День св. Троицы
Сокровенный Бог
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:18-20).
…[в Сыне Божьем] мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем (Кол. 1:14-23).
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
Братья и сестры, сегодня церкви Западной традиции празднуют день Святой Троицы — потому, что сошествие Духа Святого на учеников в день Пятидесятницы стало завершением откровения Триединого Бога человечеству. Учение о Троице служит нам постоянным напоминанием о том, что Бога невозможно постичь слабым и ограниченным человеческим разумом, что познать Его можно только верой:
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор. 13:12).
Как справедливо сказал кто-то из святых древности, «если попытаешься понять Троицу, потеряешь рассудок; если отвергнешь ее, потеряешь жизнь». Это не значит, что все рассуждения о триединстве Бога — плод нашей фантазии. Напротив, христианское учение о Троице, навеки записанное в Афанасьевском Символе Веры, имеет под собой твердое библейское основание. Однако Бог неизмеримо выше всего, что мы способны вообразить или понять своим рассудком, и потому единственный способ для нас познать Его — принять верой данное нам в Писании откровение.
I. ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ УЧЕНИЯ О ТРОИЦЕ
Однажды мне задали такой вопрос:
Мне тут недавно задали вопрос, который привел меня в тупик... Вот теперь задаю его вам в надежде получить пояснение: почему Троица? То есть, какой смысл заключен в том, что Бог именно Троица, а не просто единый, как учит ислам или иудаизм?
Ответ на этот вопрос имеет две стороны. Во-первых, мы верим в Троицу не потому, что находим в этом какой-то исключительно глубокий смысл, а просто потому, что Бог именно так открывает нам Себя в Писании. Это всего лишь вопрос доверия Богу и Его Слову.
С другой стороны, учение о Троице — это не какое-то абстрактное теоретическое понятие. Бог от вечности триедин по сути Своей, и потому все Его слова и дела объяснимы и понятны только с учетом этой особенности Его бытия. Только когда мы смотрим на историю сотворения, историю искупления, историю Церкви через призму триединства Бога, все детали удивительным образом встают на свои места. И напротив, без понимания учения о Троице, все разваливается и теряет смысл. Можно сказать, что учение о Троице — это ключ к пониманию Писания.
Именно поэтому для христианской Церкви учение о Троице всегда было своего рода «лакмусовой бумажкой» ортодоксии. Отвергнуть Троицу можно, только отвергнув Писание. И потому человек, сознательно отвергающий веру в Троицу, ни при каких условиях не может быть назван христианином. Именно так говорят об этом наши вероисповедные книги:
Наши церкви в полном согласии учат, что решение Никейского собора относительно единства Божественной Сущности, а также относительно Трех Ипостасей истинно и достойно веры безо всяких сомнений. Это означает, что существует одна Божественная Сущность, Которая называется и является Богом — вечным, бестелесным, неразделимым, обладающим бесконечной силой, мудростью и благостью, Творцом и Вседержителем видимого и невидимого. И тем не менее существуют три Ипостаси, которые единосущны, равны по силе, и одинаково извечны: Отец, Сын и Святой Дух. B термин «ипостась» [личность] наши церкви используют так, как отцы Церкви использовали его, для обозначения не части или качества в другом, но того, что существует само по себе (АИ I:1-4).
…веруем и учим о том, что существует одна Божественная Сущность, неразделимая и единая и т.д., и все же существуют три различные Ипостаси одной и той же Божественной Сущности, совместно и вечно существующие, Отец, Сын и Святой Дух. Данный артикул мы всегда преподавали и защищали, мы веруем, что он имеет определенные и твердые подтверждения в Священных Писаниях и не может быть опровергнут. Мы непрестанно утверждаем, что люди, полагающие иначе, находятся вне Церкви Христовой и являются идолопоклонниками, оскорбляющими Бога (Ап. I:1-2).
II. ИСТОРИЯ ОТКРОВЕНИЯ ТРОИЦЫ
Кто-то спросит: «Но если так, почему до пришествия Христа, до дня Пятидесятницы никто из людей не верил в Троицу?» Ответ достаточно прост: оставив Бога, человек постепенно, с каждым новым поколением все больше и больше терял представление о Нем, пока Бог, наконец, не превратился либо в призрак (для философов), либо в набор страшных мифов и сказок (для язычников), либо в чеканную вероисповедную формулу (для иудеев, которые сохранили веру в единого Бога, но отвергли веру в Троицу несмотря на ясные указания, которые есть уже в Ветхом Завете). Вне реального, живого общения с Богом вера в Триединство Бога теряет всякий смысл.
