В предисловии к первой части своих сочинений на немецком языке в 1539 году Лютер пишет:
Позвольте мне показать вам правильный способ изучения богословия; тот, которым пользовался я сам. Если вы воспользуетесь им, то станете настолько учеными, что, если бы понадобилось, вы смогли бы писать книги ничуть не хуже тех, что написаны Отцами и церковными соборами. Так и я со смелостью в Боге дерзаю говорить о себе — без тщеславия и лжи, — что я не уступаю некоторым Отцам в том, что касается написания книг; в том, что касается моей жизни, мне до них далеко.
Это тот самый метод, которому в 118-м псалме учит благочестивый царь Давид, и который, без сомнения, практиковали все патриархи и пророки. В 118-м псалме вы найдете три правила, которые обильно растолковываются на протяжении всего псалма. Они называются так: Oratio, Meditatio, Tentatio.
Маттиас Гаффенреффер, профессор богословия и канцлер Тюбингенского университета (ум. 1619), ставит эту аксиому Лютера во главу своей догматики, одновременно расширяя ее на основании Писания и применяя к условиям своего времени. Среди богословов прошлого столетия Рудельбах (ум. 1862) так писал в своей речи, посвященной Лютеровскому наставлению о том, как изучать богословие: «Вы знакомы с великими словами Лютера: Oratio, meditatio, tentatio faciunt theologum. Эти слова заключают в себе всю нашу теологическую методу. К этому, как и всегда, когда мысль носит на себе отпечаток Духа Божьего, нечего добавить, и нечего от этого убавить». Нет сомнения, что прискорбная нехватка истинных учителей вскоре прекратилась бы, если бы метод Лютера использовали повсеместно.
— Franz Pieper. Church Dogmatics, vol. 1