Я считаю невозможным искать утешаться тем, что лютеранское исповедание пока еще признается de jure, а гетеродоксия считается противозаконной. В конечном итоге совершенно неважно, какими методами — законными или противозаконными — заблуждение побеждает в церкви. Сатану это не волнует. Напротив, он, вероятно, вполне доволен богословием "как будто", которое ведет себя так, как будто все по-прежнему в полном порядке, как будто нет необходимости твердо противостать заблуждению и изгнать его из Церкви, как будто Слово Божье ровным счетом ничего об этом не говорит.
Благодарение Богу, есть еще лютеранские церкви, которые не соглашаются с этим богословием "как будто", — церкви, члены которых еще понимают, что имеет в виду Церковь Иисуса Христа, ежедневно молясь о сохранении среди верующих истинного учения и надлежащего совершения Таинств. Призвание таких церквей — спасать исчезающее лютеранство больших церковных объединений, которые утопают в унионизме и синкретизме, помогать им своими молитвами, своим братским увещанием, своим примером. Они должны прийти на помощь так, как христианам следует в подобных ситуациях помогать друг другу: без тени фарисейской надменности, с любовью к братьям, за которых умер Христос, смиряя себя в осознании общей вины.
На такие церкви — как правило, это самые маленькие и бедные общины, до которых еще не докатились искушения секуляризма, — возложена особая задача. Именно им, на основании собственного духовного опыта, есть что сказать более крупным церковным объединениям — например, что не миллионы членов делают церковь сильной и дают ей власть над умами людей, что это под силу лишь Присутствующему везде, где двое или трое собраны во имя Его. Именно они должны сказать всемирному лютеранству, которое стремится к единству, что объединение церквей — это не механическое соединение, когда мы объединяем друг с другом всех, кто с большим или меньшим основанием претендует на право называться лютеранином, но интеграция, которая создает ясный образ того, какой может и должна быть лютеранская церковь. Божья арифметика отличается от арифметики человеческой. Величие Церкви Иисуса Христа не зависит от количества нулей, столь приятного человеческому глазу.
— Hermann Sasse. Letters Addressed To Lutheran Pastors IX