[267x200]Если принять за отправную точку праведность от веры, легко распознать тех, кто лишь выдает себя за христиан, и антихристианских противников истины — они проповедуют праведность от закона. Праведность от закона не имеет никакого отношения к тому, что человек намеревается возмочь приблизиться к Богу добрыми делами, даже если это примитивное намерение является, по существу, все тем же языческим жертвоприношением, тяга к которому от природы заложена в крови каждого человека. Напротив, это еще более тяжелые и прочные оковы, которые делают человека узником круговорота закона и дел, даже если в этой своей тюрьме он черпает силы и надежду из сияющего перед его глазами идеала безгрешного совершенства. Лютер называет это necessitas operum (необходимостью дел), которая делает человека рабом необходимости делать дела. Сам человек постоянно стремится понять, кто он такой, посредством дел — ведь «если ты праведен, покажи, что ты праведен»! И глубоко в душе человек понимает, что его жизнь и мучения, счастье и уныние зависят от того, преуспевает он в своих делах или нет.
Если эти кандалы, выкованные из дел и держащие меня в узах, можно было бы разрушить изнутри (т. е. моими собственными силами), если бы моя совесть могла освободиться от «осуждения дел» (так, чтобы мне вменялись не мои собственные дела, но Божьи), и если бы я мог повлиять на приговор, который будет вынесен мне на основании моей жизни, я был бы поистине свободен! Тогда этот закон, круговорот моего эго, моих дел и моей совести, оказался бы разорванным, и я мог бы взяться за предлежащие мне дела с сознанием того, что Божий суд на моей стороне, и с уверенностью господина, повелевающего своим рабам. Тогда я бы действовал с величайшей свободой и уверенностью, зная, что никакое дело, которое я способен совершить, не определяет мою участь, мое спасение или мою праведность в глазах Бога. Это и есть тот небесный дар, который Лютер видит в Новой Праведности, — свобода детей Божьих, которые делают дела просто для того, чтобы их сделать, но которым не нужно делать совершенно ничего, чтобы знать, что они живы Божьей милостью.
— Hans J. Iwand. The Righteousness of Faith According to Luther, pp. 66-67