IX. Поскольку же власти развращены и совершенно пренебрегают своим делом, отсюда несомненно должно вытекать, что они злоупотребляют своей властью, занимаясь посторонними и порочными делами, — точно так же, как поступают родители, когда требуют нечто противоречащее воле Бога. Здесь нам следует проявить мудрость; ибо апостол сказал, что гибельным будет время, когда станут править подобные властители. Ибо если мы не делаем и не исполняем все, что они нам предписывают, это выглядит так, будто мы противимся их власти. И потому нам следует крепко держаться за первые три Заповеди и за Первую Скрижаль и пребывать в уверенности, что ни один человек, будь то епископ, или папа, или ангел, не вправе давать какое-либо повеление или принимать какое-либо решение, противоречащее или устраняющее эти три Заповеди или не способствующее их исполнению; если же они пытаются поступать подобным образом, их повеления недействительны и не имеют никакой силы; более того, мы грешим, если следуем и повинуемся подобным повелениям, или хотя бы терпим их.
Отсюда просто понять, что установления о посте не распространяются на больных, беременных и тех, кто по иным причинам не может поститься без вреда для себя. А если посмотреть еще выше, в наши дни из Рима не исходит ничего, кроме потока духовных товаров, которые открыто и бесстыдно продаются и покупаются, индульгенций, приходов, монастырей, епископатов, пробств, бенефиций и всего, что когда-либо и где-либо было создано для служения Богу; благодаря чему не только деньги и богатства мира стекаются и свозятся в Рим (это было бы ничтожнейшим вредом), однако приходы, епископаты и прелатуры распадаются, пустеют, опустошаются, и потому люди остаются без попечения, Слово Бога, а также Имя и Слава Бога упраздняются, а вера разрушается, так что подобные институты и должности, в конечном итоге, оказываются в руках не только невежественных и неподходящих людей, но большая их часть — в руках римлян, величайших злодеев в мире. Таким образом, что было создано для служения Богу, для наставления и назидания народа и управления им, отныне обращается на пользу конюших, скотогонов, а также — смягчая выражения — римских блудниц и негодяев; и за это нам нет большей благодарности, чем когда они за это смеются над нами, почитая нас за глупцов.
X. Если же все подобные нестерпимые злодеяния совершаются именем Бога и св. Петра, словно имя Божье и духовная власть даны для того, чтобы хулить и бесчестить Бога, разрушать христианство, тело и душу, долг поистине обязывает нас противиться этому надлежащим образом, насколько возможно. И здесь нам следует поступать так, как поступают благочестивые дети, чьи родители обезумели, и прежде всего разобраться, по какому праву учрежденное для служения Богу в наших землях или предназначенное для пропитания наших детей, должно осуществлять свои функции в Риме и оставлять их здесь, где оно должно исполнять свою службу. Как можем мы быть столь глупы?
Тогда, раз епископы и духовные прелаты бездействуют в этом вопросе, не противятся или боятся и тем самым позволяют христианству гибнуть, наш долг, прежде всего, состоит в том, чтобы смиренно взывать к Богу о помощи в отвращении этого зла, затем приложить собственные руки к достижению той же цели, отправить этих придворных вельмож с верительными грамотами из Рима восвояси и обстоятельно и вежливо проинформировать их, что, если они желают должным образом осуществлять попечение о своих приходах, им следует жить там и назидать людей проповедями или добрым примером; в противном случае, если они живут в Риме или где-либо еще, опустошая и развращая церкви, то пусть их и кормит папа, которому они служат. Не подобает нам оказывать честь слугам папы, его людям, его негодяям и блудницам, причиняя тем самым разрушение и вред собственной душе.
Вот! Они-то и есть истинные сарацины, против которых королям, князьям и знати следует обратить свой меч в первую очередь, стремясь при этом не к собственной выгоде, но единственно к пользе христианства, прекращению богохульства и бесчестия, причиняемого божественному Имени; и таким образом поступить с клириками, как с отцом, утратившим совесть и разум, который, если его не связать и не обуздать (со всяким смирением и почтением), может убить своего ребенка, наследника и всех остальных. Таким образом, нам должно почитать римские власти как нашего высочайшего отца, однако же, поскольку они лишились разума и утратили совесть, не позволять им того, что они пытаются делать, иначе они уничтожат христианство.
— Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть III, §9-10