О каждой второй церкви можно сказать, воспользовавшись известной фразой Кальвина, что в ней сохраняется ordo, quo Dominus ecclesiam gubernari voluit. Это справедливо в отношении католических церквей Востока и Запада, а равно и в отношении церквей Реформации. Мнения расходится лишь в том, что именно представляет собой этот ordo: вселенскую монархию папы, или епископально-синодальную структуру восточной и англиканской церквей; коллегиальное руководство, осуществляемое равными по рангу пресвитерами, или автономию отдельных конгрегационалистских и баптистских общин, — и это лишь часть существующих форм управления церковью, о которых говорят, будто они установлены в Новом Завете. Подлинное величие Лютера и смелость его основополагающего богословского принципа строгого разделения Закона и Евангелия становятся очевидны, когда мы видим, как он, пренебрегая всеми прочими возможностями, идет своим одиноким путем: Христос не дал Своей Церкви никакого закона de constituenda ecclesia. Допустима любая форма церковного управления, которая оставляет возможность надлежащего использования средств благодати и никоим образом не ограничивает их применение.
Но одно правило Господь все-таки дал, и это правило относится не к bene esse Церкви, но к ее esse: Ut hanc fidem consequamur, institutum est ministerium docendi evangelii et porrigendi sacramenta, — как гласит артикул V Аугсбургского исповедания. Чтобы нам обрести оправдывающую веру, о которой говорится в предыдущем артикуле, должно проповедоваться Евангелие, и должны совершаться Таинства, и с этой целью Бог учредил служение (Dienst), посредством которого данное правило исполняется. Но везде, где средства благодати используются должным образом, там, в соответствии с обетованием Божьим, что Слово не возвращается к Нему тщетным, присутствует и ecclesia, congregatio sanctorum, собрание святых, оправданных грешников.
Способ организации общины Писание устанавливает не в большей степени, чем форму, которую принимает ministerium ecclesiasticum. Апостолы поняли, что смогут лучше исполнять порученное им духовное служение, если избавятся от обязанности заботиться о бедных и решать финансовые вопросы. Так появилось вспомогательное служение диаконов. Но Церковь была Церковью даже без этого служения. И точно таким же образом Церковь во все века может, в соответствии с требованиями времени, учреждать те или иные вспомогательные служения — например, епископов, суперинтендентов и прочие, какие только могут прийти в голову. Однако существование этих «чинов» оправдано лишь в той мере, в какой они служат интересам одного-единственного великого служения проповеди Евангелия и совершения Таинств. Епископу может быть поручено управление делами большой епархии. Однако истинной целью его служения может быть только обеспечение возможности ministerium ecclesiasticum. Его настоящее служение — служение пастора, даже если он именуется pastor pastorum. Iure humano на него могут быть возложены обязанности суперинтенданта. Только служение примирения (das Amt, das die Versöhnung predigt) устанавливается iure divino.
— Hermann Sasse. Letters Addressed To Lutheran Pastors VIII:2