• Авторизация


Герман Зассе о новом либерализме 18-02-2011 01:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


7 апреля 1962 года

Дорогой профессор Пройз,

Вот уже почти две недели, как я вернулся из своей кругосветной поездки, немного устав от суеты последних недель, но обновившись духом благодаря тому, что я увидел за месяцы, проведенные за границей… То, как Ваши студенты слушали пожилого иностранца, и уверенность, которую они проявляли в наших беседах о самых животрепещущих вопросах лютеранской церкви и ее учения, были для меня источником великого утешения. …Я поневоле думал о них, когда в Германии встретил иную разновидность студентов — эрудированных молодых экзистенциалистов, не знающих, как растолковать христианской общине «мифы» Рождества и Пасхи. Это значит, что они верят в «послание», но не в историческую достоверность евангельских повествований… Я встретился с Борнкаммом (Генрихом, церковным историком) и имел в высшей степени трогательную встречу с Петером Брюннером, с которым в гитлеровские времена я был связан церковной борьбой. Он уже довольно пожилой человек, весьма разочарованный лютеранством в EKiD. Он сказал мне, что с разочарованием вспоминает свою жизнь, потому что все его попытки восстановить права лютеранской церкви в союзе оказались тщетными. В том случае, если его церковь признает ординацию женщин, он удалится от всякой деятельности в церкви. Он испытывает отвращение к новому библейскому богословию, которое разрушает всякое учение. На мой вопрос, почему он не выступает против этих людей, он ответил, что слишком устал, чтобы продолжать борьбу. Непонятно, как это богословие, которое разрушает историческую суть почти всей “Heilsgeschichte” и довольствуется «керигмой», которую видит за «мифами», смогло завладеть умами молодых немецких протестантов. Почему старики, которым далеко за семьдесят, подобные Бультманну и Тиллиху, уводят из наших церквей молодежь — даже в Америке. Вероятно, это возвращение к богословию времен до 1914 года, возрождение той одержимости историей, утратившей способность мыслить категориями догматики.

Практический результат этого таков, что более молодое поколение пасторов с трудом приспосабливается к практической деятельности. В их проповедях виден контраст между недогматическим богословием и необходимостью проповедовать учение церкви. Эти расщепленные личности производят на свет проповеди, производящие впечатление не более чем интеллектуальных упражнений, дотошного обсуждения проблем, которые средняя община не в состоянии понять. Да и как может быть иначе, если проповедовать о воскресении Христа с уверенностью, что повествование о Пасхе — это миф… То племя преподавателей, которые одновременно были пасторами, вымерло. А там, где такие преподаватели еще есть, их поднимают на смех, как недавно заметил профессор Триллхаус из Геттингена… В Гейдельберге я не застал Шлинка, но узнал, что он в Риме. Я позвонил ему туда и на последнем отрезке своего путешествия осуществил свою старую мечту увидеть город апостолов. Мы провели вместе многие часы, осматривая достопримечательности…

С наилучшими пожеланиями, искренне Ваш,

Г. Зассе

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Герман Зассе о новом либерализме | Мартын_Лютый - Fides Quaerens Intellectum | Лента друзей Мартын_Лютый / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»