Внешне мы, конечно, соблюдаем Закон, принимаем благопристойный вид и держимся за него твердой рукой. Но в сердце мы удаляемся от него. Мы соблюдаем Закон без желания. По природе у нас нет желания исполнять Закон, если только Святой Дух не просвещает наши сердца Своей благодатью. И потому, даже если мы соблюдаем Закон делами, мы все же делаем это не от чистого и искоеннего сердца. Ибо это делается ради нашей репутации или из страха наказания.
[250x96]Поскольку Бог дал Закон, и поскольку Он знает, что никто не соблюдает его, Он также сотворил тюремщика, погонщика и привязь. Ибо Писание устанавливает такого надзирателя [за исполнением Закона], сравнивая его с человеком, погоняющим упрямого мула, которого постоянно приходится толкать, тянуть и подгонять палкой, иначе он не двинется вперед. Итак, этот надзиратель за исполнением Закона должен тебя бить. Он всегда должен понукать, хлестать, подгонять, вешать, жечь, обезглавливать и мучить тебя, чтобы ты боялся. Ибо Бог не желает, чтобы Закон был просто дан людям, но чтобы он также подгонял их, держал их в кулаке и заставлял их работать. Ибо только так люди могут выжить. Если их не заставлять, они ничего не будут делать. Это потому, что сердце не может соблюдать Закон — ведь это совершенно против его природы.
Итак, если бы в мире не было наказания, в мире не было бы ничего, кроме царства смерти, прелюбодеяния, воровства, грабежа, убийства и всяческого богохульства. Никто не будет защищен от других людей. Но когда есть надзирающий за исполнением Закона, который наказывает мерзавцев и богохульников, это должно усмирить толпу. Они поймут, что им не дозволено вести себя столь дерзко и жить по своим собственным желаниям. Итак, необходимо, чтобы Закон продолжал понукать людей и этих неистовых бунтарей. Он всегда побуждает и понукает, как гонят и направляют свиней и диких животных.
И теперь, если мы исполняем Закон, но не любим его, то мы являемся врагами Закона, ибо он борется с нашими похотями. Но Бог устроил все это таким образом, что эта борьба истощает нас. Тем самым мы можем научиться верно оценивать свои способности и возможности. Итак, мы смотрим на самих себя и говорим: «Бедный я человек, я должен соблюдать Закон, но не хочу этого делать. Да, у меня нет ни малейшего желания делать это. И потому я должен отказаться от любых наград и благодарностей, которые я мог бы получить, если бы верно и радостно соблюдал Закон».
Итак, все, находящиеся под Законом, делают это без желания. И потому мы мучаемся, нам приходится собблюдать Закон, но при этом мы не получаем ни малейшей награды.
— Мартин Лютер. Вторая проповедь на праздник Принесения Младенца Христа во Храм, 1526 (Текст: Луки 2:22-32)