[показать]Теперь нам следует обратить свой взор к Вознесению Господа Иисуса Христа. Прежде всего, просто сказать и нетрудно понять, что Господь вознесся на небеса и сидит одесную Бога. Но если эти слова не принять сердцем, они останутся мертвым грузом в нашем уме.
Следовательно, нам должно размышлять о Его Вознесении и Господстве как о чем-то действенном, животворном и непрестанном и не следует воображать, будто Он восседает наверху, пока мы держим в своих руках бразды правления здесь внизу. Нет, Он вознесся на небеса потому, что оттуда Он может наилучшим образом делать Свое дело и осуществлять владычество. Если бы Он остался на земле видимым для людей образом, Он не мог бы действовать столь плодотворно, ибо все люди не могли бы быть с Ним и слышать Его. И потому Он воспользовался способом, который позволил Ему достичь всех и царствовать во всех, проповедовать всем и быть услышанным всеми, быть со всеми. Следовательно, берегись, чтобы не внушить себе, что Он ушел и теперь находится далеко от нас. Все обстоит как раз наоборот: пока Он был на земле, Он был далеко от нас; теперь же Он очень близок.
Рассудок не в состоянии осознать, как это возможно. И потому это предмет веры. Здесь человек должен закрыть глаза и не следовать своему рассудку, но принимать все верой. Ибо как может рассудок принять мысль о том, что есть Некто подобный нам, Кто видит все, испытует все сердца и наделяет всех верой и Духом; или что Он восседает на небесах, однако пребывает с нами и в нас и владычествует над нами? Не тщись постичь это умом, но говори: «Это Писание, это записано в Божьем Слове, которое неизмеримо выше всякого понимания и рассудка». Оставь свои рассуждения и поверь Писаниям, которые свидетельствуют о Нем — как Он вознесся на небеса и сидит одесную Бога, и владычествуют. Давайте исследуем некоторые библейские тексты, в которых затрагивается этот вопрос.
Прежде всего, Псалом 8:5-7 говорит о Христе: «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его». Здесь пророк обращается к Богу со словами о некоем человеке и восхищается тем, как Бог на время умалил этого человека, позволив ему умереть, умалил его настолько, что со стороны могло показаться, будто Бог оставил его. Но через короткое время Бог возвысил его, так что всякая тварь на небе и на земле должна слушаться его. За эти слова нам должно держаться, к ним нам должно прилепляться, в них нам должно верить; ибо рассудок не желает подчиниться им или смириться с ними, но объявляет их ложью. Но чтобы все подчинялось Ему и склонялось к Его ногам, Ему должно восседать там, откуда Он может видеть весь мир целиком, небеса, ад и каждое сердце; откуда Он может видеть весь грех и всю праведность, и может не только видеть все, но и владычествовать соответственно.
Следовательно, это величественные и сильные слова. Они даруют сердцу великое утешение, так что верующие в них исполняются радости и мужества и дерзают говорить: «Мой Господь Иисус Христос владычествует над смертью, сатаной, грехом, праведностью, телом, жизнью, врагами и друзьями. Чего мне бояться?» Ибо когда враги стоят у моего порога и замышляют убить меня, моя вера рассуждает так: «Христос вознесся на небеса и стал Господом всякой твари, потому и враги мои также должны подчиняться ему, и не в их власти причинить мне вред. Пусть попробуют поднять на меня хотя бы палец или повредить хотя бы волос на моей голове вопреки воле моего Господа Иисуса Христа». Когда вера полагается и опирается на этот артикул, христианин стоит твердо, смело и непоколебимо и говорит так: «Если Господу моему угодно, чтобы они, враги мои, убили меня, я блажен; я с радостью умру». Итак, ты видишь, что Он вознесся на небеса не для того, чтобы оставаться безучастным, но чтобы владычествовать; и сделал это рада нашего блага, чтобы даровать нам утешение и радость. Это первый текст.
Далее, в Псалме втором, стихах 7 и 8, мы читаем, как Бог говорит Христу: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе». Здесь ты вновь видишь, что Бог назначает Христа Господом всей земле. Но если Он — Мой друг, и если я убежден, что Он умер за меня, даровал мне все и ради меня восседает на небесах, охраняя меня, кто способен сделать мне хоть что-нибудь? И если кто и сделает мне хоть что-нибудь, какой вред он может мне принести?
