Пепельная среда — начало Fastenzeit, Великого Поста. И чтения этого дня приглашают нас обратиться к посту как части нашего «возвращения», нашего покаяния.
Но как правильно поститься? Как христиане лютеранского вероисповедания мы знаем, что в Церкви не может быть никаких правил относительно того, КАК поститься, по той простой причине, что ни Господь, ни святые апостолы, не дали нам таковых. В Церкви всегда существовали различные обычаи касательно поста. Ведь не просто так св. Ириней утверждал, что «различия в посте не разрушают единства веры».
Далее, мы знаем, что пост неугоден Богу, если он используется в качестве умилостивления за грех; более того, в этом случае он становится мерзостью в глазах Бога. Есть только одно умилостивление за грех мира — оно было совершено раз и навсегда Агнцем Божьим на кресте.
Зачем же нам поститься? Нам не следует искать более глубоких причин, нежели та, которую называет наш Катехизис: пост — это «хорошая внешняя подготовка». Да, это было сказано конкретно по поводу поста перед Причастием, но применимо к посту в целом. В Третье воскресенье перед Великим Постом мы слышали из уст св. Павла, как он усмиряет и порабощает тело свое, чтобы, проповедуя другим, самому не оказаться «недостойным».
Что ж, если мы согласились с тем, что пост — это «хорошая внешняя подготовка», возникает вопрос, что нам делать.
Многие путают пост и воздержание. Пост означает быть голодным. Воздержание — это отказ от некоторых видов пищи. Традиционный для Западной Церкви пост представлял собой четвертую часть обычного завтрака и обеда и простой ужин. Иными словами, половину тоста на завтрак и апельсин на обед, а потом обычный ужин — но без всяких кулинарных излишеств. Такого меню придерживались в дни Великого Поста. Кроме того по пятницам (или по субботам, или по средам — смотря кого спрашивать) в период Великого Поста западные христиане традиционно воздерживались от мяса и вина.
Однако пост никогда не задумывался как нечто самодостаточное. Он неразрывно связан с другими великопостными делами: милостыней и молитвой. Больший размер милостыни, подаваемой бедным, и более продолжительная молитва отлично сочетаются с постом: когда мы едим меньше, у нас остается больше денег, которые можно разделить с нуждающимися, а когда мы не готовим изысканные кушанья, у нас остается больше времени, которое можно посвятить Слову и молитве. Более того, ежедневно чувствуя голод, мы ощутим душевное родство со множеством людей, которые постоянно голодают. Сверх того, тем самым мы напоминаем себе, что самый главный голод — это голод по Самому Богу.
Живя в свободе Евангелия, мы можем усмирять свою буйную плоть, не позволяя ей указывать нам, что и когда есть. Подумайте над этим и помолитесь, а потом возрадуйтесь истине о том, что «Не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Желаю себе и вам радостного времени обновления в приближающийся Fastenzeit!
— Пастор Уильям Уидон