• Авторизация


Лютер о неверном размышлении над страданиями Христа 22-04-2011 23:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


НЕВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ СТРАДАНИЙ ХРИСТА

[показать]Прежде всего, некоторые размышляют над страданиями Христа таким образом, что распаляются злобой против иудеев, сетуют и плачут о несчастном Иуде и на том успокаиваются — точно так же, как они привычно сетуют на других людей, а также осуждают своих врагов и перемывают им кости. Такое времяпровождение поистине можно назвать размышлением не о страданиях Христа, а о порочности Иуды и иудеев.

Другие рассуждают о разного рода благах и плодах, которые можно извлечь из размышлений над Страстями Христовыми. В этом смысле их сбивает с толку высказывание, приписываемое Альберту Великому, в соответствии с которым однажды мимоходом подумать о страданиях Христа лучше, чем целый год молиться или ежедневно молиться по Псалтири и т. п. Люди слепо следуют этому правилу и поступают вопреки истинным плодам Страстей Христовых, ибо тем самым стремятся удовлетворить собственные эгоистические желания. И потому они украшают себя картинками и книжками, письменами и распятиями, а некоторые заходят так далеко, что воображают, будто тем самым защищают себя от воды, огня и меча, а равно и всех прочих опасностей. Получается, что страдания Христа призваны гарантировать им полную свободу от страданий, что противоречит сути и природе Страстей.

Третьи настолько проникаются сочувствием к Христу, что плачут и рыдают о Нем, потому что Он был так чист и невинен, и уподобляются женщинам, следовавшим за Христом из Иерусалима, которых Он упрекнул, сказав, что им следовало бы плакать о себе и о своих детях. Таковые застревают посреди Страстного времени и находят великое утешение в сцене отшествия Господа из Вифании или в страданиях и скорби Девы Марии, но дальше не делают ни шагу. Они час за часом отодвигают Страсти, и одному Богу известно, спят они таким образом или бодрствуют. В числе этих упрямцев есть и те, кто утверждает, что великие благословения дарует Святая Месса, в простоте своей они думают, что с них довольно и того, что они ходят к мессе. На такие мысли наводят нас высказывания некоторых учителей о том, что месса полезна сама по себе — opere operati, non opere operantis, — даже без наших собственных заслуг и достоинств, как если бы этого было достаточно. Однако месса была учреждена на ради ее самой, но чтобы испытать нас — в особенности в том, что касается размышлений о страданиях Христа. Ибо там, где мы не размышляем о них, мы превращаем мессу, как бы хороша они ни была сама по себе, в приземленное и бесплодное дело. Ибо что тебе проку с того, что Бог есть Бог, если Он не Бог для тебя? Что толку с того, что ядение и питие сами по себе полезны и хороши, если они не укрепляют тебя, и есть опасность, что наши многочисленные мессы не смогут сделать нас лучше, если мы не ищем в них истинного плода?

— Мартин Лютер. Из проповеди на Страстную Пятницу (1519)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Лютер о неверном размышлении над страданиями Христа | Мартын_Лютый - Fides Quaerens Intellectum | Лента друзей Мартын_Лютый / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»