Болотов о filioque
21-09-2016 22:50
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Не было бы никаких последующих ересей, если бы уже на Первом Вселенском Соборе была установлена точная богословская терминология. Так и в учении о Святом Духе мы расходимся с латинянами именно в терминологии. Восточные богословы в терминологии сделали шаг вперед и стали на точку зрения Василия Великого. У них как рождение Сына, так и исхождение Святого Духа рассматривались как ипостасные свойства. Но латинские богословы удержали старый термин «ex substantia» <из существа> и для них исхождение Святого Духа представлялось как actus substantiae <действие существа>. Поэтому для них естественным было требование, чтобы и Сын мыслился как изводящий Святого Духа, ибо существо Отца и сына одно и то же (ex utroque, ex Patre Filioque <из обоих, из Отца и Сына>). Являлось даже предположение, не исходит ли Святой Дух и от Самого Себя, но этот вывод был слишком уже радикален. Таким образом, между нами и латинянами различие заключается в глубине мысли: для нас исхождение Святого Духа есть акт ипостаси, а для латинян акт существа.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote