Если сложить все заповеди воедино, если воздать сказанному в них всяческую хвалу, которой они достойны, они все равно остаются только буквой. Иными словами, учением, не воплощенным в жизнь. Под "буквой" следует понимать всякий закон, всякое учение или послание, которое не выходит за рамки сказанного или записанного слова, которое состоит лишь из немощной буквы. В качестве примера: закон, провозглашенный князем или городским магистратом, если не добиваться его исполнения, останется обыкновенным открытым письмом, в котором действительно содержатся какие-то требования, но не приносят плода. Аналогичным образом, Закон Божий, хотя он и заключает в себе авторитетнейшее учение и вечную волю Бога, неизбежно останется лишь пустой буквой, шелухой. Без сердца, в котором он мог бы обрести жизнь, и без плода Закон бессилен дать человеку жизнь и спасение. Его вполне можно назвать правдивым перечнем оплошностей (Lass-tafel); иными словами, это список не выполненных обязанностей, но обязанностей оставшихся невыполненными. Это царский указ, написанный на всех языках мира, но оставшийся неуслышанным и не исполненным. Именно так понимал Закон Блаж. Августин. Комментируя 16-й Псалом, он пишет: "Что есть Закон без благодати, как не буква, лишенная духа?" Человеческая природа без помощи Христа и Его благодати не в состоянии Закон исполнить.
И вновь, называя Евангелие "служением духа", Павел обращает наше внимание на его способность производить в сердцах людей совершенно иное действие, нежели производимое Законом. Это действие сопровождается Святым Духом и создает новое сердце. Человек, устрашенный и отягощенный проповедью Закона, слышит эту евангельскую весть, которая не напоминает ему вновь о Божьих требованиях, но расказывает ему о том, что Бог сделал для него. Эта весть указывает на не человеческие дела, но на дела Христа, и призывает человека искренней верой принять то, что ради Сына Своего Бог простит ему грехи и примет его как Свое чадо. И эта весть, когда она принимается верой, мгновенно приносит в сердце радость и утешение. Сердце уже не бежит прочь от Бога, но, наоборот, обращается к Нему. Обретя благодать у Бога и ощутив Его милость, сердце чувствует влечение к Нему. Оно начинает взывать к Нему, и превозносить, и почитать Его как своего возлюбленного Бога. И по мере того, как эти вера и утешение растут, будет расти и любовь к заповедям, а в послушании им человек будет находить удовольствие. И потому Бог желает, чтобы Его еангельская весть возвещалась беспрестанно как средство пробуждения человеческого сердца к тому, чтобы он осознавал свое состояние и вспоминал о великой благодати и милости Бога, и чтобы таким образом сила Святого Духа постоянно возрастала. Заметьте, что здесь нет места ни влиянию Закона, ни делам человека. Здесь действует новая, небесная сила — сила Святого Духа. Он запечатлевает в сердце человека Христа и Его труд, превращая сердце в истинную книгу, содержанием которой является не простое переплетение букв, но подлинная жизнь и действие.
— Мартин Лютер. Проповедь на 2 Коринфянам 3:4-11