[показать]Все верующие подобны нищему Лазарю; и каждый верующий — истинный Лазарь, ибо в нем живут те же вера, мысли и желания, что и в Лазаре. А тот, кто не будет Лазарем, несомненно, разделит участь богатого скупердяя в адском пламени. Ибо всем нам, как и Лазарю, должно полагаться на Бога, смириться пред Ним, позволить Ему действовать в нас по Своему благоволению и быть готовым служить всем человекам. И хотя не все мы страдаем от таких же болезней и нищеты, в нас, тем не менее, должны быть те же мысли и желания, какие были у Лазаря, чтобы с радостью терпеть такие несчастья, когда будет угодно Богу.
Ибо такая нищета духа может присутствовать и у тех, кто владеет обширным имением — например, Иов, Давид, Авраам были нищими и богатыми. Ибо Давид в Псалме 38:13 говорит: «Странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои». Как это может быть — ведь он был царем и владел обширными землями и большими городами? Так это было: хотя он действительно владел всеми этими богатствами, его сердце не прилеплялось к ним, и они были для него ничто в сравнении с богатствами, которые он имел в Боге. Аналогичным образом, он говорил о своем телесном здоровье, что почитает его ничем в сравнении со здоровьем его души перед Богом, и он действительно не стал бы роптать, порази его Бог телесными немощами и болезнями. Также и Авраам, хотя он и не изведал нищеты и страданий Лазаря, тем не менее, мыслями и волей был готов снести то же, что и Лазарь, если бы Бог посетил его такими скорбями. Ибо святые должны иметь один и тот же внутренний ум и дух, но не не могут иметь одинаковые внешние дела и страдания. потому Авраам и признал в Лазаре одного из своих и принял его в свое лоно; он не мог бы сделать этого, если бы не был единомыслен с Лазарем и не был доволен его нищетой и немощами. Так нам возвещается сумма и смысл Евангелия, чтобы нам увидеть, как вера повсеместно спасает, а неверие осуждает.
— Из проповеди Лютера на Первое воскресенье после Троицы