить всю христианскую традицию».
Источник: patheos.com/blogs/geneveith/2017/10/how-luther-challenges-protestants