Тем не менее, даже в самые мрачные века человеческой истории какие-то рудиментарные воспоминания о Триедином Боге все же сохранялись в глубинах человеческого разума — ничем иным не объяснить тот факт, что в разное время и в разных местах в совершенно языческих религиях с удивительным постоянством снова и снова проступало троичное представление о божестве (Брахма, Шива и Вишну в индуизме, или Осирис, Изис и Гор в египетской мифологии, или Ану, Бел и Эа в вавилонской). Однако все эти т. н. «языческие троицы» были всего лишь карикатурными подобиями истины, порождениями человеческой фантазии, в которой всплывают остатки былого знания Бога.
Идея триединого Божества не затерялась в ложных и многосложных мифах язычества всех времен и народов, не затмилась совершенно и в грубых, иногда крайне уродливых, образах языческих богов. Напротив… эта вечная и всемирная истина животворила во все времена: то светила поэтическому творчеству, то озаряла гений философии, то восхищала чувства художника, доколе не возблистала, наконец, невечерним светом в полном и чистом блеске своего сияния, когда над миром взошло солнце правды — Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия (Н. Троицкий).
Пришествие Христа не только даровало нам искупление грехов и восстановление общения с Богом, но и вернуло нам истинное понимание Божьего естества. Именно благодаря явлению Христа, Бога Сына, Второй Ипостаси Святой Троицы, и только благодаря ему верующие в Него вновь открыли для себя тайну божественного Триединства. Именно об этом мы читаем в Прологе Евангелия от Иоанна:
Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1:18).
III. ТРИЕДИНСТВО И ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ
Собственно, именно откровением этой великой тайны началось публичное служение Христа: во время Крещения Иоаннова в реке Иордан мы видим Бога Сына стоящим в воде, Бога Духа Святого сходящим с небес в виде голубя и слышим голос Бога Отца, доносящийся до нас из небесной славы: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22).
Удивительно, что в Евангелиях откровение тайны Триединства неразрывно связано с Крещением. Как мы только что вспомнили, первое явление этой тайны произошло именно во время Крещения Христа Иоанном. И в сегодняшнем тексте Евангелия, давая последнее напутствие ученикам перед Вознесением, Господь поручает им учить все народы, «крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа». (Интересно, что это единственная полная тринитарная формула во всех евангельских поучениях Христа!)
Эта евангельская связь между откровением тайны Триединства и Таинством Крещения вовсе не случайна. Ведь Крещение — это не человеческий ритуал, но видимое Евангелие, благодатное действие Божье, в котором мы впервые в жизни встречаемся с Ним лицом к лицу. Как мы уже говорили раньше, вне живого общения с Богом идея Триединства лишается всякого смысла, превращается в мертвенную схоластическую формулу. Но именно Крещение, в силу надежного Божьего обетования, открывает нам, недостойным грешникам, путь к общению с Богом и познанию Его верой.
Апостольский Символ Веры изначально был составлен не как догматический документ, а именно как крещальная вероисповедная формула. И потому первое поколение лютеран с особенной остротой сознавал это практическое измерение Крещения, которое заключается в соприкосновении с тайной Божьего промысла. К сожалению, сегодня мы часто преподаем нашим детям и новообращенным это учение как сухую доктринальную формулу, одно из положений книжной ортодоксии, вне всякой связи с живой верой. И потому сегодня нам особенно важно вспомнить слова, которыми Мартин Лютер предваряет толкование Апостольского Символа Веры в своем Большом Катехизисе:
Апостольский Символ Веры как бы охватывается словами: «Верую в Бога Отца, Который сотворил меня; верую в Бога Сына, Который искупил меня; верую в Святого Духа, Который освящает меня. Единый Бог и единая вера, но три Ипостаси, поэтому также и три артикула вероисповедания» (Большой Катехизис II:7).
Если мы лютеране и христиане не только на словах, то именно в этой вере мы были Крещены, именно этой верой мы живем, именно эту веру мы исповедуем перед людьми, и именной эту веру мы готовы защищать — даже ценой жизни, да поможет нам Бог!
Верую в Бога Отца, Всемогущего, Творца неба и земли;
И во Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего,
Зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии Девы,
Пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного,
Сошедшего во ад, воскресшего из мертвых в третий день,
Вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, Всемогущего Отца,
откуда Он придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, во Святую Вселенскую Церковь,
В общение Святых, в отпущение грехов,
Воскресение плоти и в жизнь вечную.
Аминь.