Далее, в Псалме 109, в 1-м стихе, Давид снова говорит: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». А ниже, в стихах 5-7: «Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу».
И опять, в еще одном псалме, Давид говорит: «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» (67:19). И все пророки старались описать вознесение Христа и Его царство. Ибо как Его страдания и смерть глубоко укоренены в Писаниях, так укоренены в Писаниях и Его царство, Его воскресение и вознесение. Именно так нам должно думать о вознесении Христа. Иначе оно не принесет нам ни радости, ни пользы. Ибо что доброго выйдет из того, если ты просто проповедуешь, что Он вознесся на небеса и сидит там со сложенными руками? Вот, что сказал бы пророк в псалме: «Христос взошел на высоту и пленил плен». Иными словами, Он не просто сидит на высоте, но и присутствует здесь. И Он взошел туда именно для того, чтобы присутствовать внизу, чтобы наполнять Собою все и быть везде; Он не смог бы делать этого, останься он на земле, ибо здесь, будучи в теле, он не мог бы присутствовать одновременно со всеми. Он вознесся на небеса, где всякое сердце может видеть Его, откуда Он может иметь дело со всеми людьми и наполнять Собою все творение. Он вездесущ, и все наполнено Его полнотой. Ему нет ничего равного ни на небесах, ни на земле, но Он владычествует над всем, и все должно безусловно повиноваться Ему. Он не только правит всем творением и наполняет Его (это не укрепило бы мою веру и не избавило бы меня от грехов), но также пленил плен.
Некоторые истолковывали это слово «плен» в том смысле, что Он избавил святых патриархов из-под власти ада; но такое толкование также не приносит пользы моей вере, ибо в нем нет ничего назидательного. И потому нам следует понимать этот вопрос просто: речь идет о всяком «плене», о всяких узах, которые подчиняют нас и удерживают в своей власти. Я сын Адама, исполнен греха и ужасно испорчен; а потому закон держит меня в узах, так что моя совесть находится в оковах, а я приговорен к смерти.
Из этого плена никто не может освободиться сам собою, за исключением одного-единственного Человека, Христа. Что же Он сделал? Он сделал грех, смерть и сатану Своими должниками. Грех обрушился на Него так, словно мог победить Его, но потерпел неудачу; Христос уничтожил грех. Сатана, смерть и ад отправились по тому же адресу. Но мы неспособны сделать это, если Он не придет нам на помощь. Сами по себе мы обречены на погибель. Он же, не соделавший никакого греха и исполненный праведности, попрал сатану, смерть и ад и уничтожил их, пленив все, что намеревалось пленить нас, так что грех и смерть более не могут причинить мне вред.
Именно такова власть, которую Он повелевает нам проповедовать: что все верующие в Него освобождаются от уз. Я верую в Того, Кто пленил грех, смерть и все, что угнетало нас. Это радостная проповедь, исполненная утешения — мы слышим, что смерть упразднена и уничтожена, так что мы ее более не видим. Однако эта проповедь дарует радость и утешение лишь тем, кто верит ей. Ты не обретешь избавления от уз в своих делах, постах, молитвах, епитимьмях, тонзурах и рясах и ни в чем ином, что в твоих силах; но только там, где восседает Христос, куда Он вознесся, и куда Он увел с собой плен. И потому тот, кто хочет освободиться от греха и избавиться от сатаны и смерти, должен прийти туда, где есть Христос. Но где же Он? Он здесь, с нами, и именно ради этого Он восседает на небесах — чтобы быть рядом с нами. Таким образом, мы там с Ним, а Он здесь с нами. Он нисходит к нам посредством Слова, а мы восходим к Нему посредством веры.
Итак, повсюду в Писаниях мы видим, что вера — это нечто столь несказанно великое, что мы никогда не сможем проповедать о ней достаточно или полностью выразить ее в словах. Ее нельзя увидеть и услышать, а потому в нее должно верить. Природа веры такова, что она ничего не чувствует, но просто следует словам, которые слышит, и прилепляется к ним. Если веруешь, имеешь; если не веруешь, не имеешь. Именно так нам следует понимать артикул веры, который гласит, что Христос вознесся на небеса и сидит одесную Бога.
— Мартин Лютер. Из проповеди на Вознесение Христово, 1523 (текст: Марка 16:14-20)