Наши противники искажают очень многие библейские отрывки, поскольку привносят в эти тексты свои собственные мнения и не извлекают смысл отрывка из его текста. Ибо ничего трудного в данном отрывке нет — нужно лишь отбросить толкование, которое наши противники, не понимающие ни того, что такое оправдание, ни того, как оно происходит, ни того, что такое вера, ни того, кто такой Христос, ни того, как человек оправдывается перед Богом, навязывают ему по собственному разумению. Коринфяне, быв прежде оправданы, получили много превосходных даров. Поначалу, как это обычно бывает, они пылали усердием. Потом, как пишет Павел, между ними начали возникать разногласия [разделения и секты]; они начали недолюбливать добрых учителей. Соответственно, Павел упрекает их, вновь призывая их к единству и служению любви. Хотя благие дела необходимы, было бы глупо воображать, будто дела Второй Скрижали, на основании которых мы должны строить свои отношения с людьми, а не с Самим Богом, могут оправдать нас. Но в оправдании мы должны примириться с Богом — Его гнев должен быть умилостивлен, и наша совесть должна успокоиться в Боге. Ничего этого нельзя достичь делами Второй Заповеди [т. е. любовью, но только верой, которая постигает Христа и волю Божью. Тем не менее, утрата любви действительно означает утрату Духа и веры. И потому Павел говорит: если не имею любви, я ничто. Однако же он не прибавляет к этому утверждение, что любовь оправдывает человека в глазах Бога].
Тем не менее, наши противники возражают, что любовь предпочтительнее веры и надежды. Ибо Павел говорит: Любовь из них больше (1 Кор. 13:13). Логично предположить, что величайшая и первая добродетель должна оправдывать, однако Павел в этом отрывке говорит конкретно о любви к ближнему и указывает, что любовь является наибольшей, потому что она приносит больше всего плодов. Вера и надежда направлены к одному лишь Богу, любовь же имеет бесконечное число внешних проявлений [служений] направленных к людям. [Любовь распространяется по земле среди людей и творит много добра, утешая, научая, наставляя, помогая, советуя — как в частном порядке, так и публично]. Тем не менее, давайте, в самом деле, уступим нашим противникам в том, что любовь к Богу и ближнему является величайшей добродетелью, потому что главная заповедь такова: Возлюби Господа Бога твоего (Мф. 22:37). Но каким образом они выводят отсюда, что любовь оправдывает? Величайшая добродетель, говорят они, оправдывает. Никоим образом. [Это было бы так, если бы милосердие Бога зависело от нашей добродетельности. Однако выше мы уже доказали, что Он принимает и оправдывает нас ради Христа, а не из-за наших добродетелей; ибо наши добродетели нечисты]. Ибо даже величайшая, или первая Заповедь не оправдывает, — точно так же не оправдывает и величайшая добродетель этой Заповеди. [Заповедь и добродетель выше, чем наша способность следовать им, а потому мы не становимся праведными посредством любви]. Нас оправдывает та добродетель, которая постигает Христа и сообщает нам заслуги Христовы, посредством которых мы получаем благодать и мир от Бога. Но этой добродетелью является вера. Ибо, как мы уже неоднократно говорили, вера — это не только знание, но и в гораздо большей степени желание принять или постичь то, что предлагается нам в обетовании о Христе.
— Апология Аугсбургского Исповедания. Артикул V: О любви и исполнении Закона. §§ 103-106