Наша задача, дорогие братья, состоит в том, чтобы еще раз встряхнуть наших пасторов и наши общины и заняться тем великим «научением», которого требует от нас XXIV Артикул Аугсбургского Исповедания. Позвольте мне в заключение сказать об этом несколько слов.
Наша первоочередная задача — снова и снова совершать Таинство Алтаря на полном серьезе, но также и с блаженной радостью первых христиан (Деяния 2:47). Более того, мы, лютеране, имеем великую свободу, которая, как уже было сказано, существует в совершении Римской Мессы. Она может совершаться в крайней простоте, но также и во всем великолепии древней Причастной Литургии, которую сохранил Лютер, и которую лютеранская Церковь два столетия с такой любовью сберегала как бесценное сокровище.
Именно здесь начинается «научение». Здесь мы можем многому научиться у нынешнего литургического движения. В этом вопросе они очевидно правы. Наши прихожане должны знать, что такое Gloria, Префаций, Sanctus, Benedictus и Осанна, что такое Освящение Даров, как оно объясняется в Формуле Согласия, что такое Agnus Dei и Причастие. Можно разъяснять это им с помощью специальных уроков, но можно и во время проповеди или изучения Библии. В памяти сами собой всплывает множество текстов: великие прообразы Вечери Господней в Ветхом Завете — Мелхиседек, жертвоприношение Исаака, Пасха, манна, чудесное насыщении Илии, истощенного до потери сознания в пустыне. Затем в Новом Завете, помимо конкретных текстов, в которых речь идет о Вечере Господней, есть притчи и прочие слова Господа, в которых говорится о будущей мессианской трапезе, история Страстей вкупе с прощальными речами Христа, жизнь первой Церкви, литургические формулы в посланиях и Откровении, все, что говорится о Церкви, и все тексты о первосвященническом и царственном служении Христа.
Наши конфирмационные уроки обрели бы совершенно новую жизнь, если бы они вновь стали наставлением перед Причастием, и если бы мы перестали выделять Четвертую и Шестую части Краткого Катехизиса в более или менее самостоятельное приложение к наставлению. И пусть никто не оправдывается те, что дети, дескать, еще недостаточно взрослы, или что они неверно поймут это учение. В пример того, как объяснять эти вещи детям, можно взять — с надлежащими изменениями — католическое наставление перед Первым Причастием. Это нам под силу. Остальное под силу Богу: пробудить голод и жажду по Таинству, которые в то же время являются голодом и жаждой по Слову Божьему.
— Hermann Sasse. Letters to Lutheran Pastors VI: The Lord’s Supper in the Lutheran Church