• Авторизация


Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть VI 22-12-2011 09:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Не укради

I. У этой Заповеди тоже есть дело, охватывающее множество добрых дел и противостоящее многим порокам, которое по-немецки называется Mildigkeit («мягкосердечие»), и которое представляет собой готовность помогать и служить другому тем, что ты имеешь. Оно подвизается не только против воровства и разбоя, но и против всякой скупости в земных вещах, которую люди проявляют друг ко другу: жадности, ростовщичества, завышения цены и продажи позолоты под видом золота, контрафактных товаров, неправильных мер и весов и всех прочих ежедневно множащихся в любом ремесле старых и новых хитростей, с помощью которых каждый старается поживиться за счет другого, забывая правило: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Если бы каждый держал это правило перед глазами в своем ремесле, бизнесе и общении с ближним, он бы тут же понял, как ему следует продавать и покупать, брать и отдавать, ссужать и дарить, обещать и держать слово и т. п. Если же поразмыслить о путях мира, о том, как жадность правит любой коммерцией, и пожелать вести достойную жизнь пред лицом Божьим, мы не только найдем в избытке, чем заняться, но и исполнимся страха и ужаса перед этой опасной и жалкой жизнью, которая столь отягощена, опутана и порабощена заботами земного существования и поисками нечестной выгоды.

II. Поэтому Мудрец не напрасно говорит: «Счастлив богач, который оказался безукоризненным, который не полагается на изобилие денег. Кто он? Мы прославим его за то, что он сотворил чудеса в жизни своей». Тем самым он как бы говорит: «Но таких нам не найти, или же их крайне мало». Да, лишь немногие замечают и признают в себе эту порочную страсть к золоту. Ибо у золота есть очень красивый и благовидный предлог для прикрытия своего срама, который именуется пропитанием тела и естественными потребностями. Под этим предлогом оно копит богатство сверх всякой меры, но так и не находит удовлетворения. И тот, кто хочет сохранить себя чистым от этого, поистине должен, как говорит Мудрец, творить в своей жизни чудеса и необыкновенные вещи.

Однако если человек желает творить не только добрые дела, но и чудеса, что может быть угодно и приятно Богу, зачем ему искать еще чего-то? Пусть смотрит за самим собою и беспокоится о том, чтобы не гнаться за золотом и не возлагать упование на деньги, — и пусть золото само гоняется за ним и ищет его благосклонности. Да не возлюбит он ничего из перечисленного и не приклоняет свое сердце к ним вещам; тогда он будет поистине щедрым, творящим чудеса, счастливым человеком, как говорится в книге Иова XXXI: «Я никогда не полагал в золоте опору мою и никогда не делал золото своей надеждой и опорой». И в Псалме LXI: «Если богатство умножается, не прилагай к нему сердца». Также и Христос учит в Матфея VI, что нам не следует заботиться о том, что нам есть, что пить и во что одеваться, поскольку Бог заботится обо всем этом и знает, что мы имеем нужду во всех этих вещах.

Но некоторые скажут: «Да, надейся на это, не заботься ни о чем, и посмотрим, влетит ли жареный цыпленок тебе в рот сам собою!» Я вовсе не говорю, что человек не должен трудиться и зарабатывать на хлеб; но ему не следует беспокоиться, не следует жадничать, не следует отчаиваться, думая, что он имеет слишком мало; ибо в Адаме мы все были осуждены трудиться, когда Бог сказал ему в Бытии III: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». А в книге Иова V читаем: «Как птицы для полета, так человек рожден для труда». Но птицы летают, не ведая забот и жадности, так и нам следует трудиться беззаботно и без жадности. Если же ты заботишься и жадничаешь, мечтая о жареных цыплятах, влетающих тебе в рот, то заботься и жадничай — и посмотрим, исполнишь ли ты Божью Заповедь и спасешься ли!

III. Этому делу нас учит сама вера. Ибо если сердце человека ищет Божьего расположения и уповает на него, как может он быть жадным и обременять себя заботами? Он должен быть непоколебимо уверен, что Бог заботится о нем; потому он не прилепляется к деньгам и использует их с радостной щедростью на благо ближнего своего, прекрасно зная, что не потерпит недостатка, сколько бы он ни раздал. Ибо его Бог, на Которого он уповает, не солжет ему и не оставит его, как написано в Псалме XXXVI: «Я был молод и состарился; никогда я не видал верующего человека, уповающего на Бога, оставленным или дитя его просящим хлеба». Поэтому апостол называет идолослужением лишь грех стяжательства, поскольку этот грех яснее всего свидетельствует, что человек не доверяет Богу во всем и ожидает от своих денег больше добра, чем от Бога. Как уже было сказано, именно таким упованием мы поистине почитаем или бесчестим Бога.

И действительно, из этой Заповеди мы можем ясно увидеть, что все добрые дела должны делаться с верой; ибо каждый наверняка понимает, что причина стяжательства — недоверие, а причина щедрости — вера. Ведь если человек уповает на Бога, он щедр и не сомневается, что у него всегда будет достаток; и напротив, человек жаден и обременен заботами, если он не уповает на Бога. Вера является одновременно подрядчиком, и исполнителем доброго дела щедрости как в этой Заповеди, так и во всех других Заповедях, и без этой веры щедрость — всего лишь бесполезная и беспечная растрата денег.

IV. Поэтому нам следует знать, что эта щедрость должна распространяться даже на наших врагов и противников. Ибо что это за доброе дело, если мы щедры только по отношению к своим друзьям? Как учит Христос в Луки VI, даже порочный человек поступает так со своим другом. Вдобавок, и бессмысленные животные также добры и щедры по отношению к своим сородичам. И потому христианину должно подняться еще выше и позволить, чтобы его щедрость служила также недостойным, злодеям, врагам и неблагодарным — подобно тому как его небесный Отец позволяет солнцу восходить и для добрых, и для злых, а дождю — падать и на благодарных, и на неблагодарных.

Но здесь-то и откроется, как трудно делать добрые дела в соответствии с Божьей Заповедью, как наше естество извивается, изгибается и вертится, противясь ей, хотя добрые дела по собственному выбору делает легко и радостно. И потому обратись к своим врагам и к неблагодарным и делай им добро; тогда ты увидишь, насколько ты близок или далек от этой Заповеди, и насколько всю свою жизнь тебе придется посвятить исполнению этого дела. Ибо если твой враг нуждается в тебе, а ты не поможешь ему, будучи способен к тому, это все равно, как если бы ты украл у него то, что ему принадлежало, ибо твой долг перед ним состоял в том, чтобы помочь ему. Так говорит св. Амвросий: «Накорми голодного; если не накормишь, ты все равно, что убил его». И эта Заповедь включает в себя дела милосердия, которые Христос потребует от рук человека в последний день.

Однако магистраты и городские управители должны следить за тем, чтобы бродяг, паломников и попрошаек из других стран не пускали в город, или пускали хотя бы с ограничениями и на определенных условиях, дабы негодные люди не могли вольничать под видом попрошаек, и чтобы их негодные поступки, которых ныне в избытке, пресекались. Более подробно это Заповедь я рассмотрел в Трактате о ростовщичестве.

— Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть IV

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть VI | Мартын_Лютый - Fides Quaerens Intellectum | Лента друзей Мартын_Лютый / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»