Вера — это не человеческое понятие или мечтание, которое некоторые принимают за веру. Когда они не видят, чтобы за верой следовали исправление жизни и какие-либо добрые дела, однако много слышат и говорят о вере, то впадают в заблуждение и начинают говорить: «Веры недостаточно; чтобы быть праведными и спастись, нужно делать дела». Это происходит потому, что, слыша Евангелие, они возвращаются к делам и влагают себе в сердце — своими собственными силами — мысль, которая говорит: «Я верую». Ее они и считают истинной верой. Однако это человеческое воображение, мысль, которая так и не доходит до глубин сердечных, и потому ничего из нее не получается, и никакого исправления за нею не следует. Вера же, напротив, — это Божье действие в нас. Она изменяет нас и делает нас вновь рожденными от Бога (Иоанна 1); она умерщвляет ветхого Адама и делает нас совершенно другими людьми — по сердцу, по духу, по уму и по способностям, — и приводит с собой Святого Духа. О, эта вера — она такая живая, кипучая, деятельная, и сильная! И потому невозможно, чтобы она беспрестанно не производила добрые дела. Она не спрашивает, нужно ли сделать какие-нибудь добрые дела, но еще до того, как возникает такой вопрос, она их уже сделала и всегда готова делать. Тот, кто не делает таких дел, — человек без веры. Он шарит руками и оглядывается в поисках веры и добрых дел, но не знает, что такое добрые дела, хотя беспрестанно и многословно говорит о вере и добрых делах. Вера — это живая и дерзновенная уверенность в благодати Божьей, настолько твердая и непоколебимая, что человек готов тысячу раз поставить на нее собственную жизнь. Эта уверенность в Божьей благодати и знание о ней производит в человеке такую радость, и смелость, и счастье в общении с Богом и всеми Его творениями; и это производит в нем Дух Святой через веру. Поэтому человек без всякого принуждения готов и рад творить добро всем, служить всем, переносить все, любя и хваля Бога, явившего ему эту благодать; и потому невозможно отделить дела от веры — почти так же невозможно, как отделить тепло и свет от огня. Так берегитесь же собственных ложных представлений и тех пустословов, которые почитают себя достаточно мудрыми, чтобы рассуждать о вере и добрых делах, хотя сами при этом — величайшие глупцы. Молитесь, чтобы Бог произвел в вас веру; иначе вы навеки останетесь без веры, что бы вы ни думали и ни делали.
Праведность же и есть такая вера, и зовется она «Божьей праведностью» или «праведностью, угодной Богу», потому что Бог дарует ее и засчитывает ее в праведность ради Христа, Посредника нашего, и побуждает человека отдавать всякому человеку то, что он должен Ему. Ибо благодаря вере человек становится безгрешным и находит удовольствие в Божьих заповедях; поэтому он воздает Богу принадлежащую Ему честь и вовращает Богу то, что должен Ему; но при этом он с готовностью служит человеку любым возможным способом, и таким образом возвращает свой долг каждому. Такую праведность не могут произвести ни природа, ни свободная воля, ни наши собственные силы. Никто не может наделить верой самого себя, и в равной мере никто не может избавить самого себя от неверия; как же, в таком случае, можно избавить себя хотя бы от одного греха, пусть даже самого маленького? Поэтому все, что делается без веры или в неверии, ложно; это лицемерие и грех, каким бы хорошим оно ни казалось (Римлянам 14).
— Мартин Лютер. Предисловие к лекциям по Посланию к римлянам