Ubi Christus, ibi ecclesia — «Где Христос, там и Церковь». Этими словами один из самых древних Отцов Церкви объяснял тайну Церкви. Эти слова также являются суммой того, во что Лютер верил относительно Церкви. Церковь созидает не сила нашей веры и не святость нашей жизни, но именно это: «Где Христос, там и Церковь». Когда Церковь именуется народом святым, общением святых, эти названия не следует понимать так, как их часто понимали в истории Церкви: «Церковь должна быть святым народом, а потому к ней могут принадлежать только святые. Долой все несвятое! Честь Христа того требует!» Когда худшие из грешников должны быть отлучены от общения, приходится заниматься классификацией грехов, чтобы определить, какие из них ведут к отлучению. Как часто это пытались сделать, и в давнем, и в недавнем прошлом. Какой впечатляющей была строгость древней Церкви, когда люди пытались создать святую и чистую Церковь (как это бывает и сегодня). Или вспомните донатистов, которые требовали, чтобы хотя бы клирики были чисты от смертных грехов. Всякий раз, когда кто-то пытался создать идеальную Церковь, это всегда заканчивалось горьким разочарованием. Общение святых превращалось в общину фарисеев.
— Герман Зассе