Там, где истинные пасторы и проповедники получают столь малую поддержку, что никто ничего не жертвует им, а то, что у них есть, выхватывают у них из уст бессовестный и неблагодарный мир, князья, знать, горожане и крестьяне, они, а также их бедные жены и дети страдают от нужды, а по смерти оставляют после себя достойных жалости и отверженных вдов и сирот. Именно поэтому многие добросердечные и очень смышленые люди все чаще и чаще отвращаются от мысли стать пасторами и проповедниками. Ибо все ремесла, профессии и призвания в жизни служат той цели, чтобы мы через них укреплялись против голода и бедности; однако со служением Слова и Таинства все обстоит наоборот: всякий, кто прилежно исполняет его обязанности, вынужден подвергнуть себя опасности и нищете.
И это приведет к упадку Церкви — приходы останутся без попечения, кафедры окажутся в небрежении, и, опять же, придут проповедники, которые не ищут верно ни Слова Божьего, ни Царства Христова, но, проповедуя, думают о том, что люди будут рады услышать, чтобы оставаться в своем состоянии и богатеть; и таким образом все опять придет в упадок. Поэтому сегодня те, кто облечен величием и властью, в особенности люди благородного происхождения, хотят держать своих пасторов и проповедников в покорности, чтобы те не разбогатели, и господствовать над ними — что уже было в прошлом, и чего они слишком опасаются. Но у них не получится исполнить задуманное.
Как же нам следует поступать, и откуда взять проповедников и пасторов, чтобы Царство Христово продолжалось? Ведь ни нищета, ни богатство для Церкви не хороши; проповедники не могут жить в постоянных бедности, голоде и заботах; большое имение и богатство тоже не для них. Нищета препятствует их развитию как личностей; богатство препятствует им исполнять обязанности своего служения. Но везде, где они не получают поддержки, и где кафедра и место пастора пустеют, мир вскоре увидит, чем ему грозит подобное отношение.
Ибо если каждый будет заботиться только о благополучии собственного дома и стремиться обеспечить себя, но никто не будет задумываться о том, как должны продолжаться проповедь Слова Божьего и пасторское служение, то и Бог скажет, как Он уже сказал в пророчестве (Аггей 1:4-11), когда народ таким же образом оставил дом Господа в запустении, пренебрегал Словом Божьим и храмовым служением, так что священники и служители храма вынуждены были трудиться на земле и учиться другим ремеслам, чтобы содержать себя, поскольку никто не жертвовал на их служение. Поэтому Он говорит так:
А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. — За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому. Посему‐то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд.
Вот как наказывается пренебрежение служения Слова и Таинства, и это наказание применяется мягко, поскольку служение продолжается и по сей день, и я молю Бога, чтобы оно продолжалось и далее. Но когда мы относимся к Слову Божьему столь легкомысленно, и служители и проповедники получают столь малую поддержку, что им приходится оставлять служение и зарабатывать на пропитание другими занятиями, так что это отвращает от пасторского служения и других, имеющих для этого дары и желание, Бог не только насылает голод и другие всенародные бедствия, какие вы сейчас сами видите, чтобы кошельки опустели, и не осталось ни благословений, ни довольства, но также совершенно отнимает Слово и истинное учение, а взамен позволяет появляться фанатикам и лжеучителям, которые сбивают людей с пути и вводят их в заблуждение прежде, чем те смогут об этом догадаться, желая поглотить их души и имение. И за свое небрежение народ платит щедро и изобильно.
Таким образом, если мир готов выслушать наставление, следует наблюдать за тем, чтобы господа, князья, страны, города и все в целом прилагали усилия к тому, чтобы уделять малую толику и восполнять нужды дома Божьего и Царства Божьего, как они это делают для других служений и ремесел, чтобы те, чье служение нужнее прочих служений и ремесел, могли полностью посвящать себя ему и от того иметь ежедневное пропитание. Там, где достаточно одного чиновника или судьи, и где один адвокат или врач могут удовлетворить потребности одного или нескольких городов, а в течение некоторого времени и всей страны, нам для разных стран нужны тысячи пасторов, поскольку приходы и округа столь многочисленны, поскольку ежедневно появляются на свет дети, которых нужно крестить и учить, чтобы они познали Божье Слово и стали христианами. Откуда же взять служителей, если мы их не взращиваем и не обучаем? Тогда либо церкви останутся пустыми, а люди рассеются и разбредутся, либо народ получит в качестве проповедников грубых животных, искажающих Слово, и будет страдать от них.
Но горе всем, кто приложил руку к такому состоянию или не попытался предотвратить запустение дома Божьего; и еще большее горе тем, кто отвратил других от пути пасторского служения или помешал им остаться в служении; ибо таковые хуже иудеев и мусульман. Однако таким служителям нет оправдания, поскольку они позволили страху перед нуждой помешать им стать пасторами, но на самом деле им не хватило веры в то, что Христос даст им насущный хлеб и пропитание для тела, которое временами может быть скудным и горьким, но, с другой стороны, должно помнить, насколько большим сокровищем является кусок хлеба, полученный особым образом, по особому благословению Бога, в сравнении со всеми богатствами и полнотою мира.
Таким образом, гражданские власти должны приложить особое старание к тому, чтобы предпринять какие-то действия и оказать помощь нашим детям и внукам, но не отказывать в поддержке и своим примером не побуждать к тому же других, причинив тем самым христианству непоправимый вред. Какой ответ вы дадите Богу, если ваша проклятая жадность помешает спастись хотя бы одной душе, не говоря уже о том, чтобы своим примером помешать спасению целого города или целой страны, так что в ней не останется ни Слова Божьего, ни проповеди оного? Ибо если мы желаем быть христианами, нам следует твердо знать, что мы призваны, и Господь повелевает нам прилагать обе руки и все свои силы к тому, чтобы дом Господень не пришел в запустение, чтобы кафедры не оставались без проповедников, а Его Царство не пресеклось, и чтобы мы не лишили себя и наше молодое поколение спасения.
— Мартин Лютер. Из проповеди на VII воскресенье после Троицы (Мк. 8:1-9)