Пятидесятники поклоняются так, как они поклоняются, потому, что исповедуют пятидесятническое учение.Но почему некоторые лютеране поклоняются так же, как пятидесятники, баптисты и методисты?
Подсказка: никакой загадки тут нет.
Размещая в блоге недавнюю заметку под названием «Загадка пастора Уилкена о поклонении», я надеялся понять, почему некоторые лютеране отказались от лютеранского богословия поклонения. Многие полученные ответы были замечательны.
Но некоторые ответы показали и кое-что другое: если ты собираешься встрять в лютеранские споры по поводу поклонения, тебе лучше научиться узнавать по запаху копченую селедку.
«Копченая селедка» — образное выражение, обозначающее отвлекающий маневр, действие, предпринятое с целью сменить тему или сбить с толку.
В лютеранских спорах о поклонении подобных «селедок» используется множество. Вот лишь некоторые, наиболее распространенные:
• О вкусах не спорят.
• Орган — не единственный инструмент, под который можно петь.
• Ты полагаешься на обряды, чинопоследования и человеческие традиции, а не на Слово Божье.
• В современной музыке нет ничего плохого — все гимны были современными в момент их написания.
• Перу нелютеран принадлежат некоторые замечательные гимны.
• Ты хочешь использовать лишь гимны и литургии XVI века.
• Сборник гимнов Миссури-Синода — не единственный способ поклонения.
• Единственное, что имеет значение, — это Евангелие. Остальное — адиафора.
• Ты прямо как те древние лютеране, которые настаивали на сохранении немецкого языка.
• Ты считаешь христианами только лютеран.
• Ты утверждаешь, что есть только один правильный способ поклонения.
• Ты просто боишься перемен или пытаешься отстоять привычный для тебя порядок.
• Давайте не будем спорить о поклонении — сатана от этого только радуется.
• Давайте не будем спорить о поклонении, пока души человеческие идут в ад.
• Литургия — это лишь человеческие традиции, правила и идеи.
• Любая попытка ограничить мою свободу поклонения — это попытка надеть на меня рабский ошейник.
• Мы уже давно договорились, каким должно быть поклонение, настоящий вопрос — как лучше всего донести до людей Евангелие.
• Мы расходимся во взглядах лишь на обряды, но не на учение.
• Вся эта болтовня о копченой селедке нужна, чтобы сбить нас с толку.
• У каждого есть право на личное мнение.
• В Писании нет никаких указаний или предписаний по поводу способа поклонения.
• Я такой же лютеранин, как и ты.
• Все вы горазды трепать языком, пока кто-нибудь вроде меня не подойдет и не спросит вас: «Постой-ка, а как ты объяснишь это?»
Знакомо?
Опасность использования отвлекающих маневров в споре заключается в том, что искушение попасться на удочку очень велико. Мы просто не в силах пройти мимо подобных аргументов, оставив их без отповеди. Но помните: это всего лишь хитрая ловушка… иногда сознательно расставленная, иногда нет.
Музыка, гимны, литургия и поклонение — все это действительно важно. Но не имеет отношения к предмету нашего спора. Все перечисленное неважно для лютеранских споров о поклонении. Суть нашего спора сводится не к музыке, не к гимнам, не к литургии и не к формам поклонения, а к богословию поклонения.
Так что в следующий раз, уловив запах копченой селедки в спорах о поклонении, просто не обращайте внимания. Сосредоточьтесь на богословском вопросе. Что есть поклонение с точки зрения Писания и наших Исповеданий? Именно это является предметом спора. И не позволяйте никому отвлекать вас от него.