Однажды, смотря телевизионный сериал про Перри Мейсона, я услышал мысль о том, что никогда не нужно задавать вопрос, на который ты заранее не знаешь ответа, иначе окажешься в беде. От другого мудрого человека я слышал, что не стоит задавать вопрос, если не хочешь услышать ответ, иначе окажешься в беде. К сожалению, я слишком часто пропускаю мимо ушей мудрые советы… и в обеих общинах, где мне довелось служить, я задавал прихожанам вопрос: «В какую церковь вы бы пошли, если бы лютеранской церкви не существовало?»
Я задаю этот вопрос, чтобы понять, какую церковь прихожане считают для себя наиболее близкой — богословски и литургически. К сожалению, я снова и снова слышу ответы типа «в методистскую», или «в баптистскую» или «в пресвитерианскую»… или, хуже того, «во внеконфессиональную».
В данном случае, говоря «к сожалению» или «хуже того», я не пытаюсь упрекнуть в чем-то другие деноминации — меня удручает, что прихожане лютеранской Церкви (и многие из ее пасторов) не понимают, во что лютеране верят, что они проповедуют и исповедуют. Они чувствуют себя неуютно в шкуре лютеран и, по сути, являются «хамелеонами», которые носят лютеранские одежды, но внутри придерживаются богословских и литургических представлений, принципиально противоречащих их внешне лютеранскому облику.
Среди моих прихожан были семьи, конфирмированные в других лютеранских общинах (и между ELCA и Миссурийцами здесь нет особой разницы), которых, тем не менее, шокируют такие вещи, как возрождение в Крещении, Крещение младенцев и Реальное Присутствие Тела и Крови Христа в Таинстве Алтаря. Они отождествляют лютеранство с консервативным протестантизмом — но, к сожалению, не с консервативным протестантизмом Лютера, а с многообразием американской евангелической традиции. В лютеранстве их привлекает акцент на авторитетность и истинность Писания, но они не верят в действенность Слова — и уж тем более не считают его живым голосом, который воплощает в реальность то, о чем говорит. Для них Библия — лишь книга доктринальных принципов или жизненных правил. Их привлекает в лютеранском богослужении внутренний порядок и почтительное отношение к святым вещам на фоне окружающих беспорядка и непочтительности, но они не различают в литургии Слово и Таинство, арену, где Бог посредством Даров, с которыми Он связал Свое имя, находится среди Своего народа, чтобы даровать им благословения, добытые на Кресте. Их привлекает кажущееся постоянство лютеран на фоне вечно меняющегося богословского ландшафта американского христианства, но они не считают залогом этого постоянства лютеранские исповедания и не видят в Книге Согласия исток и доктринальный стандарт Церкви. Их привлекает в лютеранстве возможность стать частью организованной структуры, существующей не только на уровне отдельной общины, но они отказывают этой структуре в праве вмешиваться в дела общины и настаивают на собственном праве поступать так, как им заблагорассудится.
По правде говоря, мне не хочется знать, какой деноминации многие из прихожан или пасторов моей Церкви отдали бы предпочтение, если бы не существовало лютеранства. Вы находитесь в лоне евангелическо-католической веры, выраженной словами наших лютеранских исповеданий и берущей в них свое начало. Эта вера существует не на бумаге, она реальна, и эта реальность не ограничивается узкими рамками воскресного утреннего богослужения или жизнью общины в целом. Эта вера — то, что вы есть, и мой долг как пастора заключается в том, чтобы учить вас и увещевать вас вживаться в эту лютеранскую шкуру. Именно к этому призваны все вы, именующие себя лютеранскими пасторами, — не искать ответ на пугающий вопрос, какая деноминация, если не лютеранство, а учить, проповедовать, катехизировать, увещевать и завоевывать сердца людей для веры, которую они назвали, пусть даже легкомысленно, своей. И долг моего епископа и моих коллег-пасторов заключается в том, чтобы требовать от меня исполнения моего долга. Ибо мы — лицемеры и обманщики, если пытаемся правдами и неправдами затащить невоцерковленных или недовоцерковленных людей в Церковь, в которой сами чувствуем себя чужими. Прежде чем предлагать кому-либо извне нашей общины стать причастниками нашего единства, мы должны сами понять и полностью принять Церковь, которая является воплощением этого единства, все, чему она учит, и все, что она исповедует.
— Пастор Ларри Питерс